Арон Раймон: социологическое учение

Французский ученый еврейского происхождения, философ и социолог, политолог, по политическим взглядам либерал Арон Раймон является основоположником гносеологического течения в философии истории, сторонники которого выступали против того, чтобы история интерпретировалась с точки зрения позитивизма. Сам Раймон выступал за глобализацию и деидеологизацию науки. Он также является приверженцем теории индустриального общества. Арон Раймон способствовал рецепции немецкой социологии, например, системы идей М. Вебера во Франции. Будучи публицистом, он написал более 30 книг. Какое-то время был политическим обозревателем газеты «Фигаро». Исходя из своих политических убеждений, он считал, что государство должно создавать законы, которые будут гарантировать свободу, равенство, плюрализм, и обеспечивать их выполнение.

Социология Арона Раймона

Арон Раймон: биография

Родился будущий ученый в 1905 году в Лотарингии, в городе Рамбервиллере, в семье еврейских эмигрантов, полностью ассимилировавшихся в свою среду. Его отец, Гюстав Арон, был профессором юриспруденции, а мать — Сюзан Леви – светской женщиной, уроженкой Эльзаса. Вскоре семья перебралась в Париж.

Образование Арон Раймон получил в École normale supérieure. Здесь же он познакомился с Жан-Полем Сартром. На протяжении всей жизни они были лучшими друзьями, но в одно и то же время интеллектуальными противниками. Раймон блистал своими знаниями и при сдаче экзамена по философии на степень agrégé собрал наивысшее число баллов и занял первое место. Это была поистине великолепная задача! А в это время Сартр не справился и провалил экзамен. В 25-летнем возрасте Раймон стал доктором истории философии.

В Германии

После окончания парижской школы Арон отправился в Германию читать лекции в Кельнском и Берлинском университетах. Здесь он видит, как нацисты сжигают “умные” книги. Именно после этого у него вырабатывается отвращение к тоталитаризму, да и к фашизму. Когда к власти в Германии пришел Гитлер, ему ради своей безопасности пришлось вернуться во Францию.

 “Опиум интеллектуалов”. Раймон Арон

Преподавательская деятельность

Вернувшись на родину, он начинает преподавать социальную философию и социологию в Гаврском университете (не надо путать с Гарвардским). С 1934 года он около 5 лет преподает и работает секретарём в Высшей нормальной школе, которую когда-то окончил.

Затем Арон Раймон перебирается в Тулузу, где читает лекции по социальной философии. Перед началом Второй мировой войны он принимает участие в парижском коллоквиуме имени Уолтера Липпмана, названного так в честь известного американского журналиста. Эта интеллектуальная встреча была организована Луи Ружье.

Социология Арона Раймона

Война в жизни Арона Раймона

Как уже было отмечено, перед началом войны он был преподавателем социальной философии в университете города Тулузы. Бросив преподавательскую деятельность, он отправился на фронт служить в военно-воздушных силах Франции, а после того как армия потерпела поражение и родная страна оказалась под оккупацией нацистов, он отправился по ту сторону Ла-Манша, на Туманный Альбион.

Здесь он примыкает к движению «Сражающаяся Франция», которое находилось под руководством самого Шарля де Голля и при котором действовал патриотический журнал «Свободная Франция». Арон становится его редактором. Печатаясь за рубежом, они старются поддержать моральный дух соотечественников.

Раймон Арон: этапы развития социологической мысли

После того как немецкие захватчики покидают Францию, ученый возвращается на родину и возобновляет преподавательскую деятельность. На этот раз он устраивается в Национальную школу администрации, а также в Парижский институт политисследований, где преподает социологию.

Раймон Арон: этапы развития социологической мысли

Ранние социологические взгляды Арона находятся под влиянием неокантианства (баденской школы). В своих трудах он отрицал закономерности развития и общества, проповедуя крайний релятивизм, который граничил с иррационализмом.

Позднее он отошел от крайностей априоризма и релятивизма и приблизился к позиции М. Вебера в его теории "идеальных типов" в исследовании истории. В своих научных работах по истории социологии Арон симпатизировал консервативным тенденциям Дюркгейма и Токвиля. Он все время пытался создать "альтернативный" вариант исторического материализма.

Арон Раймон

Учение Арона

Он является одним из авторов концепции деидеологизации. Он придерживался отрицающей позиции относительно объективной исторической закономерности, диалектики взаимодействия производственных отношений и производительных сил, а также понятия экономико-общественной формации.

Социология Арона Раймона принимает за объект социального исследования производную от субъективных моментов, например, мотивацию, ценностные ориентации того или иного действия субъектов, точку зрения того, кто занимается исследованием. Этот подход, согласно взглядам Арона, является новой, "неидеологической" теорией общества. Она и есть единственно верная теория, поскольку изучает "то, что существует в действительности".

Как уже было отмечено, Арон также является основоположником теории общего для всего индустриального общества. Он считал себя последователем Сен-Симона и Лонга и часто ссылался на них.

Самое знаменитое произведение Раймона

Как уже было отмечено, он также является публицистом, и его перу принадлежат более 30 книг, и среди них наиболее известной является “Опиум интеллектуалов”. Раймон Арон написал ее в 1955 году. Она произвела настоящий фурор. Споры относительно этой книги не умолкают и сегодня. Она актуальна до сих пор.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.