"Урал-5920" - машина, которая не нуждается в дорогах

Гусеничный снегоболотоход "Урал-5920" впервые сошел с конвейера автомобильного завода г. Миасса в 1985 году. Основным назначением транспортера была перевозка грузов в особо сложных по проходимости территориях, включая заболоченные и заснеженные местности, при температурах воздуха от -40 и до +60 градусов по Цельсию.

Описание вездехода

Машина представляла собой конструкцию, собранную по так называемой вагонной схеме, то есть когда водитель и пассажир в кабине машины располагаются непосредственно над передними колесами (в данном случае гусеницами).

УРАЛ 5920

При этом "Урал-5920" конструктивно как бы делился по горизонтали на две части:

  1. Раму с установленным на ней двигателем, кабиной, платформой для грузов и элементами трансмиссии.
  2. Ходовую часть, представляющую собой две отделенные гусеничные тележки, на которые и устанавливалась рама со всеми ее компонентами.

Управляемость автомобиля, а также возможность преодоления крупных пересечений местности обеспечивалась возможностью поворота тележек вокруг вертикальной оси, а также их способностью двигаться (качаться) в продольном направлении.

Гусеничный снегоболотоход УРАЛ 5920

Подвеска торсионного типа обеспечивала хорошую плавность хода снегоболотохода. Катки гусениц представляли собой колеса с шинами, полость которых была заполнена вместо воздуха губчатой массой. Сами гусеничные полотна для повышения прочности и уменьшения растяжения армировались стальными тросами.

"Урал-5920": технические характеристики

УРАЛ 5920 технические характеристики

  • Максимальный вес перевозимых грузов составлял 8 тонн.
  • Масса вездехода – 22,5 тонны.
  • Среднее удельное давление на поверхность грунта при полной загруженности машины – 0,22 кг/см кв.
  • Предельная скорость по твердому грунту – 30 км/ч.
  • Усредненная величина расхода топлива на 100 км – 100 литров.
  • Крутизна преодолеваемого подъема – 58%.
  • Глубина преодолеваемой водной преграды – 1,8 метра.
  • Развиваемая мощность силового агрегата – 210 л/с.

"Урал-5920" получился довольно удачной машиной, зачастую превосходящей своими характеристиками зарубежные аналоги. Но заслуга в этом лишь частично принадлежит конструкторам уральского автозавода. На самом деле изобретателями вездехода были совсем другие люди.

Начало работ над вездеходом

Вопрос о создании нового снегоболотохода с хорошей грузоподъемностью возник еще в 1960 году. В это время в СССР началось активное освоение необжитых территорий, а покупка транспортеров за границей была невыгодной из-за их высокой стоимости. Поэтому высшее руководство приняло решение создать отечественную вездеходную машину. Соответствующее поручение получили конструкторы НАМИ. А для ускорения работ все же было закуплено несколько экземпляров импортных машин, так сказать, для образца. При этом отечественный вездеход, помимо того что не должен был уступать по характеристикам «иностранцам», его еще требовалось максимально унифицировать под существующие серийные машины. Это позволило бы при производстве вездехода использовать уже выпускаемые узлы и агрегаты. Кроме того, это сократило бы процесс подготовки водителей для нового транспортера, из-за идентичности компонентов новой и серийных моделей. То есть машиной смог бы управлять любой водитель с опытом эксплуатации обычных грузовиков.

Разработку вездехода начали в 1970 году, и уже к 1972 году появился экспериментальный снегоболотоход, получивший индекс НАМИ-0157 БК.

"Урал-5920": заводские модели и прототипы

УРАЛ 5920 заводские модели и прототипы

НАМИ-0157 БК создавался на базе серийного УРАЛ-375Д. Практически все, что крепилось сверху, начиная с двигателя и заканчивая деталями рамы и кабины, позаимствовали у базового УРАЛа. Ведущие мосты взяли от ЗиЛа. Оригинальным конструкторским решением стали резиновые катки и звездочки, которые были расположены в гусеничных тележках попарно.

Проведенные испытания транспортера показали, что направление, в котором двигались инженеры-разработчики при создании снегоболотохода, верное. После некоторых доработок появилось еще два образца вездеходов, с маркировками НАМИ-0157М. Именно НАМИ-0157 и стал прототипом снегоболотохода "Урал-5920".

УРАЛ 5920 цена

В 1974 году Уральскому автозаводу была передана вся документация по разработанным машинам с целью налаживания их серийного выпуска.

Но прежде чем ставить снегоболотоход на конвейер, завод изготовил пять опытных машин "Урал-НАМИ-5920" для проверки на испытаниях в пробеге по Тюменской области. Условия, в которые были помещены опытные образцы, вскоре выявили ряд недостатков, а именно двухрядное расположение катков приводило к забиванию грязью пространства между ними. Следствием этого становился сход гусеничного полотна. Также испытания выявили недостаточную величину клиренса, из-за чего снижалась проходимость вездехода. В итоге опытные машины вместо запланированных 6000 км пробега прошли только половину, после чего их вернули на завод для доработки.

Следующие образцы с устраненными недостатками и полностью готовые к серийному выпуску получили заводской индекс "Урал-5920".

Несостоявшаяся серия

С приходом 80-х экономика страны пошла на спад, и планируемого массового производства снегоходов так и не случилось. Оказалось, что повышенным спросом снегоболтоходы не пользуются. Никакие достоинства "Урал-5920", цена машины, которая была значительно ниже стоимости аналогов, так и не привлекли покупателей. Заявленный ежегодный объем в 8000 машин (который планировался в 70-е), в 80-е годы ограничили до 150 штук. В итоге транспортер сняли с конвейерного производства, переведя на стапельное, которое было очень затратным. В результате это привело к полной остановке выпуска "Урал-5920".

Возвращение снегоболотохода

Производство "Урала-5920" возобновилось только 2002 году, правда уже не в Миассе, а в Екатеринбурге, на заводе спецмашин «Континент». Инженеры завода внесли в базовую конструкцию ряд изменений, улучшивших эксплуатационные характеристики транспортера. Двигатель вездехода был заменен на более мощный ЯМЗ-238 М-2. Поворотный механизм получил новую гидравлику. Из современных материалов изготовили и гусеницы, увеличив их прочность, а соответственно, и срок эксплуатации. Все эти изменения подняли грузоподъемность машины, при этом коэффициент давления на поверхность грунта не изменился. Завод стал выпускать вездеходы в различных вариациях и компоновках, что увеличило область его применения. Таким образом, благодаря усилиям «Континента» "Урал-5920" возродился заново.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
Приходилось видеть в работе на дальнем севере в глубоких снегах по бездорожью-зверь-машина! Вездеход Газ-57 увяз в снегу взяли его на прицеп.Вот где его действительная стихия!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.