Субъектами административного права выступают носители обязанностей и юридических возможностей, которыми они наделяются для реализации полномочий в области госуправления. Законодательство определяет несколько их категорий. Рассмотрим далее, что собой представляют субъекты административного права, административно-правовой статус гражданина.
Общие сведения
Административно-правовые субъекты могут стать участниками соответствующих отношений при наличии ряда условий. В частности, должны существовать специальные нормы. Ими определяются обязанности и права субъектов. Кроме этого, должны существовать основания для возникновения соответствующих отношений. И, наконец, субъекты должны обладать административной дее- и правоспособностью.
Категории
Субъектом административно-правовых отношений называют лицо, которое, согласно действующему законодательству, участвует в управлении, регулируемом специальными нормами. При этом оно наделяется конкретными полномочиями, которые способен реализовывать. Указанные участники могут быть индивидуальными и коллективными. К последним относят:
- Разнообразные коммерческие структуры.
- Местные органы власти.
- Союзы, партии, общественные движения и прочие объединения.
- Трудовые коллективы.
- Государственные организации, предприятия, учреждения.
- Структурные подразделения исполнительных органов, обладающих собственной компетенцией.
- Органы госуправления.
Граждане – индивидуальные субъекты административного права. При этом они могут являться подданными зарубежных стран.
Личность и гражданин как субъект административного права
Среди всех участников отношений выделяется специфическая категория. Она имеет ряд особенностей по сравнению с остальными лицами. Человек и гражданин как субъект административного права выступает в качестве носителя конкретных юридических возможностей. Он наделяется ими для реализации собственных жизненных потребностей и участия в процессе управления государственными и общественными делами. Вместе с юридическими возможностями устанавливаются и обязанности граждан как субъектов административного права. Здесь необходимо уточнить один важный момент. В рассматриваемом аспекте граждане Российской Федерации как субъекты административного права не наделены властно-распорядительными полномочиями. Они могут являться как работающими, так и учащимися или находящимися на пенсии.
Юридическое положение
Комплекс обязанностей, прав и ответственности физлица формируют его административно-правовой статус. Он предопределен конституционными положениями. В этой связи статус является стабильным и универсальным. Проявляется он в различных формах. Некоторые юристы связывают их с гражданством. В соответствии с этим выделяется несколько категорий. В первую входят граждане обычные, почетные и имеющие двойное гражданство. Во второй группе находятся лица, являющиеся подданными дальнего и ближнего зарубежья. К третьей категории относят лиц, не имеющих гражданства. Различие указанных групп проводится по нормативным положениям. При этом существуют отличия, относящиеся к режимам доступа к гостайне, воинской обязанности, мерам ответственности, замещению ряда должностей.
Формы проявления
Гражданин как субъект административного права наделяется определенными полномочиями и несет ответственность, обеспечивающие его участие в госуправлении и удовлетворение собственных и общественных интересов, за счет функционирования госорганов. Юридическое положение физлица может быть:
- Общим. Для конкретной сферы оно является базовым.
- Специальным. Такой статус опосредует разнообразное законное поведение.
Последняя категория, в свою очередь, классифицируется на подвиды. Специальный статус может быть:
- Индивидуального субъекта.
- Члена управленческого коллектива.
- Субъекта административной опеки.
- Жителя территории, на которой установлен особый режим.
- Субъекта разрешительной системы.
Дополнительные категории
В соответствии с характером гарантированной деятельности, выделяют статусы:
- Общегражданский - в сфере управления делами государства. Он обуславливается конституционными положениями и направлен на развитие общественных качеств.
- Функционально-клиентский. С его помощью граждане как субъекты административного права, кратко говоря, реализуют собственные интересы и удовлетворяют свои потребности. Это обеспечивается за счет корреспондирующих полномочий служб, органов и их сотрудников.
- Партнерско-содействующий. Он проявляется в процессе участия физлиц в работе исполнительных органов и реализации различных социальных ролей.
- Охранительный. В соответствии с ним, гражданин как субъект административного права получает гарантированную защиту.
Роль исполнительных органов
Она имеет особое значение в сфере формирования и реализации статуса гражданина. В пределах своей компетенции эти структуры:
- Утверждают нормативные акты, оказывающие влияние на содержание административно-правового статуса.
- Осуществляют исполнение положений.
- Обеспечивают реализацию субъективных гражданских прав.
- Осуществляют защиту.
