Факультативное занятие - это что такое?

Факультативное занятие - это то, что интересует многих родителей современных школьников. Причем еще с начальных классов. Дело все в том, что все больше и больше родителей хотят, чтобы их дети в школе изучали как можно больше и получали максимально полное образование. Именно для этой цели были придуманы факультативы. Но о чем стоит знать учителям и родителям перед тем, как связываться с подобными занятиями? Обо всех особенностях процесса далее. На самом деле нет ничего трудного, во всяком случае для родителей в понимании факультативов. Это давно известный термин, который применяется в школах и университетах.

факультативное занятие это

Определение

Факультативное занятие - это необязательный урок в образовательных учреждениях. Обычно используется в отношении дополнительных, необязательных предметов. Например, если в школе есть предмет "психология", то он является факультативом.

Также факультативное занятие - это дополнительные часы для тех или иных предметов в школе. Что-то вроде уроков репетиторства. Основное их преимущество - это необязательный характер. Обычно дети и их родители сами выбирают тот или иной факультатив (или несколько) из предложенных образовательным учреждением.

То есть факультативное занятие собой представляет дополнительные, развивающие часы или отдельные предметы в школах и университетах, посещаемые по желанию. Своеобразный аналог репетиторству. В отличие от указанного термина, факультативы проходят в групповой форме, точно так же, как и обычные школьные занятия. Проводятся во внеурочное время.

Определение предметов

Теперь понятно, что факультативное занятие - это дополнительные возможности для развития учеников в школах и университетах. Родители и дети, как уже было сказано, сами способны выбрать то или иное направление обучения.

Основной особенностью является то, что факультативы школы определяют самостоятельно. Речь идет о спектре дополнительных занятий и часов по общеобразовательным предметам. Все зависит от конкретного учреждения. Никаких точных указаний относительно разнообразия факультативов нет. Гланое, чтобы это были или дополнительные уроки, выходящие за пределы школьной программы, или вообще новые, внешкольные предметы.

Обязательные уроки

Первым делом стоит понять, какие занятия входят в школьную программу по умолчанию. Уже этот факт поможет осознать, есть ли в том или ином учебном заведении какие-нибудь факультативы.

программы факультативных занятий

На данный момент за все 11 лет обучения в школе ученики обязательно посещают следующие занятия:

  • русский язык;
  • литература;
  • математика (в средней и старшей школе - алгебра и геометрия);
  • иностранный язык;
  • ИЗО;
  • музыка;
  • труд (обычно для мальчиков и девочек отдельно);
  • окружающий мир/природоведение;
  • география;
  • физическая культура;
  • ОБЖ (1 час в неделю);
  • МХК (1 школьный час в неделю);
  • история;
  • обществознание;
  • химия;
  • биология;
  • физика;
  • информатика.

В зависимости от того, в какой школе обучается ребенок, на каждый предмет отводится определенное количество часов. Также стоит обратить внимание, что некоторые уроки предназначаются только для средней и старшей школ, а что-то исключительно для начальных классов.

Варианты выбора факультативов

Факультативное занятие - это, как уже было сказано, дополнительные возможности для развития и обучения. Оно может поводиться как относительно общеобразовательных предметов, так в в качестве абсолютно новых предметов. Как предлагается выбирать факультативы в тех или иных случаях?

факультативные занятия по математике

Вообще в России активно продвигаются следующие способы:

  1. Личный выбор родителя/ребенка. Составляется заявление в письменной форме, где дети и родители выбирают определенные факультативные занятия, которые будет посещать ребенок. Из параллели классов набирается группа, с которой преподаватель занимается в специально отведенное время. Например, сразу после окончания уроков. Так факультатив напоминает развивающий кружок.
  2. Поступление в школу/класс с определенным уклоном. В таком случае детям "по умолчанию" полагаются факультативы, которые они будут посещать. Причем в обязательном порядке. На данный момент в России распространены классы с математическим, медицинским, лингвистическим или экономическим уклоном. В то же время никто не запрещает дополнительно писать заявление на посещение определенных факультативных занятий.

Иногда родительский комитет в той или иной школе предлагает организацию факультативов. Но на практике подобный расклад встречается редко. Поэтому его почти не рассматривают.

Платить или нет

Факультативные занятия (РБ, РФ и ряд других стран активно продвигают данную систему обучения) - это, как уже стало понятно, то, что выходит за пределы общеобразовательной программы. По установленным законам обучение в школах бесплатное. То есть среднее образование гарантировано всем. Но как быть с факультативами? Они ведь выходят за пределы программы!

факультативные занятия по русскому языку

В данном случае, как правило, родители оплачивают дополнительные часы учебы ребенка. Вполне нормальная практика. Ведь учителя будут обучать школьников во внеурочное время. Фактически после окончания рабочего дня. Поэтому факультативные занятия по математике, русскому языку и прочим предметам (как школьным, так и дополнительным) оплачиваются.

Если речь идет о школе с классами определенного направления (математического, медицинского, экономического, юридического типа), то возможно, что как раз те факультативы, что выходят в расширенную программу обучения, не оплачиваются. А вот если еще сверх занятий посещать те или иные предметы, то за них платить придется.

В любом случае факультативные занятия по русскому языку, психологии и другим предметам - это не бесплатная возможность. Вполне справедливо, что за дополнительные занятия с детьми требуется платить. Ведь факультативы это что-то вроде группового репетиторства.

Особенности разработки

Отдельное внимание требуется уделить разработке факультативных занятий. Ведь они проводятся вместе с обычным обучением. Только во внеурочное время. Поэтому приходится учитывать множество особенностей.

