Экспрессионизм в музыке - это... Экспрессионизм в музыке 20-го века

В первой четверти двадцатого века в литературе, изобразительном искусстве, кинематографе и музыке появилось новое, противоположное классическим взглядам на творчество направление, провозгласившее главной целью искусства выражение субъективного духовного мира человека. Экспрессионизм в музыке - это одно из самых противоречивых и сложных течений.

экспрессионизм в музыке это

Как появился экспрессионизм

Экспрессионизм появился и наиболее ярко себя проявил в культуре Австрии и Германии. В 1905 году в Дрездене на факультете технического Высшего училища студентами был образован кружок, который был назван «Мост». Его участниками стали Э. Нольде, П. Клее, М. Пихштейн, Э. Кирхнер. Вскоре к немецким художникам присоединились и иностранцы, в том числе выходцы из России. Позже, в 1911 году, в Мюнхене появилось еще одно объединение - «Синий всадник», к которому относились В. Кандинский, П. Клее, Ф. Марк, Л. Фейнингер.

Именно эти кружки стали прародителями художественного направления, вслед за которыми стали появляться литературные объединения, издаваться в Берлине журналы («Буря», «Штурм», «Действие»), появилось направление в художественной литературе и музыке.

Считается, что термин «экспрессионизм» был введен в 1910 году историком из Чехии А. Матейчеком. Но задолго до этого, в конце 15 – начале 16 веков, испанский художник Эль Греко и Маттиас Грюневальд из Германии уже использовали технику экзальтированности и предельной эмоциональности в своем творчестве. А экспрессионисты двадцатого века стали считать себя их последователями и, опираясь на труды Фридриха Ницше (трактат «Рождение трагедии») о иррациональном («дионисийском») начале искусства, стали развивать направления хаоса чувств и способы его выражения в искусстве.

экспрессионизм в музыке композиторы

Что такое экспрессионизм

Считается, что экспрессионизм возник из-за болезненной и сложной реакции психики людей на ужасы современной цивилизации, такие как война (Первая мировая), революционные движения. Страх, разочарование, тревога, боль, изуродованная психика – все это не давало художникам воспринимать окружающий мир объективно. И тогда был выработан новый принцип, который полностью отвергал натурализм и эстетику, свойственные предыдущим поколениям творцов.

Эстетика экспрессионизма в литературе, живописи и музыке основывается на выражении субъективных чувств, демонстрации внутреннего мира человека. Становится важнее не изображение, а выражение эмоций (боли, крика, ужаса). В творчестве преобладает задача не воспроизведения действительности, а передачи переживаний, связанных с нею. Активно использую различные средства выражения – преувеличение, усложнение или упрощение, смещение.

классицизм романтизм рококо экспрессионизм в музыке

Экспрессионизм в музыке - это что?

Композиторы всегда стремились к новому и неизведанному. В любую из эпох были музыканты, которые шли «в ногу со временем» и под воздействием новых течений искусства раскрывали и изобретали свои пути через музыкальные средства выражения.

Экспрессионизм в музыке – это «психограмма человеческой души». Так утверждал немецкий философ Теодор Адорно. Любые традиции, классические формы музыкального произведения, тональности и другие формальные ограничения стилей (классицизм, романтизм, рококо) экспрессионизм в музыке отвергает, это и является его главной отличительной чертой.

Основные средства выразительности

  • Крайняя степень диссонансности в гармонии.
  • Отсутствия классического понимания размера и ритма в музыке.
  • Прерывистость, резкость, разорванной мелодической линии.
  • Резкие и нестандартные интервалы и аккорды.
  • Переменчивость темпа музыки резкая и неожиданная.
  • Отсутствие стандартно мажорно-минорного лада - атональность.
  • Замена вокальной партии инструментальной, и наоборот.
  • Замена пения речью, шепотом, криком.
  • Нерегулярность и необычная расстановка акцентов в ритме.

