ХАССП - это система менеджмента безопасности пищевой продукции

Питание - это один из самых важных факторов, обеспечивающих здоровье людей. Пищевые отравления и по сей день остаются актуальной проблемой. При покупке продуктов должна чувствоваться уверенность в том, что они безопасны и полезны для здоровья. В решении этой задачи помогает ХАССП — это система, означающая «Анализ рисков и критические контрольные точки».

хассп это

Что это такое?

Аббревиатура ХАССП — это английское HACCP, что означает Hazard and Critical Control Points. Система помогает снизить риски в безопасности пищевых продуктов. Здесь определяются возможные неполадки и разрабатываются меры, которые гарантируют, что продукт не повредит человеку.

ХАССП — это определение ответственности за решения относительно безопасности, устранение неопределенности, достижение того, что необходимые решения принимаются своевременно теми людьми, которые компетентны в соответствующих вопросах.

Так как на предприятиях общепита обычно имеется немаленький ассортимент блюд, то и закупать для их приготовления следует много сырья. Это не мешает внедрению ХАССП.

система сертификации

Появление системы

Изначально ХАССП разрабатывалась в НАСА, чтобы обеспечить безопасность питания астронавтов на микробиологическом уровне. Цель заключалась в достижении их безукоризненного здоровья. Но в то время большинство систем контролировало конечный продукт. Специалисты поняли, что 100%-ный результат гарантируется в том случае, если проверке подвергнется вся продукция. Таким образом и возникла ХАССП — это система, надежно обеспечивающая превентивный контроль.

Актуальность

В рамках Таможенного союза в настоящее время действует Технический регламент, носящий название «О безопасности пищевой продукции», в котором провозглашаются внедрение и поддержка на предприятиях процедур, базирующихся на принципах ХАССП.

Программа распространяется на организации общепита, где производятся, хранятся, реализуются и перевозятся продукты питания.

Регламент был принят еще в конце 2011 года. Однако, чтобы внедрить необходимые принципы, организациям давался период с 2013 года по февраль 2015 года. До сих пор не все предприятия реализовали данный принцип на практике. Таким организациям грозят штрафы размером от двадцати тысяч рублей до одного миллиона, а иногда и приостановка деятельности на срок до трех месяцев.

хассп на предприятии общественного питания

Варианты реализации

ХАССП на предприятии общественного питания можно внедрить разными способами. Для этого разрабатывают систему:

  • качества;
  • менеджмента.

При этом руководствуются документами ГОСТ Р, а также соответствующими Техническими регламентами Таможенного союза.

Сначала определяются с одним из двух вариантов внедрения. Для этого приходится знакомиться с соответствующими требованиями. А решив этот вопрос, проводят обучение сотрудников, привлекая сторонние организации с опытными преподавателями.

Итак, изучим, в чем заключается разработка и внедрение системы последовательно.

сертификация хассп

Этап 1: рабочая группа

Группу составляет два и более человека, обладающих необходимыми знаниями о производстве продукции на протяжении технологического процесса. Это руководящее звено, заведующие, повара, кладовщики, руководители административного сектора и так далее.

Руководитель дает указание о том, чтобы группе оказывали всестороннее содействие. Ее члены могут запросить помощь сторонних экспертов. Но отдавать в их руки полную разработку нельзя, так как только те, кто работают в организации, понимают всю специфику функционирования. В группе должны знать следующую информацию:

  • об управлении и производстве пищевых продуктов;
  • о сырье, ингредиентах и готовых продуктах;
  • об общей химии и микробиологии;
  • об оборудовании для проведения мониторинга внешней среды;
  • о принципах ИСО 9001 и ХАССП;
  • о законодательстве в этой области и требованиях относительно продуктов питания.

Этап 2: продукт

Группа работает над описанием сырья и продуктов. Причем составленный список остается актуальным всегда. Поэтому по мере необходимости его изменяют.

Также проводят оценку аллергенов, входящих в продукты. Удобнее при описании использовать таблицы и спецификации. Иногда последние запрашивают у поставщиков, облегчая таким образом, себе процедуру контроля.

Этап 3: область применения

Далее описывают норму при употреблении продукта. Она реализовывается на вынос или на месте.

Также описывают непреднамеренное или возможное неправильное обращение и последствия такового. Применение:

  • включает деятельность, на которой базируется система;
  • не вводит в заблуждение и содержит рекламу;
  • описывает все исключения.

документы хассп

Этап 4: блок-схемы

Блок состоит из схемы с последовательным описанием технологии, которая нужна для производства. Блок-схема не должна быть сложной. К ее составлению привлекают сотрудников, работающих на местах. Более целесообразным становится модульный подход при составлении, так как операции по технологии обладают комплексным характером.

Блюда разделяют на группы:

  • те, которые подвергают тепловой обработке;
  • гарниры без ее применения;
  • блюда комплексные.

Также они бывают горячими и холодными, выделяют хлебобулочные изделия, гарниры, напитки и так далее.

