«Бора» - корабль ракетный на воздушной подушке: описание, технические характеристики и отзывы

Обсудить Редактировать статью
 

О существовании РКВП «Бора» долго не распространялись, он был окружен завесой полной секретности. Как, впрочем, многие военные объекты России. «Бора» – корабль, аналогов которому просто нет во всем мире. Легкость, маневренность, скорость его настолько высоки, что его не способны догнать торпеды и даже самонаводящиеся ракеты. На Черноморском флоте неоднократно проводились учения, где экипаж РКВП отлично справлялся с поставленными задачами, ведя успешные бои с кораблями условных противников.

«Бора» корабль

Задумка о создании корабля

Первые мысли о создании подобного корабля возникли еще во времена Второй мировой войны, когда в 1942 году немцы прорывались на Кавказ. В Москве на совете обсуждался проект ракетчика-конструктора Челомея. Его предложение – установить на ракетные катера торпедные установки для поражения крупных целей противника. Все согласились, что проект действительно перспективный, но временно отложили.

Только после войны по указанию Сталина в 1949 году было создано ВМКБ «Алмаз». Сотрудникам было поручено разработать проекты кораблей на воздушной подушке, это была секретная, совершенно новая тема. Целью являлось создание сверхбыстрых ракетных катеров. Детищем этого проекта в будущем и стал «Бора» – корабль на воздушной подушке.

Роль КБ «Алмаз»

Так, в ленинградском КБ «Алмаз» стали зарождаться идеи – монтировать ракетные установки на мелкие быстроходные катера. Во всем мире к новшеству русских отнеслись сдержано-скептически. Но шестидневная война 1967 года перевернула взгляды, после того как египетский катер (производства СССР) единым ракетным залпом отправил на дно израильский эскадренный миноносец. Началась новая эпоха на флоте. В 70-х годах инженерами КБ «Алмаз» под руководством В. И. Королева стали выдвигаться идеи по созданию легких катеров-катамаранов на воздушных подушках. Это повышало скорость передвижения, маневренность, неуязвимость. Задача – неожиданное появление, удар и такое же быстрое исчезновение. Так зародился малый корабль «Бора» на воздушной подушке.

ракетный корабль «Бора»

Первые испытания

Впервые РКВП «Бора» спустили на воду в 1988 году, но тяжелая политическая и экономическая обстановка не позволила сразу же провести испытания. Корабль «Бора» первые свои успехи показал в 1991 году. В районе острова Змеиного, что на Черном море, состоялись первые стрельбы, вызвали они нешуточный переполох у иностранных разведок. Такого во флоте еще нигде не встречали. Новый военный российский корабль, идя со скоростью 40 узлов, одновременно производил пуски ракет. Ракетный залп готовился всего лишь 30 секунд. Во время первых испытаний четырьмя ракетами «Москит» был полностью уничтожен патрульный списанный катер. Естественно, что такие залпы способны уничтожать даже крупные корабли, в том числе и авианосцы.

Малый корабль «Бора» стали называть «Морским разрушителем», ведь его задачей стало обезглавить флотилию, то есть нанести разрушительный удар по главному кораблю вражеской эскадры. После этого на скорости, превышающей скорость любого морского судна, скрыться из поля зрения.

В 1991 году на Черноморском флоте появился первый корабль на воздушной подушке – это и был «Бора».

Характеристики корабля

Корабль имеет водоизмещение 1050 тонн. Размеры «Бора» имеет такие: полная ширина - 17,2 м, длина - 65,6 м. Осадка судна - 3,3 м, при работе нагнетателей добавляется 1 м. Максимальная скорость хода составляет 55 узлов. Дальность следования при скорости в 12 узлов – 2500 миль, при 45 узлах – 800 миль. Силовая установка включает в себя: 2 ГТУ М10-1 мощностью 36 тыс. лошадиных сил, два дизеля М-511А мощностью 20 тыс. лошадиных сил и два дизеля М-504 мощностью 6,6 тыс. лошадиных сил. Вооружение включает в себя пусковую установку ПКР «Москит» - 8 ракет 3М80, 20 ракет ПУ ЗРК «Оса-М», АК-176 – 76-мм артустановку, АК-630 – 30-мм артустановку. Малый ракетный корабль «Бора» обслуживает экипаж в составе 68 человек.

