Предмет и функции философии

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса, что собой представляет предмет философии как науки, следует разобраться с тем, что собственно такое предмет. Без этого понимания подходить к определению предмета философии просто бессмысленно, потому что широта научного интереса в рамках философского знания практически безгранична. Еще одной причиной такого подхода является то, что прежде чем рассмотреть предмет, необходимо составить четкое представление об объекте научного знания.

Объект любой науки, как вытекает из самого термина, всегда объективен, то есть его бытие не определяется желанием или предпочтениями конкретного исследователя – субъекта научного познания. Довольно часто можно встретить суждения, что в силу широты познавательного поля в философии предмет и объект тождественны. Однако такой подход следует признать непродуктивным, потому что именно в силу этой широты научный интерес в этой науке размывается, становиться неопределенным.

Исходя из исторических коллизий развития философского знания и мышления, объектом философии можно признать всю объективную действительность, духовную и социальную реальность, в которой осуществляется бытие человека, включая самого человека.

В отличие от объекта, предмет любой науки всегда субъективен, то есть его существование опосредовано научным интересом субъекта познания – исследователя. Он сам выбирает, какая часть объекта (объективной реальности) представляет для него научный интерес и после этого, собственно, и формируется предмет науки. Применительно к философскому знанию, предмет науки определяется самой структурой науки, ее направлениями, течениями, доктринами и теориями. В этом, кстати, проявляется одна из философских закономерностей философии – диалектичность связи предмета исследования и структуры научного знания. В наиболее простом и обобщенном виде предмет и функции философии можно определить следующим образом.

В качестве ее предмета можно указать наиболее общие закономерности генезиса форм бытия материального и духовного мира, а также эксплицируемые их образы, рационализируемые сознанием человека.

Исторически сформировавшиеся философские направления обусловили особенности предметной области в рамках каждого отдельного направления. Например, экзистенциалисты, начиная от великого Хайдеггера, считали, что предмет и функции философии заключаются в познании индивидуального смысла – экзистенции, которая выступает смысловым обоснованием не только человека, как такового, но и всего сущего вокруг нас. По иному подходили к решению данного вопроса позитивисты. Еще Огюст Конт утверждал, что предмет и функции философии должны формироваться из потребностей общества, объяснить и сформулировать законы и тенденции человеческого бытия. Именно это и предопределило тот факт, что Конта считают не только основоположником философского направления позитивизм, но и основателем науки социологии. А вот начиная с Карла Поппера позитивистское определение того, что представляет собой предмет и функции философии, значительно изменились. Здесь мы наблюдаем переход к анализу научной картины мира, тут и вырабатывается основной методологический критерий этого анализа – принцип верифицируемости знания дополняется принципом фальсификации.

Исходя из взаимозависимости, которая связывает понятия предмет, структура и функции философии, определить ее функции можно только в самом широком виде. Как правило, к ним относят:

  • методологическую, которая состоит в том, что философия вырабатывает аппарат познания и дает универсальные его методы для использования в самых разных областях человеческой деятельности;
  • общенаучная, заключающаяся в том, что именно в рамках философского знания создаются базовые теории и категории, используемые в познании;
  • социальная функция предполагает рассмотрение общества в рамках философского знания как единой целостности;
  • нормативно-регулятивная, заключающаяся в том, что именно философия вырабатывает критерии оценочной деятельности в самых разных сферах бытия человека;
  • мировоззренческая, говорит сама за себя, она обеспечивает формирование типов мышления и поведения на основе исключительно теоретических установок и закономерностей.

Следует отметить, что данным перечнем нельзя ограничить список функций, которые выполняет философия в нашей жизни. Их можно дробить, а можно формулировать новые, не менее значимые, но опосредованные историческим процессом.

Наука философия, ее предмет и функции непосредственным образом определяют структуру философского знания, которая также не является догмой и постоянно расширяется по мере накопления обществом новых научных фактов. Кроме того, развитие философии сопровождается постоянным смещением акцентов научного интереса к тем или иным проблемам, поэтому мы можем отмечать такое явление, как выход на первый план различных философских проблем в разное время. Это явление также непосредственно влияет на содержание круга проблем, составляющих предмет философии как науки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.