Комплексный анализ текста: пример. План анализа текста: автор, заглавие, стиль и тема

Государственные стандарты образования в вузах нацеливают будущих учителей словесности на комплексный анализ текста. Примеров необходимости такой процедуры можно привести множество. Ведь в той совокупности наук, которые изучают культуру народа через язык и литературное творчество, никак не обойтись без филологии, поскольку только она может служить средством текстовой компетенции, а сущность такого специалиста двуедина - это русский язык и литература. Сама филология родилась в процессе изучения текстов и по сей день является единой отраслью знаний о них.

комплексный анализ текста пример

Анализ: два направления

Эти направления достаточно автономны и рассматривают тексты под абсолютно разным углом зрения - литературоведчески и лингвистически. Первый случай изучает жанровую принадлежность произведения, его тему, идею, образную систему, композицию и специфику хронотопа. Во втором рассматривается текст с точки зрения языка: его художественные средства, тропы (эпитеты, метафоры), к сожалению, часто без связи с содержанием и без понимания функций, только как украшения, помогающие автору ярче выразиться. Ещё более странным выглядит поуровневый разбор текста школьниками и студентами, от которого разрушается целостность произведения и эстетическое его восприятие, а всю художественность убивает как раз комплексный анализ текста.

Пример: "У стихотворения тонкая интонационная, синтаксическая и звуковая структура в размере пятистопного ямба, где ударения падают на все 2-й, 4-й, 6-й и 10-й слоги, после каждого четвёртого - явная долгая пауза." Так же и далее: лексика, фонетика, морфология, стилистические моменты, синтаксис... И все это о чудесном и трогательнейшем стихотворении "Я вас любил". Что в душе останется после такого разбора, не охладеет ли душа к поэзии? Именно потому и необходимо гармоничное соединение лингвистического, литературоведческого и культурно-исторического в том, что предполагает филологический комплексный анализ текста. Пример интерпретации должен приводить к осмыслению, порождать определённый результат. Сначала получается глубоко субъективное впечатление после прочтения, затем происходит трансформация впечатления в понимание и приближение к авторскому посылу. Вот где находятся настоящие знания. Если, кроме ямбов, знаний не прибавилось, напрасен был весь этот многоумный комплексный анализ текста. Пример недостижения цели - не более.

эпитеты метафоры

Форма и содержание

Неразрывным диалектическим единством содержания и формы в художественном тексте, взаимообусловленностью, концептуальной и эстетической оправданностью характеризуется теория филологического анализа. Анализ художественного текста движется от содержания к форме, материализующей его, выявляющей. При другом ракурсе исследования можно и от эксплицирующей его формы привести к пониманию содержания. Первый путь может быть опасен декодированием содержания и слишком большой частью субъективизма, вложенными в анализ, поскольку в тексте разыскиваются подтверждения собственным догадкам, а язык и его средства лишь иллюстрируют то, что надумано. От формы к содержанию - более рациональный путь. Эпитеты, метафоры и прочие тропы будут обнаружены в процессе движения: почему выбраны те или иные слова, как они соединены, какие предпочтены конструкции и грамматические формы, каким образом семантика фокусирует внимание читателя - и как всё это укладывается в замысел. Так кристаллизуется мысль автора, его мироощущение. Только форма может превратить содержание в сущность. Пушкинское "Я вас любил" можно облечь в другую форму, и тогда волшебство исчезнет.

Этот подход значительно увеличивает лексическую и семантическую составляющие художественного текста. Обычно это рассматривается вообще фрагментарно: "Определите тему текста", "Где и каким образом в тексте формируются тропы?", "Где автор допускает отклонения от общеязыковых норм и почему?" и так далее. И это приводит к тому, что ткань текста рвётся, рушится объективная данность, основной материал, и в этом случае полный, глубокий и целостный анализ не даёт постижения авторского текста. А вот если вместо "определите тему текста" попросить определения семантической композиции, процесс пошёл бы единым потоком, без разрывов. Определение лирической темы - довольно большая трудность, если не учесть в анализе, например, стихотворения только ему присущих нюансов. Акценты не смещаются, если выявлены семантические цепочки, порождающие отношения и связи, при которых как бы приращивается другой, новый, "подводный" смысл. Внимание к семантике добавляет тексту прозрачности, что способствует глубине осмысления.