 корабль «Бора»

Мал да удал

Два узких корпуса (длина - 64 м, ширина – 18 м) перекрыты платформой. Впереди машины расположен эластичный экран. Даже если высота волн достигает двух метров, мощный двигатель в 60 лошадиных сил, позволяет развивать скорость до 55 узлов. При высоте волн 3,5 метра скорость достигается в 40 узлов. Экономичный ход обеспечивают два дизеля. Высокая скорость позволяет кораблю избегать захвата самонаводящихся ракет, а также уклоняться от торпед.

При создании РКВП заимствовался уже приобретенный опыт КБ и судостроительной промышленности при постройке десантных кораблей типа «Зубр», «Джейран».

В чем уникальность РКВП? «Бора» – корабль, имеющий гидродинамическую платформу, которая легко трансформируется. Двигательно-движительная установка имеет 36 вариантов использования. «Бора» – это и катамаран, который регулирует скорость до 20 узлов, и одновременно корабль, способный развить ход свыше 50 узлов. РКВП имеет широкий диапазон движения как в аварийном, так и в нормальном состоянии. За годы эксплуатации не было случая, чтобы корабль зашел в порт на буксире. Кроме того, он способен идти даже с выключенными движителями за счет двигателей-нагнетателей при истечении воздуха из воздушной подушки.

«Бора» корабль на воздушной подушке

ПКР «Москит»

На своем борту «Бора» (корабль) имеет самые смертоносные установки ПКР «Москит». О них подробнее. Ударная сила этих ракет в совокупности способна уничтожать средний класс кораблей и даже крейсеры. Взрывчатое вещество в 3М80 «Москит» имеет массу, равную 150 килограммам. Пусковая дальность - от 10 до 90 километров. Стартуя, ракета взмывает вверх, делая горку, затем спускается на 20-метрову высоту, при подходе к цели достигает 7 м над волнами и врезается в корпус судна. Полубронебойная часть и огромная кинетическая энергия позволяют пробивать любое препятствие. Мощный взрыв происходит внутри. Даже если противник использует систему радиопротиводействия, комбинированная система управления позволяет достичь высокую точность попадания до 99%.

«Бора» в турецком порту Синоп

В 2013 году в Турции, на активации ЧВМГ «Блэксифор», Российскую Федерацию представлял «Бора» – ракетный корабль на воздушной подушке. Боевые корабли Румынии, Турции, Болгарии, Украины приняли участие в шестидесяти учениях и тренировках. На что делался упор? Отражение отрядов воздушных атак, проводка за тралами, отражение атак малоразмерных целей, организация связи, совместное маневрирование, контроль за движением торгового судна, спасение и поиск на море потерпевших.

Экипаж корабля «Бора» показал себя с лучшей стороны. Все действия под командованием капитана 2-го ранга Транковского выполнялись слаженно, четко, организованно, - это подтверждают восхищенные отзывы всех тех, кто наблюдал за учениями.

малый корабль «Бора»

В «Артеке»

Поддерживают моряки-черноморцы традиции, заведенные с советских времен. При закрытии смены в Международный центр «Артек» прибыл «Бора» – корабль, ставший гордостью нашего флота. После выполнения боевых задач РКВП «Бора» встал на рейд в детском центре.

На борт корабля поднялись сотни ребят, для них проводились специальные экскурсии. Знакомство было очень познавательным, особенно для тех, кто окончил детскую морскую флотилию в «Артеке». Здесь и состоялся торжественный выпуск курсантов.

Все ребята были в восторге от этого мероприятия и оставляли свои положительные отзывы после посещения корабля.

Традиционный костер, завершающий смену в Международном лагере «Артек», был зажжен от огня, взятом из капсулы, спущенной с борта корабля «Бора».

«Бора» и «Самум»

Рассказывая о корабле «Бора» на воздушной подушке, нельзя не упомянуть и о его собрате. Это РКВП «Самум». Истории у них схожи. «Самум» немного младше. «Бора» и «Самум» – корабли однотипные, относящиеся к классу ракетных кораблей на воздушной подушке.