Ключевые элементы
Правосубъектность обеспечивается дее- и правоспособностью. Наличие последней является неотъемлемым условием для участия лица в управлении. Ею наделяются граждане, организации. Субъекты административного права не могут ее передавать или отчуждать. Ее объем может изменяться законодательством. Правоспособность гражданина выступает в качестве основы для его дееспособности. Последняя представляет собой возможность собственными действиями получать юридические возможности и реализовывать их, а также нести соответствующую ответственность. Гражданин как субъект административного права наделяется дееспособностью с определенного возраста.
Аспекты юридического положения лиц
В соответствии с Конституцией, человек, вне зависимости от общественного, имущественного, служебного и иного статуса, выступает в качестве субъекта всех отраслей права. Он признается Основным Законом как высшая ценность государства. Из факта гражданства вытекают соответствующие права и обязанности. Они определены в сферах:
- Общественной и государственной деятельности.
- Семейной или личной, не касающейся публичных интересов.
- Хозяйственной и трудовой деятельности.
Когда лицо приобрело статус личности, а затем – гражданина, возникает еще один элемент – социальный. Он необходим для обеспечения занятости. Социальный элемент позволяет лицу осуществлять трудовую деятельность, служить в ВС, учиться и пр. Еще один компонент – специальный – гражданин как субъект административного права приобретает по собственному желанию.
Специфика
Административно-правовой статус обладает некоторыми особенностями. В первую очередь он отличается сложным комплексным характером, "пронизан" нормами различных юридических отраслей, отражающих взаимодействие лица, общества и государства. Кроме этого, возможности и обязанности граждан как субъектов административного права могут существовать отдельно или в комплексе. Например, лицо может обращаться в те или иные инстанции с заявлениями, жалобами и пр., должен соблюдать ПДД. Комплекс прав и обязанностей проявляется в случаях, когда при рассмотрении дела о правонарушении субъект может обжаловать постановление и должен выплатить вмененный ему штраф.
Нюанс
В некоторых случаях содержание статуса гражданина как административно-правового субъекта зависит от волеизъявления какого-либо лица. К примеру, для приобретения охотничьего ружья необходимо получить разрешение. Оно, в свою очередь, выдается в уполномоченных органах по заявлению лица. В других случаях статус возникает вопреки воле субъекта. К примеру, к лицу, совершившему мелкое хулиганство, применяется мера в виде задержания и доставления в полицию.
Структура
Граждане РФ как субъекты административного права обладают:
- Общими для всех юридическими возможностями и ответственностью. К примеру, лица несут обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности.
- Ответственностью и юридическими возможностями, принадлежащими конкретной категории. К примеру, у водителей, охотников, предпринимателей есть свои обязанности и права, характерные для конкретной деятельности.
- Юридические возможности и ответственность для определенных лиц. К примеру, у беженцев, вынужденных переселенцев свои обязанности и права.
Сфера госуправления
Граждане РФ как субъекты административного права реализуют свои юридические возможности, следуют предписаниям и несут ответственность во взаимодействии с управленческими структурами. При этом последние осуществляют контроль над тем, чтобы в рамках отношений действия одних лиц не ущемляли интересы других. Обязанности и права граждан в области госуправления условно разделены на 4 вида. Первые необходимы для участия в регулировании государственных дел. Их реализуют отдельные лица, объединения граждан. Субъекты административного права участвуют в управлении через представителей или самостоятельно, а также посредством получения равного доступа к госслужбе. Второй вид предписаний и юридических возможностей предполагает активную деятельность содействие исполнительных органов, их служащих. Третья категория обязанностей и прав граждан реализуется за счет обеспечения структурами власти их защиты, создания надлежащих условий для осуществления их на практике. Последний вид предписаний и юридических возможностей касается участия лиц в работе исполнительных институтов. К примеру, граждане могут выступать в качестве членов межведомственных комиссий, экспертно-консультативных, научно-технических, координационных советов, внештатных экспертов и так далее.
Юридические возможности
Права субъектов, вступающих в административно-правовые взаимодействия, различаются по разным основаниям. В соответствии с механизмом их реализации выделяют следующие категории юридических возможностей:
- Безусловные (абсолютные). Этими правами субъекты пользуются по собственному усмотрению. При этом властные структуры должны формировать соответствующие условия и не создавать препятствия для их реализации, обеспечивать их защиту.