определите тему текста

В школе

Для школьников концепция анализа текста должна быть сформулирована кратко, ёмко и по существу, разбор должен быть прежде всего осмысленным, нацеленным на понимание, в некотором смысле - "пошаговым". С любым текстом работа должна вестись компетентно, художественный это или публицистический текст. Всевозможные тексты буквально преследуют современного человека, особенно учащегося: реклама на улице и на экране телевизора, радио, газеты, журналы, рефераты, доклады, научные тексты и художественные, даже SMS или комментарии, написанные на форумах в сети Интернет. Наблюдается наплыв информационных текстов необычайной мощи, а потому прежде всего нужно учить выбирать из этого моря только самое ценное, красивое и вкусное. Публицистический текст сегодня составляет огромный процент от всей информационной массы, и его комплексный анализ именно потому чрезвычайно важен.

Для школьников на этом пути важны не только навыки определения формы и языковых средств, но первым делом - эстетическую ценность данного текста. Для этого на уроках учащиеся изучают в основном классические образцы, составляют план анализа текста, объясняют истоки выразительности и образности, после чего составляют подобный текст собственного сочинения - по аналогии, обогащая таким образом словарный запас, осваивая различные стили речи для самых разных жизненных ситуаций. Кроме того, становится понятной необходимость изучения фонетики, грамматики, морфемики и всех остальных разделов языковой науки для умения передать свою мысль и понять чужую. Работа со школьниками ведётся поэтапно, в конце каждого раздела проводится творческое испытание сочинением или проектом. Главное на этом пути - помочь ученику найти пути поиска, для чего и разработаны специальные методики исследования текста. Наступает привыкание к определённой - высокой - форме общения, школьники учатся слушать, формулировать вопросы и чётко отвечать.

публицистический текст

Как составить план анализа текста

Текст при анализе рассматривается на различных уровнях, порядок их совершенно свободно может варьироваться и задаваться спецификой данного конкретного случая. Но в любом случае необходимо ориентироваться в основных признаках текста, типах речи и её стилях. Для этого предлагается сначала определить следующие параметры.

  • Тип речи данного текста.
  • Композиция с указанием количества смысловых частей и микротем в них.
  • Характер связи в тексте - связь параллельная или цепная.
  • Какими средствами осуществляются связи грамматические и лексические.
  • Стиль речи текста - публицистический, научно-популярный, официально-деловой, художественный, разговорный, которым пользуется автор текста.
  • Тема текста и какими языковыми средствами обеспечивается её единство.
  • Основная мысль (идея) текста.

Стилистические и жанровые особенности

Научный текст отличается от других логикой изложения, обобщённостью, отвлечённостью, точностью определений, логикой изложения. Немногим отличается от него научно-популярный текст. Пример можно найти в любом научном журнале, где ту или иную идею или открытие доносят до самого широкого круга читателей, а это значит, что текст должен быть интересен и лёгок в восприятии. И здесь сотрудничает с научным либо публицистический, либо художественный стиль. Публицистический же - доступен, страстен, призывен, эмоционален, оценочен, образен и логичен. Художественный текст отличается высокой образностью и широким использованием средств языка - изобразительных и выразительных. Характер официально-делового текста не личный, долженствующий, предписывающий, с точными формулировками, стандартизированный, построен стереотипно. Разговорный текст показывает неофициальность и непринуждённость, повторяет устную форму общения с неподготовленностью речи.

Научный текст встречается в сборниках и журналах, энциклопедиях, словарях, монографиях, диссертациях. Два жанра в себе соединяет научно-популярный текст, пример можно найти в любом журнале, посвящённом космосу, технике, информационным технологиям. К точности и логике научного изложения присоединяется чаще всего публицистический с его доступностью и образностью. Публицистический текст характерен для проблемного очерка, где поднимается проблема социальной значимости и проводится анализ путей решения этой проблемы, это портретный очерк, где раскрывается личность определённого человека, путевой очерк с зарисовками природы, быта, дорожных впечатлений, это может быть заметка в газете или статья. Художественный текст изложен в разнообразных жанрах - лирического стихотворения, рассказа, притчи, это могут быть фрагменты романа или повести. Официально-деловой текст мы найдём в заявках, докладных и объяснительных записках, автобиографиях, доверенностях, заявлениях. Ниже будет подробнее показана разница между этими стилями.