«Бора» ракетный корабль на воздушной подушке

Первым был заложен корабль «Бора» в Зеленодольске под Казанью в 1984 году, на судостроительном заводе «Красный металлист». На воду спущен был в 1987 году, а в 1991-м – включен в состав Черноморского флота.

«Самум» имеет более насыщенную историю передвижения. Заложен РКВП был в 1991 году, на воду спущен в 1992-м. Внутренним водным путем был переведен в Черное море. В 1992 году – в Керчь, в 1993 году – в Севастополь. По техническим причинам в этом же году был вновь оправлен в Зеленодольск на завод-изготовитель. В сентябре 1994 года ушел на Балтику. Там с 1996 года проходил испытания в Балтийске. Официально в Балтийский флот был введен в 2000 году. Только в 2002 году РКВП «Самум» был перебазирован на Черноморский флот. Вошел в состав 41-й бригады ракетных катеров Черноморского флота.

Парни, несшие службу на этих военных кораблях, долго помнят годы, проведенные на флоте, оставляют благодарственные отзывы. Кто-то утверждает, что служба воспитала волю и закалила характер, другие навсегда запоминают боевые учения. Ну и, конечно же, каждый отзывается с теплотой о сплоченности в коллективе, дружбе и товарищеской поддержке. Именно на таких военных кораблях зарождается братство.

Откуда появились названия «Бора» и «Самум»

Для советского флота такие названия, как «Бора» и «Самум», на первый взгляд выглядят непонятно и экзотично. Ведь в большинстве своем в те времена все значимые объекты назывались именами каких-либо героических личностей или значимых событий, в честь съездов КПСС, слетов, комсомольских конференций.

Но вот именно эта линия кораблей удостоилась таких необычных названий. Еще в 30-е годы прошлого столетия на флоте стали появляться корабли-сторожевики (по сути, миноносцы), которые носили штормовые названия, например «Ураган». Моряки называли их тогда «дивизион ненастной погоды». Преемниками этой серии стали МРК «Буря», «Шквал», «Шторм» проекта 1234. Так и продолжили традицию ракетные корабли на воздушной подушке проекта 1239. Конструктор Королев предложил назвать их именами внезапных разрушающих ветров. «Бора» - причерноморский шквалистый ветер, приходящий с севера. Особенно капризна «новороссийская бора». «Самум» - арабское имя горячего африканского ветра, который приносит сильные песчаные бури, засыпая все на своем пути. Таким образом, два российских корабля именуются в честь сильных ветров, с такой же скоростью разрезают морские воды, устраняя препятствия на пути.

«Бора» и «Самум» корабли

Основные вехи

Несмотря на свою молодость, ракетный корабль «Бора» за время своего существования выполнил более ста артиллерийских и ракетных стрельб. Неоднократно объявлялся лучшим РКВП в своем соединении, завоевывал различные призы во всех видах подготовки. Он полностью оправдывает свое название, ведь «Бора» - мощнейший порыв, который приносит с собой обновление.

  • В июне 2002 года проходили многочисленные согласования на государственном уровне между Украиной и Россией, после которых ракетные корабли на воздушной подушке, названные именами ветров «Бора» и «Самум», были присоединены к одной бригаде надводных кораблей Черноморского флота Российской Федерации
  • Ноябрь 2006 года. Модель корабля «Бора» выставлялась на показ в Джакарте на выставке Indodefence.
  • 2008 год. Становился на текущий ремонт.
  • Март 2009 года. Отработаны элементы курсовой задачи К-2.
  • Май 2013 года. Первое посещение порта в Стамбуле. Участие в выставке IDEF-2013.
  • Август 2013 года. Успешное участие в активации и учениях черноморской ВМГ «Блэксифор».
  • 2015 год. Участие в городе-герое Севастополе в военно-морском параде на День Военно-Морского флота.
  • Лето 2015 года. Текущий ремонт корабля проведен весьма успешно.
  • Лето 2016 года. В севастопольском параде на День Военно-Морского флота участие принимал РКВП «Самум».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Присылать на почту
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.