Жанр «Кладовая солнца» – произведения М. Пришвина

Россия дала миру просто невероятное количество изумительных писателей. Каждый из них либо находил свою тему, либо разрабатывал общемировые, которые затрагивают чувства, думы и души людей, говорящих на всех языках. Наши литературные гиганты XIX века заслонили собой тех писателей, которых другая страна поставила бы на первый план. Среди них Михаил Пришвин.

жанр кладовая солнца
Он писал не о природе, он создавал незабываемые образы людей. Одной из вершин его творчества стала сказка, как всегда называл он ее сам, «Кладовая солнца». Вот так писатель определил ее жанр. «Кладовая солнца» – драматическая история о брате и сестре, которые отправились на поиски клюквы в палестинке.

Знакомство с героями

Остались сиротами сестричка Настя и братик Митя, Митраша, как его все ласково называли, после войны. Такой зачин позволяет сказать, что у произведения сказочный жанр. «Кладовая солнца» постепенно обрастет бытовыми подробностями. У детей крепкая изба, большое хозяйство. Митраша маленький, но вполне мужичок, который по просьбе соседей бондарит. Дети живут дружно и мирно. Однажды весной они собрались за клюквой на Блудово болото.

пришвин кладовая солнца жанр
Там, как рассказывал отец, есть местечко, палестинка, на котором от красной ягоды травы не видно. Только дойти сложно. На пути может встретиться страшное место – Слепая елань, где погибло немало людей, которые искали палестинку. Или волк Серый помещик, который нападает на людей. Так, в сказочную историю вплетаются бытовые моменты, которые могут сказать, что это не совсем сказка. В ней есть много элементов были. Таков у этой истории странный жанр. «Кладовая солнца» – это еще и быль.

Ссора

Дети вышли затемно. Дошли до болота и сели обогреться на камень под восходящим солнышком. А все живое торжествует под ним. Каждая птичка старается спеть ему свою звонкую песенку. Ведь солнышко – мать всякого существа от травинки, птички, мышки до торфа, которым наполнено Блудово болото. Потому-то оно и есть «кладовая солнца». Сестричке и братцу пора идти. Настя выбирает хорошо протоптанную тропу, по которой ходят все, а Митраша – тоненькую, которая ведет на север, и по которой наверняка дойдешь до палестинки со сладкой и крупной клюквой. Так рассорились брат с сестрой и разошлись в разные стороны. Деревья в это время жалобно застонали под злым ветром, предвещая недоброе. Ну чем это не сказка? Здесь точно она присутствует, без сомнения, это сказочный жанр. «Кладовая солнца» дальше будет наполнена приключениями Митраши.

Собака Травка, Настя и Митраша

Умер старый лесник Антипыч, и осиротела его умная гончая Травка. От большой тоски по хозяину, не зная, кому теперь служить, она выла, и к ее вою прислушивался волк Серый помещик, гроза всего края. А он выл от голода и злобы. Голодная Травка вышла на следы зайца и Митраши, которые вели на Слепую елань. А потом передумала и пошла по следу Насти, от которого пахло вкусным хлебом, а может быть, даже лаской. Это ль не быль? Пришвин («Кладовая солнца») жанр сказочный перемежал с былью и точностью описаний. Митраша шел все время по компасу, как учил отец, на север, и торф под его ногами становился все тоньше и тоньше. Все труднее становилось найти Митраше плотную надежную тропку. И по ошибке, не сумев рассчитать, попал мальчуган прямо в коварную Слепую елань. Охватило его по грудь, и услышал он отчаянный крик Насти: «Митраша!!!». Он ей ответил, и, утопая, заплакал. А Настя случайно сбилась с тропинки, случайно обошла Слепую елань и нашла палестинку. Сколько клюквы она насобирала, не разгибаясь, и не сказать! Даже лось не понял, что она живой человек, а принял ее за камень. Ну и как, сказка это или быль – жанр произведения «Кладовая солнца»? Пришвин писал сказку. А к Насте подошла Травка. Только хлеб был глубоко под клюквой, не смогла девочка угостить собаку. Оглянулась: день клонится к вечеру, солнце садится. Страшно стало Насте за Митрашу.

Травка-спасительница

Она, голодная, с лаем бросилась к Слепой елани по следу зайца. На лай собаки откликнулся Серый помещик и бросился вдогонку за добычей. Он хотел поймать собаку и растерзать. Бежит Травка по зайцу и вдруг видит, что из болота человеческие глаза смотрят. И услышала она человеческие слова и поняла, что точно перед ней ее Антипыч, который попал в беду и позвал ее настоящим охотничьим именем: «Затравка». Она подползла и вытащила его на живот.

жанр произведения кладовая солнца пришвин
Теперь мальчик распластался и не тонул, и Травка ползла. Так они доползли до тропы. Митраша хозяйским голосом приказал подойти собаке, и она признала в нем любимого Антипыча, бросилась на грудь облизывать лицо и хозяйские руки.
кладовая солнца какой жанр
Некогда самого Пришвина собака спасла от смерти в болоте. Это совершенно реальный случай. Так все-таки описана быль, и это – жанр «Кладовой солнца» М. Пришвина?

Что делали Травка и Митраша

Травка выгоняла зайца на мальчика, а он готовил патроны, чтобы потом, подстрелив зайца, запечь добычу. Они оба были голодные. В это время прямо на Митрашу вышел Серый помещик. Мальчик выстрелил в упор, и злодея, которого боялась вся округа, не стало.

Встреча трех друзей

Настя бросилась на звук выстрела, Травка принесла зайца своему новому молодому Антипычу, и все стали греться у костра и готовить еду.

жанр кладовой солнца м пришвина
Они заночевали на болоте.

Беспокойство односельчан

Утром все село бросилось их искать. Дети и веселая Травка столкнулись с соседями у выхода из леса. Никто не мог поверить, что мальчик в 11 лет убил матерого волка, а Настя набрела на палестинку. Но полные корзины клюквы их убедили в рассказе девочки, а на убитого волка все пошли смотреть. Когда привезли Серого помещика, то его прибежали рассматривать даже жители соседних деревень. А Настя всю клюкву отдала детям, которых привезли из Ленинграда.

Так как же написана «Кладовая солнца»? Какой жанр избрал писатель? Приходится прийти к выводу, что это получился совершенно новый жанр – сказка-быль.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.