научно популярный текст пример

Средства выразительности стилистики

В научном тексте характерным признаком стиля являются следующие факторы: слова употребляются только в одном значении, они нейтральны, общеупотребительны, общенаучны (как аналогия, детали, энергия и т. д.), часто повторяются ключевые слова текста, образные средства отсутствуют. Публицистический текст - это прежде всего общественно-политическая лексика, которая обозначает понятия морали, медицины, этики, психологии, экономики и так далее. Также в публицистике изобилуют средства воздействия на эмоции человека - синтаксические параллели, эпитеты, сравнения, лексические повторы, градации, поговорки и пословицы, литературные цитаты, юмор, сатира, ирония и так далее.

Художественные тексты написаны высоким поэтическим стилем. Здесь торжествует книжная лексика, где не только использованы фигуры речи в тексте, художественный стиль насыщает её просторечиями, диалектизмами, профессионально-деловыми оборотами, заимствованными из публицистического стиля, синонимами, паронимами, антонимами, старославянизмами и архаизмами, неологизмами. Официально-деловой стиль отличается стандартными оборотами, специальной терминологией, устойчивыми словосочетаниями с отсутствием эмоционального наполнения.

Средства выразительности морфологии

В научном стиле преобладают существительные, часто среднего рода (образование, свойство), отглагольные существительные, а глаголы находятся в значении обобщённом или отвлечённом (проблема состоит в том, приводит к общему знаменателю и тому подобное), широко употребляется форма несовершенного вида глаголов, не используются многозначные слова в тексте, зато много местоимений третьего лица. В публицистическом тексте много глаголов повелительного наклонения и возвратных, часто используются существительные в родительном падеже как несогласованные определения (страны дальнего зарубежья, голос мира и так далее).

Художественный текст отличается насыщенностью глаголами для интенсивности и динамичности действия, используется безглагольность, внеличностный и вневременной характер придаёт наличие инфинитивов, огромное количество причастий для образного описания предмета и его признаков в динамике, категории падежей используются для повышения экспрессии (с творительным - живописность, например: петь соловушкой) употребляются краткие прилагательные, неопределённые местоимения для отдаления событий, а личные и притяжательные для передачи взволнованности или искренности. Официально-деловой стиль использует другие приемы построения текста. Не допускает формы глаголов и личных местоимений первого и второго лица, а в третьем лице они звучат в неопределённом значении. Употребляются собирательные существительные, в кодексах и уставах положены глаголы несовершенного вида, а в протоколах - совершенного.

план анализа текста

Средства выразительности синтаксиса

В научном тексте порядок слов прямой, много безличных предложений и неопределённо-личных, очень много сложных предложений, часто употребляются деепричастные и причастные обороты, словосочетания широко используются в родительном падеже, причём существительное плюс существительное. В публицистическом тексте часто связывается одной смысловой нитью начало и конец текста, используются однородные члены, вводные слова и предложения, причастные и деепричастные обороты, нередко сложные предложения. Также много значит здесь и заглавие текста.

Официально-деловой стиль придаёт тексту однозначность за счёт осложнённых простых предложений с обособленными оборотами и однородными членами. А художественный текст может содержать предложения и вопросительные, и восклицательные, и повествовательные, они могут быть полными и неполными, односоставными и многосоставными. Здесь полная свобода выбора средств изобразительности и выразительности.

Анализ художественного произведения

Анализ лучше всего проводить по определённому плану, чтобы полностью раскрыть посыл автора в данном произведении.

  • Начинать очень удобно с истории создания.
  • Попутно навести на информацию относительно появления темы, идеи. Отсюда можно начинать анализировать проблематику.
  • Далее идет сюжетостроение и композиция.
  • Жанровая принадлежность.
  • Герои - главные и второстепенные, их основные роли.
  • Особенности языка: лексика, фонетика, морфология, синтаксис.
  • Изобразительные средства и средства выразительности, их роль и способ применения.
  • Размер, ритмика и строфика, если это стихотворение.
  • Произведение в целом и его роль в мировой и русской литературе.
  • Обязательная собственная оценка.

