Союзное государство России и Белоруссии - что это такое

Новости и общество Политика

8 декабря 1999 г. - день союзного государства России и Белоруссии. Тогда лидеры двух стран, Лукашенко и Ельцин, подписали новый договор, который, бесспорно, разогнал интеграционные процессы.

День союзного государства России и Белоруссии также - 2 апреля 1996 года.  единое союзное государство россии и белоруссииТогда в Георгиевском зале Кремля произошло историческое событие. Лидеры двух стран подписали самый первый договор о союзном государстве России и Белоруссии.

союзное государство россии и белоруссии

Прошло целых 20 лет с тех событий. Союз до сих пор официально существует. Однако, несмотря на двадцатилетнее сотрудничество, у двух стран много нерешенных проблем и взаимных претензий. Попробуем разобраться, что же такое союзное государство России и Белоруссии.день союзного государства россии и белоруссии Это попытки возродить СССР или аналог ЕС на просторах СНГ? А также поговорим об основных проблемах интеграции.

Новый СССР или нет

В одном из выступлений президент РФ В.В. Путин высказывал мнение о распаде Союза. Это была большая ошибка, но пытаться его возродить будет большой глупостью. Как бы то ни было, но почти все страны, входившие в СССР, имели взаимозависимость. Несмотря на национальные противоречия, бывшие республики экономически не могли самостоятельно выжить друг без друга. Это связано с тем, что руководство долго скрепляло страну за счет хозяйственного районирования. Т.е. в каждой республике развивались свои, уникальные сферы, которых не было в других регионах.

союзное государство россии и белоруссии создано

Например, Беларусь – картофель, молочное производство, тяжелое машиностроение.

Украина – «житница Союза». Зерновые культуры, кукуруза, двигатели для ВПК.

Россия – атомная энергетика, тяжелая индустрия, лес, газ.

Прибалтика – технологическое производство и т. д.

Перечислять все республики не будем. Скажем лишь о том, что развал СССР «развалил» почти все отрасли в них, т.к. все они работали как единое целое. Предприятия не были готовы к различным барьерам независимости. Результат – отдельное хозяйственное районирование в бывших республиках перестало существовать.

 комитет союзного государства россии и белоруссии

Конечно, были попытки интеграции при помощи инструментов СНГ, но Содружество - это скорее «совещательная» организация, которая ничего не решает. Конечно, существуют таможенные льготы между странами-членами Содружества Независимых Государств, но все равно это уже не единое государство с унифицированными границами, валютой, законами.

Россия и Белоруссия решили избежать разрыва хозяйственных отношений между собой. Сотрудничество в рамках СНГ было недостаточным. Поэтому две страны создали союзное государство России и Белоруссии.

Кто в доме хозяин

Долго решался вопрос о политической системе. Предполагалось, что союзное государство России и Белоруссии будет управляться одним лидером, т. е. по аналогии с президентской республикой. По крайней мере, так предлагали власти РФ. Президент Лукашенко, конечно, согласился на такой шаг, но при условии, что таким лидером будет он. Россия такого поворота не ожидала, и напомнила белорусскому президенту о соотношении населения и объемов ВВП между двумя странами. Принцип единоначалия был отменен.

Политическая структура Конфедерации

флаг союзного государства россии и белоруссии

В соответствии с Договором о создании Союза функционируют:

  • Высший Государственный Совет (председатель Лукашенко).
  • Совет Министров (председатель Медведев).
  • Постоянный Комитет Союзного государства России и Белоруссии (председатель Григорий Рапота).
  • Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России.

Союзное государство России и Белоруссии «влилось» в Таможенный Союз или нет

Многие граждане думают, что с созданием сначала ЕАЭС, а потом Таможенного Союза, Конфедерация двух стран прекратила существование. Но на самом деле это не так.

Да, многие процессы между двумя странами действительно существуют в рамках ТС, однако ряд взаимодействий происходит исключительно по Договору Конфедерации:

  • Отрабатка пилотных проектов и нововведений, которые внедряются затем в ТС.
  • Сотрудничество в рамках Договора ведомств, отвечающих за безопасность – контрразведка, миграционные службы, МВД и т. д.
  • Взаимодействие межрегионального сотрудничества. Например, форумы регионов Беларуси и России.
  • В рамках Конфедерации увеличено до 90 дней время свободного пребывания граждан на территории обоих государств.
  • Активное взаимодействие происходит в образовательной сфере. Почти 10 тыс. белорусов учится в России и 2 тыс. россиян - в республике Беларусь.

Все эти процессы были бы невозможны в рамках Таможенного Союза.

ТС создан для свободного перемещения товаров внутри объединения. Это так называемая беспошлинная зона торговли. Все товары, производимые в странах, входящих в ТС, свободно могут продаваться внутри организации. Никаких дополнительных сертификатов не предусмотрено, пошлины не взимаются.

Союзное государство России и Белоруссии создано для более глубоких интеграционных процессов. Оно не ограничивается экономическим сотрудничеством. Это будущий проект единой Конфедерации, т.е. будущего государства. Проект поэтапной интеграции предполагает флаг союзного государства России и Белоруссии, герб, гимн, валюту, единые документы.

СССР возвращается или нет

Учитывая проект флага (красный флаг с двумя желтыми звездочками) и герба (несмотря на присутствие двуглавого орла больше похож на «советскую планету» с колосками), можно предположить, что две страны хотят возродить СССР. По крайней мере, проекты атрибутики об этом говорят.