Этап 5: технологическая схема, подробности

Группа проверяет блок-схему до начала анализа опасных факторов. К примеру, наблюдают за процессом, согласовывают схемы с исполнителями, удостоверяются в их точности и в том, что не упущено ничего такого, что может отрицательно повлиять на безопасность блюд и здоровье людей.

При необходимости в документы ХАССП, а именно составленные блок-схемы, вносят изменения.

сертификат хассп

Этап 6 — этап 12: принципы ХАССП

Перечислим основные принципы.

  1. Анализ опасностей.
  2. Определение критических контрольных точек.
  3. Установление критических пределов для каждой из них.
  4. Установка мониторинговой системы для каждой из них.
  5. Установление корректирующих действий.
  6. Установление проверочных процедур.
  7. Ведение документации и учета.

На всех предприятиях опасности носят индивидуальный характер. При их выявлении разрабатывают меры предупредительного характера. Факторы риска делят на следующие разновидности:

  • биологические — это присутствие патогенных микроорганизмов, способных инфицировать или привести к интоксикации;
  • физические — наличие инородных тел, которые способны привести к травмированию или вызвать неприязнь;
  • химические — к ним относятся аллергены, токсические вещества, антибиотики, пестициды, упаковка, смазка и лекарственные препараты.

После проведения мониторинга каждая из опасностей описывается, анализируется и оценивается риск.

ККТ (критическая контрольная точка) относится к стадии процесса, когда используют процедуру контроля, предупреждая, исключая и уменьшая риски. К типичным ККТ относят:

  • термообработку;
  • просеивание;
  • обработку (яиц).

После определения ККТ разбираются с критическими пределами. Они отличны от технологических, так как целью последних не является безопасность. Критические пределы — это время, температура, соль и так далее.

Далее проводятся мониторинговые мероприятия, чтобы подтвердить факт, что ККТ контролируется. Они бывают непрерывными и периодическими. Регулярность зависит от типа и особенностей процедуры.
Если происходят отклонения от критических пределов, делается коррекция, которая после разработки включается в план. При этом следует указать, какие конкретные меры предпринимать, если происходят отклонения от нормы.

Проверочные процедуры включают в себя и другие методы, такие как тесты, испытания и так далее.

Последний принцип включает в себя требования ХАССП по наличию документации и системы архивации. Это становится доказательством функциональности системы. Документация должна быть упорядочена таким образом, чтобы при необходимости можно было с легкостью найти необходимую информацию.

Этап 13: руководство

Этот орган выполняет следующее.

  1. Показывает приоритетность ХАССП в отношении безопасности продукции.
  2. Информирует работников о выполнении требования касательно этого вопроса.
  3. Утверждает соответствующую политику.
  4. Обеспечивает ресурсами.

система менеджмента безопасности пищевой продукции

Этап 14: предварительные мероприятия

Как система менеджмента безопасности пищевой продукции, так и предварительные мероприятия очень важны. В их число входят следующие.

  1. Ведение деятельности в соответствии с законом.
  2. Обеспечение безопасности.
  3. Исполнение надлежащих требований.
  4. Контроль зон риска.
  5. Проверка.
  6. Выбор поставщиков.
  7. Безопасность сырья и воды.
  8. Контроль за продукцией.
  9. Оценка.
  10. Проверка выполнения санитарно-гигиенической программы.
  11. Борьба с вредителями.
  12. Обучение сотрудников.
  13. Идентификация и прослеживание продукции.
  14. Мониторинг внешней среды.
  15. Техобслуживание.
  16. Иные мероприятия.

Этап 15: документы

Перед тем как будет проводиться система сертификации, разрабатываются следующие документы.

  1. Руководство по безопасности и качеству.
  2. Производственные схемы и этапы.
  3. Управление записями.
  4. Контроль за сырьем.
  5. Управление продукцией, не соответствующей по качеству.
  6. Управление при ЧС.
  7. Изъятие продукции.
  8. Управление аудитами.
  9. Правила личной гигиены.
  10. Правила по борьбе с вредителями.
  11. Правила по управлению отходами.
  12. Правила ограничения доступа.
  13. Правила дезинфекции и уборки помещений.
  14. Анализ от руководства.
  15. Другие документы.

Сертификация ХАССП

В настоящее время эта процедура носит добровольный характер. Подобный характер присущ, например, известному международному стандарту ИСО 9001. Однако в случае с ХАССП нормы являются более конкретизированными. Остановимся на том, как проводится система сертификации менеджмента.

  1. Специалисты предприятия направляют соответствующую заявку.
  2. Орган по сертификации рассматривает ее и по итогам готовит договор.
  3. Назначается комиссия для проведения процедуры.
  4. Она анализирует поданную с заявкой документация.
  5. Далее проводят аудит. Это делается непосредственно на месте, а его план предварительно согласовывается сторонами.
  6. Если выявляются несоответствия, то для них разрабатываются корректировки и анализируются причины появления. В зависимости от характера несоответствий принимается решение о выдаче или не выдаче документа.

Если принимается положительное решение, то предприятие получает сертификат ХАССП, и тогда оно вправе использовать знак соответствия, а также баннер на сайте для рекламы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.