Действовать по плану - самое верное решение, особенно если цель - научить школьников пониманию художественного произведения в его эстетическом, смысловом и нравственном единстве.

В вузе

Студенты-филологи вплотную занимаются лингвистикой, а потому комплексный анализ текста для них не является проблемой. Труднее составить лингвистический комментарий, который поможет подготовить анализ филологический. Объектами анализа у лингвистов могут быть не обязательно художественные тексты, они могут быть в любых жанрах и стилях. Задачей лингвистического анализа нехудожественных текстов и является среди многого прочего изучение именно языковой организации, поскольку это и есть форма выражения содержания произведения. В поле зрения находятся все уровни языковых средств - и синтаксические, и морфологические, и лексические, и фонетические.

Конечно же, внимание студента должно сосредоточиться преимущественно на рассмотрении самых значимых в прагматическом и смысловом отношении средствах языка, и, разумеется, лексические - первооснова, поскольку словам в любом тексте отдаётся особая роль в развёртывании смыслового значения. Студенты, знакомые с самостоятельным выполнением лингвистического анализа текстов, знают, что прежде всего нужно последовательно ответить на следующие вопросы.

  • О чём данный текст, какова его тема?
  • Поставлена ли проблема в данном тексте, одна она или их несколько? Перечислить.
  • Каким образом автором решается поставленная проблема, как он отвечает на свои вопросы, какова его позиция?
  • Какие стилистические и языковые приёмы использует автор, чтобы выразить собственную позицию и отношение к стоящей проблеме?
  • Каково личное отношение студента к проблеме, поставленной автором, отличается ли позиция от авторской?

Языковые средства

Анализируемые тексты могут содержать всевозможные языковые средства, в том числе лексические, морфологические, синтаксические, фонетические и далее по списку. Однако на основных нужно обязательно остановиться подробнее.

  • Лексические средства: использование синонимов и антонимов, контекстуальных слов в переносном значении, фразеологизмов, ярко окрашенной лексики - изобразительно или эмоционально, стилистически окрашенной лексики - высокой, книжной или низкой, разговорной, славянизмов, архаизмов и тому подобного. Тут же необходимо упомянуть и наличие тропов - эпитетов, сравнений, метафор, метонимий, синекдох, гипербол, литот, олицетворений, иронии, поскольку каждый троп по-своему функционален и роль их огромна.
  • В фонетике самое важное - это аллитерация и ассонанс (повторы гласных и согласных).
  • У морфологии свои средства, которые весьма многочисленны и полному перечислению не подлежат. Например, обилие глаголов или деепричастий придаёт динамики тексту, а вот если много прилагательных, ритм чтения явно замедляется, правильно внедрённые междометия и частицы придают тексту большую эмоциональность и так далее.
  • Синтаксис и синтаксические фигуры - огромное поле для выбора средств выразительности. Это и структура предложений, и их размер. По структуре различают предложения простые и сложные, с наличием второстепенных членов, соответственно их функции и так далее. Синтаксические фигуры могут встречаться следующие: повторы или ударения на одном и том же слове, эпифора и анафора, синтаксические параллели, стыки - слово или выражение одинаковое в конце фразы и в начале последующей, повтор предлогов и союзов как минимум и повтор целых синтаксических конструкций как максимум, градация - усиление или ослабление смысловой или эмоциональной значимости в процессе преднамеренной группировки слов или целых конструкций, инверсия - необычный порядок слов в предложении, антитеза - резкое противопоставление явлений или понятий, риторический вопрос или восклицание - не требует ответа, но эмоцию усиливает.

автор текста

Послесловие

Анализируя художественное произведение, студент, в принципе, отвечает только на два вопроса: "Что?" и "Как?", где первый - это не одна только тема произведения со всеми его проблемами, но и его место в литературном и историческом контексте. А вот второй вопрос касается уже всей художественной системы, это сродни органическому художественному миру, все части которого живут благодаря целому и получают силу оттуда же.

Глубокий самостоятельный анализ художественных текстов воспринимается как знаковая система, с помощью которой создаются собственные интерпретации и испытывается настоящее наслаждение от восприятия и видения способов, которые помогли данный художественный текст создавать. Анализировать слово мастера увлекательнее игры, и потому этому гораздо легче научить младшего школьника, который не прекратит играть до конца своей жизни.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.