- Относительные. Для реализации этой категории прав необходим акт, утвержденный госорганом. Например, это может быть приказ о назначении на какую-либо должность, разрешение /лицензия на ведение деятельности.
Права различаются и в зависимости от круга субъектов, которым они предоставляются. По данному признаку выделяют юридические возможности:
- Общие. Они распространяются на все сферы и отрасли управления. К примеру, существует право граждан обжаловать решения должностных лиц.
- Специальные. Они устанавливаются в конкретной области или отрасли. К примеру, в экономической сфере каждый гражданин вправе вести предпринимательскую деятельность.
В зависимости от содержания выделяют возможности:
- Участвовать в госуправлении. В частности, лица могут поступать на госслужбу, вносить предложения и пр.
- Получать государственное содействие. Например, гражданам оказывается медицинская, санитарно-эпидемиологическая, техническая, организационная помощь.
- Получать защиту. В качестве основных форм реализации в данном случае выступают административная жалоба, право на помощь в негосударственных объединениях.
Предписания
Наряду с правами, как выше было уже сказано, граждане наделяются обязанностями. В частности, лица должны:
- Соблюдать Конституцию.
- Выплачивать налоги, установленные в соответствии с законодательством.
- Бережно относиться к природе.
- Защищать Родину и пр.
Невыполнение обязанностей или уклонение от них, а также злоупотребление правами влечет неблагоприятные последствия для граждан. В частности, к нарушителям могут применяться различные меры воздействия, установленные в законе. Неправомерное поведение расценивается как административное правонарушение. Последствия могут носить материальный или неимущественный характер.
Иностранные граждане как субъекты административного права
Их юридическое положение регламентируется отечественным законодательством и международными договорами. Нормы российского права действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории РФ. Все люди в той или иной степени во время пребывания в стране вступают во взаимодействия с исполнительными органами в разных сферах. Иностранные граждане как субъекты административного права наделяются определенными юридическими возможностями. При этом государство обеспечивает их реализацию и защиту. В соответствии с Конституцией, иностранцы осуществляют права и выполняют установленные предписания наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных в нормах. В законодательстве отдельно рассматриваются следующие категории лиц:
- Постоянно проживающие в стране.
- Временно прибывающие.
- Проезжающие транзитом через РФ.
Государство может предоставить политическое убежище лицам, прибывшим из-за рубежа, согласно общепринятым международным нормам. Постоянно проживающими признаются иностранцы, имеющие вид на жительство и разрешение. Эти документы предоставляются органами ВД. Субъекты, которые находятся в стране по другим основаниям, считаются временно прибывшими. Они обладают меньшим объемом юридических возможностей.
Допущения и запреты
Иностранцы и лица, не имеющие никакого гражданства, имеют права на:
- Обжалование решений/действий исполнительных институтов власти, их служащих.
- Личную неприкосновенность и свободу.
- Медпомощь.
- Неприкосновенность жилища.
- Образование.
- Свободный труд и так далее.
При этом законодательство устанавливает ряд запретов. В частности, иностранцам не разрешается:
- Поступать на госслужбу.
- Осуществлять деятельность, связанную с допуском к гостайне.
- Въезжать в страну без разрешения.
- Проживать и вести деятельность без соответствующих документов.
На иностранцев также не распространяется воинская обязанность. Только к лицам, прибывшим из-за рубежа, применяется наказание в виде выдворения. Кроме этого, иностранцы могут ограничиваться в свободе передвижения и выборе места проживания.
Ответственность
В законодательстве закрепляются юридические гарантии, обеспечивающие реализацию прав иностранцев на территории страны. В них предусмотрены меры защиты имущественных и других ценностей. В составе юридических гарантий включается и ответственность иностранцев за нарушение обязанностей, установленных для них, а также за злоупотребление правами. Меры воздействия к ним применяются на общих основаниях. Исключение составляют лица, обладающие иммунитетом и привилегиями. В соответствии с принципом суверенитета, государство самостоятельно устанавливает границы ответственности для граждан, прибывших из-за рубежа.
Заключение
Выше были рассмотрены особенности, которыми обладают граждане как субъекты административного права. Курсовая работа отразила ключевые аспекты юридического положения лиц, проживающих на территории страны. В ней были рассмотрены разные проявления правового статуса граждан, в том числе, прибывших из-за рубежа, государственные гарантии, направления действий исполнительных органов по обеспечению его осуществления и защите.