Специальные пожарные автомобили: назначение, технические характеристики

Специальные пожарные автомобили сегодня постоянно совершенствуются, это способствует увеличению эффективности выполнения различных задач. Существует множество моделей, созданных для тушения пожаров, стоит разобраться в наиболее распространенных из них.

специальные пожарные автомобили

Транспорт быстрого реагирования

Главным предназначением таких машин является обеспечение доставки людей, спасательного и технического оборудования к месту происшествия. Они незаменимы при осуществлении спасательных работ и устранении возгораний в жилых строениях. Специальные пожарные автомобили используются в умеренном климате с температурным диапазоном от -35 до +45 градусов. Главными их составными частями являются следующие:

  • электротехническое снаряжение для осуществления работ;
  • пожарно-техническое оборудование;
  • кузовная часть;
  • шасси;
  • баки для пены и воды.

Также стоит отметить оснащение в виде специальных выдвижных полок, на которых находится оборудование. Средства пожаротушения и снаряжение для спасательных работ располагаются в кузовной части и фиксируются надежными узлами крепления. На крыше транспорта имеется дополнительное место для оборудования.

Снаряжение, как правило, состоит из следующего:

  • спецодежда для пожарных;
  • лафетные стволы;
  • пожарные рукава и краны;
  • аппараты для обеспечения дыхания;
  • гидравлические инструменты;
  • оборудование для генерации пены;
  • специальные насосы;
  • защита дыхательных органов;
  • водопенное вооружение.

ац 40

Газодымозащитные машины

Специальные пожарные автомобили данного вида обеспечивают доставку осветительных приборов, специализированного инструмента, питания электрооборудования, систем для обеспечения защиты пожарного расчета до места чрезвычайной ситуации. Снаряжение состоит из нескольких функциональных частей:

  • осветительная выдвижная мачта, оснащенная прожекторами;
  • управляющая система;
  • электросиловые инструменты;
  • кабина пожарного расчета и шасси;
  • специализированные приборы для работы в форс-мажорных условиях;
  • электротехническое снаряжение.

Кабина с боевым расчетом и кузов, в котором находится снаряжение, устанавливаются на раме шасси. Среди отличительных особенностей стоит отметить оснащение оборудованием оптико-акустического вида “Южный Урал”.

Пожарный транспорт с контейнерами

Используется для оснащения пожарных отрядов мобильными, многофункциональными системами быстрого реагирования. Предназначаются специальные пожарные автомобили для устранения возгораний на нефтяных, газовых и химических производствах, в многоэтажных зданиях, архивах и музеях. Также комплекс подходит для осуществления спасательных операций. Автомобили данного вида незаменимы при чрезвычайных ситуациях при условии низких температур и в ходе устранения затяжных пожаров.

На шасси установлен специальный контейнеровоз, обеспечивающий высокий уровень мобильности, и мультилифт, использующийся для доставки, разгрузки и обратного перемещения на базу контейнера необходимого вида.

Эксплуатация может производиться при температуре от +40 до -50 градусов. В комплектацию входит несколько стандартных контейнеров, имеющих установленные габариты и набор оборудования для пожаротушения.

средства пожаротушения

Транспорт комбинированного тушения

Пожарные аварийно-спасательные автомобили необходимы для выполнения следующих задач:

  • подача жидкости из природного водоема или имеющегося резервуара;
  • транспортировка пожарных, технического оборудования и средств для устранения возгораний;
  • подача специального порошкового состава;
  • подача пены из цистерны или бака, установленного на шасси.

Неотъемлемым элементом является сигнальная специализированная установка. Транспорт находится в месте чрезвычайной ситуации до полного устранения возгорания. Вакуумное оборудование обеспечивает наполнение баков пеной и водой. Пожарное снаряжение стандартного вида размещается на крыше машины, во встроенных отсеках и в самом кузове. Большая часть оборудования представлена инструментами для подачи порошка для тушения, механической пены и воды.

пожарные автомобили насосно рукавные

Рукавные машины

Пожарные автомобили насосно-рукавные в первую очередь необходимы для подачи большого объема воды, при этом транспорт может находиться на значительном расстоянии от места возгорания. Среди основных функций также стоит отметить формирование специального раствора из пенного концентрата и воды в установленном компонентном соотношении.

