Контроль приемочный. Методы, виды и средства контроля качества

Организация производства того или иного товара в большинстве случаев предполагает осуществление ответственными подразделениями фирмы различных видов контроля выпускаемой продукции. Методы, применяемые специалистами, при этом могут быть самыми разными. В числе самых распространенных — приемочный контроль. В чем заключаются его особенности? Каким образом приемочный контроль влияет на принятие тех или иных управленческих решений в организации?

Контроль приемочный

В чем заключается сущность приемочного контроля?

Рассмотрим для начала особенности терминологии в рамках сферы, о которой идет речь. Контроль приемочный — это проверка соответствия готовой продукции установленным требованиям на предприятии, выпустившем ее, непосредственно перед инициированием процедуры доставки соответствующих товаров потребителю. В рамках данного контроля могут выявляться различные недоработки на тех или иных стадиях производственного процесса, в частности, не выявленные в ходе операционного контроля.

Конкретные задачи процедуры, о которой идет речь, предопределяются сферой хозяйственных правоотношений, а также особенностями законодательства, в юрисдикции которого она находится. Так, например, в строительстве приемочный контроль качества предполагает выявление соответствия установленного перечня показателей строительных объектов различным государственным стандартам, а также утвержденному проекту.

Для сферы строительства характерен определенно высокий уровень интеграции различных видов проверок. Так, рассматриваемый тип процедур во многих случаях при возведении зданий будет дополнять операционный контроль в части формирования перечня сведений, необходимых для адекватной оценки соответствия построенного здания государственным стандартам и критериям, отраженным в утвержденном проекте.

Практически любая отрасль характеризуется особенностями в части организации приемочного контроля. Далее в статье мы изучим их на отдельных примерах.

Какими бывают разновидности контроля?

Но пока что изучим то, какими разновидностями может быть представлен производственный контроль. Так, распространена его классификация, подразумевающая 2 основные разновидности — сплошной и выборочный.

Контроль первого типа предполагает осуществление проверки каждого объекта, например, единицы выпущенной фирмой продукции. Процедура второго типа предполагает выставление оценки качества целой партии произведенного товара исходя из результатов проверки только части продукции — в рамках выборки. Разновидность выборочного — статистический контроль. Он предполагает задействование специальных методов, позволяющих обеспечить высокую степень достоверности результатов проверки.

Собственно контроль приемочный многие исследователи классифицируют:

- на проводимый по количественным признакам;

- реализуемый по качественным критериям.

Обе процедуры могут относиться к выборочному типу. Таким образом, проведение приемочного контроля предполагает во многих случаях задействование статистических методов. Рассмотрим их специфику подробнее.

Статистические методы в приемочном контроле

С чем может быть связано задействование соответствующих методов и, соответственно, выборочного приемочного контроля? Как правило, данный подход предопределяется масштабами проверки. Например, если исследуется партия товаров, выпущенных в количестве нескольких десятков тысяч, то провести их сплошной контроль может быть крайне сложно с технической точки зрения, а с экономической — и вовсе нежелательно. Поэтому в таких случаях задействуются средства контроля, позволяющие, во-первых, определить оптимальную выборку товара, а во-вторых, проанализировать ее с применением различных статистических методов на предмет соответствия установленным требованиям качества.

Операционный контроль

Главное требование к выборке — включение в нее однотипных объектов проверки. Обычно при серийном производстве одинаковых продуктов возникновение каких-либо дефектов на нескольких изделиях означает наличие аналогичных на других, поэтому в данном случае применение принципа выборки уместно.

Можно отметить, что рассматриваемый тип приемочного контроля находит регулярное применение как раз-таки в ходе взаимодействия поставщика и потребителя товара. Именно то, каким образом организована система утверждения планов и методов контроля между партнерами, предопределяет выбор подходов к оценке качества товара каждой из сторон.

В ряде случаев, конечно, возможны отклонения от схемы, что определена в процессе переговоров. Например, та или иная сторона может выбирать те средства контроля, которые наиболее оптимальны с точки зрения производственной модели, менее трудозатратны, оперативны при реализации. Они не всегда могут совпадать с инструментами, которые предпочитает использовать партнер.

Статистический приемочный контроль может осуществляться и третьей стороной. Это может быть, к примеру, хозяйствующий субъект, который является собственником наибольшей доли в акционерном капитале фирмы-производителя. В этом случае он может быть заинтересован в том, чтобы на принадлежащем ему предприятии внедрялись самые эффективные виды контроля качества как условие повышения конкурентоспособности бизнеса.

Формы контроля

Как правило, требования к параметрам выпускаемой продукции фиксируются на уровне нормативных документов, которые утверждаются руководством фирмы. В их разработке также могут принимать участие заинтересованные сторонние лица.

