Грузовик УАЗ 300: технические характеристики

Автомобиль для народного хозяйства и промышленности УАЗ 300 – это новый послевоенный грузовик, выпущенный Ульяновским автомобильным заводом в 1949 году, как опытный и перспективный образец. От других советских коллег его отличал интересный и аккуратный дизайн кабины, оригинальная форма и размещение крыльев и капота.

Общие сведения

В остальном, транспортное средство комплектовалось деталями, производимыми на тот период советской автомобильной промышленностью. В итоге, грузовой автомобиль новой формации оснащался бензиновым четырехцилиндровым силовым агрегатом, мощностью 50 конских сил и четырехскоростной коробкой передач, доставшейся ему от ГАЗа.

уаз 300

Исторические факты

После войны в СССР активно производилась индустриализация, требовались автомобили для транспортировки различных грузов, комплектующих деталей для строительства комбинатов, дорог и промышленных объектов. Для перевозки грузов от 0,5 до 1 т подходящих машин отечественного производства не было. Именно эту нишу должен был занять УАЗ 300. Разработкой автомобиля занималась целая конструкторская группа, в которой каждый отвечал за определенную систему или узел.

Для того, чтобы ускорить процесс создания легкого грузовика, было принято решение о комплектации его некоторыми деталями от существующих серийных автомобилей. В итоге, машина оборудовалась двигателем от легковой «Победы», а подвеска досталась от грузовика ярославского комбината ЯАЗ-200.

На Ульяновском заводе отсутствовало высокоточное оборудование, позволяющее на сто процентов реализовать интересные задумки разработчиков УАЗ 300. По этой причине коробку передач в сборе изготавливали на заводе в Горьком. Первый блин вышел комом, поскольку из-за спешки сдачи объекта в срок, ни изготовители КПП, ни работники в Ульяновске, не выявили стружку в коробке передач. В результате ее заклинило, пришлось снимать и перебирать узел. Повторное испытание было более удачным, и 7 ноября 49-года красавец нового поколения выехал на демонстрацию.

 уаз 300 л с

Основные характеристики

УАЗ 300, грузовик который так и не вышел в серийное производство. Конструкторская группа была расформирована, а завод занялся выпуском других автомобилей. Машина имела обтекаемый капот и облицовку радиатора, крылья уместно сочетались с цельнометаллической кабиной типа ГАЗ-51, которая пришла на смену деревянной вариации ГАЗ-ММ.

Основные технические характеристики:

  • Силовая установка – бензиновый мотор с четырьмя цилиндрами, рядный, карбюраторный.
  • Мощность УАЗ 300 (л. с) – 50.
  • Переключение передач ­ – четырехступенчатая механическая коробка.
  • Узел подвески – спереди и сзади рессорного типа.
  • Грузоподъемность (т) – до 1,5.
  • Масса (т) – 1.
  • Вид топлива ­– бензин А-66.
  • Колеса ­ – передние и задние односкатного типа.

Всего было представлено на общественное обозрение шесть моделей, первые две из которых презентовались к годовщинам ноябрьской революции.

уаз 300 грузовик

Модификации

Предшественником УАЗ 300, характеристика которого позволяет относить его к легким грузовикам, можно считать экспериментальный образец УЛьЗИС НАТИ-253. Это транспортное средство разработано в 1944 г. Грузовое авто создавалось и готовилось к выпуску согласно договору, заключенному Ульяновским автозаводом и американским концерном General Motors.

Автомобиль оборудовался двухтактным дизельным движком мощностью 83 лошадки. Опытный экземпляр должен был выгодно отличаться не только дизайнерским оформлением кабины, капота и крыльев, но и более современной компоновкой. На самом деле, подавляющее большинство агрегатов и деталей были просто-напросто позаимствованы у импортных аналогов, незначительная часть запчастей выпускалась на комбинате НАТИ.

Вскоре после выпуска первого УАЗ 300, была разработана модификация под индексом 302. Его грузоподъемность составила 1,5 тонны. Также авто оснащалось усиленной рамой и двускатными задними колесами. Несмотря на удачное испытание обоих вариаций, заводу не хватило производственных мощностей для пуска этих грузовиков в серию.

Тест драйв

Грузовой автомобиль УАЗ 300 дорожные испытания впервые прошел в конце 1950 года вместе со своим утяжеленным «братом» под индексом 302. Обе модели проявили себя отлично по различным показателям. Не отстала от них и третья вариация – ГАЗ-ММ. Все модификации испытания выдержали достойно. В следующем году выстраивались грандиозные планы по завершению окончательной доработки машин.

уаз 300 характеристика

Но далеко идущим идеям не суждено было сбыться. В приказе № 297 от 03.07.1951 было отмечено о том, что конструкторский отдел подлежит расформированию. Совет Министров Советского Союза издал постановление, в соответствии с которым Ульяновский завод переориентировался на выпуск радиолокационных станций (РЛС).

Не судьба была для рассматриваемой машины стать серийной единицей. Касательно самого завода, то через некоторый период он вновь вернулся к выпуску автомобилей (в 1954 году). Но теперь это стали совсем другие разработки. Среди них особое место занимают представители марки ГАЗ-69.

Конструкторская группа

Коллектив разработчиков возглавлял главный конструктор М. И. Козаков. Каждый инженер отвечал за проектировку и разработку определенного узла или схемы. К примеру, за конструирование тормозного блока отвечал И. Ф. Сафинов, рулевое управление было под контролем инженера В. А. Лисова. Общей компоновкой занимались одновременно два разработчика: И. Х. Пахтер и В. С. Меньшов.

уаз 300 дорожные испытания

Конструкторы УАЗ 300, двигатель которому достался от серийного авто «Победа», хотели создать уникальный грузовик, отличающихся от других аналогов. Для этого на Горьковском автозаводе изготовили макет по своему усмотрению. Однако все-таки приняли внешний облик, предложенный ульяновскими сотрудниками: Ермиловым, Богданович, Старостиным и Хлипковым. После утверждения проекта, перед конструкторской группой и работниками завода встала задача в духе советского времени - изготовить автомобиль к празднованию дня революции.

Завершение

Невзирая на послевоенное тяжелое время, автомобильные конструкторы находили способы и изыски по разработке новых автомобилей. Причем, на то время получалось у них это неплохо. Другое дело, что не хватало оригинальных запчастей и производственных мощностей, в связи с чем, многие проекты закрывали или замораживали.

уаз 300 двигатель

Перед разработчиками стояла задача обновить и модернизировать стандартную «полуторку», и они справились со своей задачей отлично, учитывая имеющиеся возможности. Если сравнить мощность УАЗ 300 (л. с. в 50 единиц), можно отметить, что на таком грузовике доступно было перевозить грузы порядка 1000-1200 килограмм, а на усовершенствованной версии УАЗ 302 – до полутора тонн. Серийный выпуск этих моделей мог внести значительный вклад в развитие народного хозяйства, однако этого не случилось.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.