Функции Высшего Государственного Совета Союзного государства

Высший Госсовет СГ выполняет следующие функции:

  • Утверждает международные договоры СГ, принятые Парламентом СГ.
  • Определяет местопребывание органов СГ.
  • Утверждает символику СГ, бюджет СГ, принятый Парламентом СГ.
  • Заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров СГ о реализации принятых решений.
  • Издает декреты в пределах своих полномочий и др.

В Госсовет СГ входят главы стран-участниц, или уполномоченные выступать от их имени лица. Если хотя бы один из них проголосует «против» за любое решение, то оно не принимается. Т. е. фактически Совет выполняет функции президента, только состоит из «коллегии глав государств». С 2000 года председателем является А. Г. Лукашенко. Его функции:

  • Ведет международные переговоры по поручению Высшего Госсовета СГ от СГ.
  • Обращается с ежегодными посланиями к Парламенту СГ.
  • Организует работу Высшего Госсовета СГ.
  • Дает поручения в пределах своей компетенции Совету Министров СГ.
  • По поручению Высшего Госсовета СГ выполняет его функции.

Совет Министров Союзного Государства

Совет Министров (Сов.Мин.) СГ является исполнительным органом Конфедерации. В него входят главы Правительств стран-участниц, министры иностранных дел, финансов, руководители отраслевых органов управления СГ, Госсекретарь союзного государства России и Белоруссии. Председателем Сов.Мина СГ назначается только глава исполнительной власти страны-участницы. Функции Сов.Мина СГ:

  • Обеспечивает контроль над выполнением положений Договора о СГ.
  • Разрабатывает основные направления общей политики.
  • Осуществляет управление общей собственностью.
  • Рассматривает отчеты Счетной Палаты.
  • Обеспечивает создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой налоговой, валютной, ценовой, торговой политики.

Постоянный Комитет

секретарь союзного государства россии и белоруссии

Постоянный Комитет – это основной рабочий орган Конфедерации. Министры и Главы государств не могут разорваться «на два фронта». К тому же постоянно собирать их из разных государств - довольно проблематичная ситуация. Для этих целей существует Постоянный Комитет СГ. Его функции:

  • Реализация положений Договора о создании СГ.
  • Разработка стратегии развития СГ.
  • Подготовка бюджета СГ.
  • Координация работы отраслевых органов СГ.

Парламент

Парламент Конфедерации состоит из равного количества депутатов законодательных органов стран-участниц. На сегодняшний день их по 36 человек. Это не законодательный орган Конфедерации. Парламент не может издавать единые законы для двух стран. Из числа депутатов лишь образованы профильные комиссии, которые в рамках своих компетенций взаимодействует с различными комитетами и ведомствами двух стран. Таких восемь:

  • по Регламенту;
  • по экономической политике;
  • по вопросам внешнеполитического курса;
  • по безопасности;
  • по вопросам экологии;
  • по информационной политике;
  • по бюджету;
  • по социальной политике и культуре.

Должна появиться единая Судебная система, которая будет координировать правовые акты двух государств. Возможно, когда-нибудь на территории двух государств будут действовать единые законы, но пока об этом говорить рано. За 20 лет мало что сделано.

Создание союзного государства Белоруссии, России: проблемы интеграции

Казалось бы, СГ существует 20 лет. За это время можно не просто наладить сотрудничество, но и реально создать унитарное государство при желании. договор о союзном государстве россии и белоруссии Но существует ряд проблем, которые останавливают многие интеграционные процессы. К таковым относятся:

  • политические аспекты;
  • экономические аспекты;
  • военные аспекты.

Постараемся разобраться в них.

Отобрать и поделить

Политические проблемы связаны с бюрократическими барьерами на пути создания СГ. Это связано с приватизационными процессами внутри России. Почти все предприятия (и даже стратегические) переходят из государственного сектора в частные руки.

Беларусь же занимает жесткую позицию по этому поводу. «Воровская приватизация недопустима, мы никогда не пойдем по российскому образцу», - заявляет лидер «братской» республики.

Приватизация, по мнению Лукашенко, невозможна в таких случаях:

  • Малорентабельное производство, но без которого невозможно существование экономики. Это угольная промышленность, транспорт, почта, и т. д.
  • Наукоемкие и капиталоемкие производства, которые окупаются через 10-20 лет.
  • Оборонная промышленность.

Для России с ее огромными территориями в руках государства должны быть монополии, которые объединяют ее. Раздробленность отраслей и приватизации в частные руки может создать опасность заговоров, отделений и пр.

Кроме этого, нет единой валюты, унифицированных законов, которые бы усилили интеграцию.

Камнем преткновения интеграции являются вопросы ценовой политики и налогообложения, а также развитие социальной сферы. Единое союзное государство России и Белоруссии унифицирует единые законы, цены, внутреннюю политику.

Нужно ли государство в экономике

Но Беларусь активно выступает за сдерживание цен, налогов. Это происходит за счет мощного государственного сектора, а также серьезного контроля в частном секторе. Правительство «братской республики» не дает разгулу олигархов в стране устанавливать цены «от потолка». Это создает опасные прецеденты для российских олигархов и чиновников, «кормящихся с откатов». Они видят в процессе интеграции угрозу своему благополучию. Поэтому они разными путями стараются затормозить все процессы.

Противниками СГ выступают также западные и многие отечественные либеральные политики. Они видят в этих процессах возврат к прежней социалистической системе. Роль государства в экономике Беларуси чрезмерна. И все процессы интеграции только усилят ее, в том числе это произойдет и в экономике России, что нельзя допускать.

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Похожие статьи