В качестве материалов для изготовления используются металлы, устойчивые к развитию ржавчины. Оснащение представлено следующими элементами:

  • электронный датчик пенообразователя, размещаемый на насосе;
  • сливное оборудование с шаровым клапанным устройством;
  • магистраль для заправки с клапаном обратного вида;
  • переливная труба, дополненная приспособлением для предотвращения возникновения давления, несоответствующего установленному уровню;
  • волнорезы продольной и поперечной формы.

Возможна эксплуатация с пенообразователями любого вида. Дополняется элементами, обеспечивающими заполнение резервуара, его промывку и подогрев, при этом пополнение может производиться от пенообразующего электронасоса или стороннего источника. Поверхность емкости покрыта теплоизоляционным составом, его толщина - до 1 см.

пожарные коленчатые автоподъемники

Автоцистерна АЦ-40

Предназначение транспорта заключается в доставке специального снаряжения и личного состава к месту происшествия, а также средств огнетушения и их подачи в очаг возгорания.

На шасси установлены резервуары с пенообразователем и жидкостью. Для устранения локализации огня применяются средства пожаротушения как из систем водоснабжения, так и из емкостей и водоемов. Кузовная часть отличается высокими антикоррозийными и прочностными характеристиками, легким весом за счет использования алюминиевых листов. Стоит отметить, что новый кузов АЦ-40 дополнен откидными подножками, позволяющими упростить доступ к размещенному на верхних отсеках оборудованию.

пожарные автолестницы

Автолестницы

Лестница обеспечивает проведение работ на верхних этажах строений, тушение очагов возгорания механической пеной или водой при дополнении в виде пеногенераторов и лафетных стволов, эвакуацию пострадавших и ценных вещей из высотных зданий. Также при сложенных коленьях она используется для транспортировки груза краном. Пожарные автолестницы подходят для работ в различных климатических условиях. Стандартный температурный диапазон эксплуатации находится в пределах от +40 до -40 градусов. Возможны работы в расширенном диапазоне температур при условии соблюдения определенных правил.

Все узлы и механизмы устанавливаются на опорной раме и платформе, которые размещены на шасси. Привод гидронасоса работает от силового агрегата шасси.

Платформа лестницы

Платформа имеет коробчатую конструкцию, сплошную обшивку и изготавливается из угловой стали. Лонжероны рамы выступают в качестве основы для каркаса из металла. Платформа состоит из нескольких частей – двух боковых, задней и передней. Дополнительно размещается контейнер для транспортировки съемного снаряжения. Ступени находятся по бокам конструкции, при помощи специальных дверок обеспечивается доступ к бензобаку и аккумуляторам.

Платформа оснащается опорной передней рамой, размещенной за водительской кабиной. Она крепится в двух местах: на каркасе и лонжеронах рамы. Рама обеспечивает опору для передней части коленьев, их положение закрепляется при помощи специальных направляющих. Вертикальное перемещение комплекта коленьев предотвращается пружинными защелками, находящимися на боковых направляющих элементах. Запорный крюк необходим для удержания коленьев от выдвигания в ходе перемещения лестницы, он соприкасается с опорной передней рамой. Колено снимается с крюка в процессе снятия с рамы, в это время крюк опускается под собственным весом.

пожарные телескопические автоподъемники

Подъемники

Пожарные коленчатые автоподъемники необходимы для проведения высотных работ в процессе устранения возгорания. Они используются не только для подъема личного состава, но и для освещения прожекторами и подачи грузов. Конструкция состоит из следующих частей:

  • система управления;
  • механизм, обеспечивающий поворот и подъем;
  • звенья подъемной части;
  • опорная база;
  • шасси.

Управление подъемником может осуществляться из кабины или извне автомобиля с помощью дистанционного пульта. Конструкция имеет в верхней части установленную гребенку для одновременной подачи четырех стволов либо пожарный ствол вида ПЛС-20. Люлька оснащена защитой от теплового воздействия.

Пожарные телескопические автоподъемники оборудуются предохранительными автоматизированными механизмами, останавливающими перемещение при превышении допустимого угла опускания и подъема. В сравнении с автоматическими лестницами, они отличаются большей маневренностью. Сегодня, как правило, используются подъемные устройства российского производства, с высотой 30 и 17 метров. На автомобильном шасси помещается гидросистема основания, она блокирует рессоры и включает опоры.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.