Учебные программы факультативных занятий содержат в себе то, чего нет в школьной программе. Обычно учителя пользуются в таких случаях специальными готовыми поурочными разработками для тех или иных дополнительных занятий. Они помогают с учетом особенностей конкретных детей подготавливать максимально полезные и интересные занятия.

Довольно часто преподаватели выясняют, что интересно было бы узнать детям в отношении того или иного предмета. И с учетом полученных сведений готовится к следующему дополнительному занятию. Главное, чтобы факультатив был направлен на развитие и совершенствование навыков.

Алгоритм планирования

Планирование факультативных занятий - процесс не такой уж и простой. Требуется учитывать множество факторов. Важно, чтобы все занятия развивали детей, заинтересовывали их. Иначе не получится успешного дополнительного обучения.

планирование факультативных занятий

Планирование можно разделить на несколько этапов. Независимо от предмета, учитель должен:

  1. Изучить школьную программу по тому или иному предмету. Если речь идет об абсолютно новом уроке, шаг можно пропустить.
  2. Собрать сведения о желаниях учеников относительно того, что изучать на факультативе.
  3. Изучить дидактические материалы по тем или иным факультативным предметам. Такие разработки можно отыскать в книжных магазинах. Для каждого класса - свои примеры.
  4. Составить план уроков, который был бы интересен детям, а также выходил за пределы изучаемого в школе. Можно опираться на купленные готовые дидактические материалы для преподавателей. Они очень часто помогают.

Если задуматься, то составить конспект факультативного занятия довольно легко. Особенно если учитель прекрасно разбирается в том или ином предмете, а также сам знает много интересного, что не входит в общеобразовательную программу обучения.

Советы по назначению факультативов

Стоит обратить внимание, что факультативные занятия - это дополнительная нагрузка для школьников. Даже если им интересно заниматься. Поэтому существует несколько советов, которые помогут школам и учителям максимально удобно организовать дополнительное обучение.

Среди наиболее распространенных рекомендаций выделяют:

  • дополнительные занятия стоит назначать сразу после основных уроков, не разрывая день;
  • факультативы лучше ставить тогда, когда нагрузка на детей меньше всего;
  • не назначать в один день много дополнительных занятий;
  • домашние задания выдаются, но плохие отметки за них не ставятся, вместо этого разбираются все возникшие вопросы;
  • между факультативом и основными занятиями обязателен перерыв в 45 минут.

Конфликтные ситуации

Программы факультативных занятий, как уже было сказано, - это дополнительное образование. Именно поэтому в школах часто возникают спорные ситуации. Как действовать родителям и детям в тех или иных случаях?

факультативные занятия рб

Вот наиболее распространенные проблемы и ответы, решающие те или иные ситуации:

  1. Имеет ли право учитель принуждать детей к посещениям факультативов? Нет. Это, как уже было сказано, форма дополнительного образования. Она не входит в обязательное посещение, осуществляется на добровольной основе. Угрозы и принуждения учителя незаконны.
  2. Могут ли от ребенка требовать обязательной явки на факультатив, если ученик записался для посещения? Да. Несмотря на то, что дополнительные занятия - дело добровольное, после записи придется посещать их точно так же, как и обычные школьные уроки.
  3. Требуют ли оплаты факультативы? Это зависит от того, когда и как проводятся занятия. Если они организованы за счет общеобразовательных часов, то процедура бесплатна. В противном случае платить придется.

Пожалуй, никаких иных проблем не встречается. Все проблемы решаются в кратчайшие сроки.

Пример факультатива 1 класса

Как может выглядеть дополнительное занятие? Все зависит от школы и класса обучения. Например, факультативные занятия (1 класс) выстраиваются по некоторому простому алгоритму.

учебные программы факультативных занятий

Например, проводится дополнительное занятие на развитие логики. На нем учитель должен в игровой форме задавать логические задачи и решать их с детьми. Например, при помощи слайдов. На каждом - отдельная задача и иллюстрация. В конце - скрытый ответ. Каждая задачка разбирается преподавателем. В 1 классе логические вопросы могут выглядеть как:

  1. У Пети 3 кубика, у Маши - 2. На столе стоит коробка, в которой помещаются 8 кубиков. Поместятся ли игрушки детей в коробочку? Почему?
  2. У паучка 4 пары ног. Сколько всего ножек у насекомого?
  3. В коробке сидят щенки. У них 4 пары ушек. Сколько всего щенков в коробке?
  4. По двору прыгают воробьи. Таня насчитала у всех воробьев 6 пар ног. Сколько птиц на улице?
  5. У Кристины 5 пар перчаток. Сколько у девочки перчаток на правую руку?

В таком ключе организовываются факультативы начальных классов. Игровая форма - вот лучший вариант дополнительных занятий. В средней и старшей школе требуется разбор трудных задач за пределами школьной программы с полным разъяснением решений.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Обязательны ли факультативы в школе? Платные или бесплатные- это не принципиально. Главное- обязана или нет школа организовывать факультатив по тому или иному предмету?
Копировать ссылку
0
Как узнать точно, обязательны ФГОСы или нет? Письмо это не нормативный документ, даже если оно Министерства просвещения.
Копировать ссылку
0
Какое разночтение. Минпросвещения России настаивает на том, что посещение ФГОС является обязательным для учеников (письмо Минпросвещения России от05.09.2018г. № 03-ПГ-МП-42216). У моего ребенка в школе были проблемы с ФГОСами. Заставляли ходить против желания.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.