Как и в случае со многими другими видами контроля, при реализации статистического применяется план проведения различных проверок качества товаров. В нем, в частности, могут отражаться правила, регламентирующие:

- то, исходя из каких критериев выбираются конкретные формы контроля, составляющие его процедуры;

- то, каким образом осуществляется обработка данных, полученных в ходе проверок, а также их интерпретация.

Безусловно, данный план также может составляться совместными усилиями поставщика и потребителя товара. К взаимодействию между ними может в рамках установленных механизмов подключаться третья сторона.

Количественные и качественные методы при приемочном контроле

Выше мы отметили, что контроль приемочный классифицируется на 2 разновидности — количественный и качественный.

Сущность первого заключается в проверке того или иного признака качества в соотнесении с измеряемыми величинами. Заключение о результатах анализа выборки осуществляется исходя из исследования отдельных характеристик товара, иногда применяется метод среднего.

Качественный контроль может предполагать задействование разных методов оценки качества продукта, например, посредством подсчета тех или иных дефектных изделий в рамках выборки или же вычисление количества несоответствий в расчете на одно взятое изделие в партии.

План оценки качества

Обе рассматриваемые формы контроля — количественная, качественная — во многих случаях реализуются при использовании общего инструмента — плана оценки качества товаров. Посредством его исследователь определяет, какая партия выпущенной продукции соответствует установленным требованиям, а какая — не вполне.

Приемочный контроль в аптеке

При осуществлении количественного либо качественного контроля посредством соответствующего плана фиксируется объем выборки, а также оптимальные характеристики по условиям приемки серии изделий. В случае с количественным контролем это могут быть предельные показатели — наименьший и наибольший, позволяющие исчислить показатели качества на основе метода определения средних значений. Если осуществляется качественный контроль, то соответствующим параметром может быть максимальное количество изделий с дефектами либо общее количество несоответствий, которое допускается в рамках той или иной серии товаров.

Проведение статистического или иного вида приемочного контроля предполагает принятие руководством фирмы или ее ответственными специалистами определенных управленческих решений по итогам проверок. Изучим данный нюанс подробнее.

Принятие решений по итогам приемочного контроля

Рассматриваемая процедура во всех разновидностях, например, если осуществляется приемочный входной контроль, предполагает прежде всего принятие специалистами, которые проводят соответствующую проверку, решения о том, соответствует либо нет исследованный товар установленным показателям качества исходя из тех параметров, с которыми сопоставляются изучаемые характеристики изделия. На основе проведенного исследования могут выноситься самые разные решения, например:

- о необходимости оптимизации технологических процессов в целях улучшения качества товара;

- модернизации или ремонте производственных линий в целях устранения причин появления дефектов либо иных несоответствий на выпускаемых изделиях;

- необходимости совершенствования подходов к оценке качества товаров, в том числе и посредством проведения дополнительной работы с участием партнеров.

Результаты приемочного контроля могут влиять и на осуществление иных видов проверок. Например, исходя из принятых решений по итогам работы специалистов на приемке, может тем или иным способом изменяться операционный контроль на производственных линиях. Также корректировки могут быть внесены в процедуры приемки материалов, сырья и полуфабрикатов, которые используются при выпуске товаров.

Значение приемочного контроля для бизнеса

Принятие решений по итогам приемочного контроля в фирме может осуществляться также с учетом мнения партнерской организации, результатов соответствующих проверок, которые она провела, а также при рассмотрении позиций иных заинтересованных сторон, которые, к примеру, могут иметь доступ к результатам приемочного контроля в других организациях, как вариант, также входящих в холдинг. Это позволяет заинтересованным сторонам в ряде случаев рекомендовать на основе имеющихся данных те подходы, посредством которых приемочный выборочный контроль или же сплошной, если он применяется, может быть оптимизирован на предприятии с учетом опыта других фирм.

Процесс контроля

Таким образом, осуществление проверки качества изделий по факту их выпуска — процедура, которая может повлиять не только на взаимоотношения фирмы и поставщика. Во многом ее результаты влияют на политику управления бизнесом, на приоритеты руководства фирмы в части принятия решений по инвестициям в различные участки производства, по обновлениям тех или иных фондов.

Фактически приемочный контроль — это один из инструментов обратной связи между владельцами бизнеса и нанятыми сотрудниками, занимающими позиции как на уровне менеджмента, то есть компетентными в принятии ключевых управленческих решений, так и на уровне рядовых специалистов, отвечающих непосредственно за качество выпускаемой продукции.