экспрессионизм в музыке 20 го века

Экспрессионизм в музыке 20-го века

Появление в музыке нового направления в начале XX века привело к сильному изменению представления о ней. Экспрессионизм в музыке - это отказ от классической формы произведения, размера, тональностей и ладов. Такие новые средства выразительности, как атональность (отхождение от логики классического мажорно-минорного лада), додекафония (сочетание двенадцати тонов), новые приемы пения в вокальных произведениях (говор-пение, шепот, крик), привели к возможности более непосредственного «выражения своей души» (Т. Адорно).

Понятие музыкального экспрессионизма в двадцатом столетии связано со Второй венской школой (Нововенской) и именем австрийского композитора Арнольда Шенберга. В первом и втором десятилетии двадцатого века Шенберг и его ученики Альбан Берг и Антон Веберн закладывают основы направления и пишут ряд произведений в новом стиле. Также в 1910 годах создают свои произведения с тенденцией к импрессионизму такие композиторы:

Новая музыка вызвала бурю эмоций и волну критики среди общественности. Многие считали музыку композиторов-экспрессионистов пугающей и страшной, но все же находили в ней определенную глубину, своевольность и мистицизм.

эстетика экспрессионизма в литературе живописи и музыке

Идея

Экспрессионизм в музыке композиторы находили в ярком и остром субъективном переживании, эмоциях одного человека. Темы одиночества, подавленности, непонимания, страха, боли, тоски и отчаяния – вот то главное, что хотели выразить в своих произведениях музыканты. Речевые интонации, отсутствие мелодики, диссонансные ходы, резкие и неблагозвучные скачки, разрозненность ритма и темпа, нерегулярная акцентировка, чередование слабых и сильных долей, нестандартное использование инструментов (в нетрадиционном регистре, в нетрадиционном ансамбле) – все эти идеи были созданы для выражения чувств и раскрытия содержания души композитора.

Композиторы - экспрессионисты

Представители экспрессионизма в музыке – это:

  • Арнольд Шенберг (вокальный цикл «Лунный Пьеро», монодрама «Ожидание», кантата «Уцелевший в Варшаве», опера «Аарон и Моисей», «Ода Наполеону»).

эстетика экспрессионизма в литературе живописи и музыке

  • Эрнст Кшенек (опера «Орфей и Эвридика», опера «Джонни наигрывает»).

 экспрессионизм в музыке образы камерной музыки

  • Бела Барток («Соната», «Первый концерт для фортепиано», «Третий фортепианный концерт», «Музыка для струнных, ударных и челесты», «Весна священная», «Чудесный мандарин» и другие сочинения).

экспрессионизм в музыке 20 го века

  • Пауль Хиндемит (одноактная опера «Убийца, надежда женщин», фортепианная сюита «1922»).

экспрессионизм в музыке это

  • Игорь Стравинский («Байка про лису», «Свадебка», «Соловей», «Жар-птица», «Петрушка» и многие другие произведения).
  • Густав Малер (особенно поздние произведения «Песнь о земле» и неоконченная десятая симфония).

экспрессионизм в музыке это

  • Альбан Берг (опера «Воццек»).

экспрессионизм в музыке композиторы

  • Антон Веберн (пять оркестровых пьес, струнное трио, «Святая святых», контата «Свет глаз»).

классицизм романтизм рококо экспрессионизм в музыке

Камерная музыка в стиле экспрессионизма

Так случалось, что школа Шенберга постепенно отходила от фундаментальных симфонических форм, и это может охарактеризовать экспрессионизм в музыке. Образы камерной музыки (для одного инструмента, дуэтов, квартетов или квинтетов и небольших оркестров) в этом стиле встречаются гораздо чаще. Шенберг считал, что его изобретение – атональность – плохо сочетается с произведениями монументальными и широкоформатными.

Нововенская школа – это иное толкование музыки. Хаос, духовность, новое ощущение правды жизни без прикрас и зацикленность стали основой художественного самовыражения. Уничтожение мелодики, изобретение иной тональности – бунт против традиционного взгляда на искусство – всегда вызывали у критиков негодование и противоречия. Однако это не помешало нововенским композиторам получить всемирное признание и огромное количество слушателей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Есть вопрос. Какой финал характерен для камерной оперы в стиле экспрессионизм?
Копировать ссылку
1
Бела Барток "Весну священную" не писал. Её сочинил Игорь Стравинский.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.