Практическое применение контроля приемочного

Рассмотрим, каким образом может осуществляться процесс контроля в рассматриваемых разновидностях на практике. Соответствующие подходы могут задействоваться на разных этапах выпуска товара:

- при получении серии изделий — в этом случае осуществляется входной контроль материалов, сырья или, например, полуфабрикатов;

- в рамках смены производственных операций;

- при отпуске готовой продукции.

На любой стадии производства задача ответственного за проведение приемочного контроля сотрудника — принять решение о том, одобрить ли выпущенную партию товара либо забраковать ее. При этом значение имеет то, насколько детально проработана процедура определения оптимальных критериев дефекта или несоответствия товара установленным параметрам. В случае если данная процедура будет слишком строгой, то процесс контроля может затянуться и предопределить снижение темпов производства. Однако при обратной ситуации возможно снижение качества контроля, вследствие чего потребителю могут быть отправлены товары с дефектами или иными несоответствиями.

Поэтому проведению процедуры контроля предшествует ответственная работа по определению оптимальных критериев проверки товаров, а также ее методов. Во многих случаях то, каким образом должна осуществляться проверка товара, какие конкретно виды контроля качества следует применять предприятию, определяется в ходе его взаимодействия с партнерами, потребителями. Изучим данный аспект подробнее.

Контроль качества с учетом мнения потребителя

Действительно, в условиях рыночной экономики коммуникации между поставщиками товаров и потребителями играют важную роль. Умение производителя находить общий язык с покупателем в аспекте определения желаемых показателей качества товара — исключительно значимый фактор увеличения роста конкурентоспособности фирмы. В рамках взаимодействия партнеров по вопросам, в частности, приемочного контроля, между ними могут согласоваться вопросы, касающиеся:

- предельных показателей количества дефектных изделий в рамках партии товара;

- конкретных параметров качества изделий;

- возврата, обмена товаров, имеющих дефекты и иные несоответствия;

- механизмов обратной связи между потребителем и производителем в части совершенствования подходов к оценке качества продукции, а также к его повышению.

Виды контроля качества

Во многих случаях только после согласования соответствующих условий коммуникаций с потребителем производители вырабатывают конкретные методы технологического контроля, подходы к анализу качества и алгоритмы интерпретации оценки соответствия выпускаемых изделий установленным параметрам.

Полезно будет рассмотреть то, как реализуются методы приемочного контроля на практике в различных отраслях. Так, весьма распространен приемочный контроль в аптеке. Изучим его особенности.

Осуществление приемочного контроля в аптеках

Можно отметить, что осуществление приемочного контроля в аптеках во многих случаях бывает основано на положениях регулирующего законодательства, в частности, правовых актов, регламентирующих, каким образом должна осуществляться приемка тех лекарственных средств, что выпускаются непосредственно в аптеках. Главная задача фармацевтов в данном случае — предупредить поступление на прилавки некачественных лекарств, не соответствующих установленным требованиям.

Приемочный контроль в аптеке осуществляется, как правило, посредством проверки поступающих лекарств на соответствие тем критериям, которые соотносятся с описанием, упаковкой и маркировкой товаров. Кроме того, может осуществляться оценка качества оформления различных финансовых документов, проверка наличия сертификатов или паспортов лекарств, удостоверяющих их качество, а также иных аналогичных документов.

Если говорить об описании лекарственного средства, его проверка предполагает изучение его внешнего вида, в ряде случаев — запаха, на предмет соответствия установленным критериям. Если фармацевт сомневается в том, что лекарственное средство качественное, то он может направить его на экспертизу в специальную лабораторию. Если контроль приемочный, проведенный в отношении того или иного лекарства, показал, что его качество не соответствует установленным параметрам, данный продукт бракуется и размещается в аптеке отдельно от других лекарств.

Средства контроля

Проверка упаковки предполагает изучение прежде всего ее целостности. Также имеет значение, насколько она соответствует характерным для того или иного лекарства физико-химическим свойствам.

Следующий объект проверки в аптеке — маркировка товаров. Осуществление контроля в данном случае предполагает, в частности, изучение этикеток лекарственных средств на предмет наличия:

- наименования фирмы-изготовителя продукта либо организации, осуществившей его фасовку;

- названия лекарства, его массы, объема, концентрации;

- номера серии, анализа лекарства;

- срока годности, а также даты фасовки продукта.

В ряде случаев осуществляется проверка наличия на этикетке лекарственного средства показателей единиц действия соотносительно с одним граммом растительного сырья либо миллилитром лекарства.

Проверка маркировки также предполагает оценку содержания первичной, вторичной, а также групповой упаковки. Кроме того, проверяется наличие вкладышей на русском языке внутри упаковки либо в пачке.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.