Коммуникативная культура - это что такое?

Коммуникативная культура речи позволяет людям общаться. Человек является социальным существом, он не способен жить вне социума. Поговорим о том, что коммуникативная культура - это способ взаимопонимания между людьми. Также выявим основные ее особенности и характеристики.

коммуникативная культура это

Критерии

Существуют определенные параметры, по которым определяется коммуникативный аспект культуры речи:

  • степень открытости;
  • присутствие мотивации к общению;
  • общая культура;
  • речевая и языковая развитость.

Цель педагогического образования

Образование предполагает не только формирование коммуникативной культуры, но и ее постоянное совершенствование. Воспитание личности, которая способна воспроизводить образцы правильного общения, является основной задачей современной школы.

коммуникативная культура речи

Способы достижения цели

Для того чтобы справиться с поставленной задачей, разрабатывается специальный комплекс ситуаций для тренингов, создаются внеурочные объединения школьников. Педагоги, понимая, насколько важен коммуникативный аспект культуры, стараются изыскивать формы внеурочной работы со своими воспитанниками, в процессе которых повышается активность межличностного, делового, рефлексивного общения.

формирование коммуникативной культуры

Специфика общения в подростковом возрасте

Коммуникативная культура общения в этом возрасте имеет существенные отличия. Подростки отводят общению со сверстниками ведущую роль.

В данном возрасте важно проводить работу по развитию коммуникативных и организаторских личностных качеств.

У школьников существует повышенная потребность в общении, но навыков у них нет. Именно поэтому так важно развитие коммуникативной культуры, привитие культуры взаимоотношений между молодыми людьми.

Отвечая на вопросы независимого социологического исследования, респонденты отмечают неосведомленность о правилах общения. Старшеклассники не способны выстраивать полноценный диалог, анализировать высказывания других людей.

В их понимании, коммуникативная культура - это некий высший разум, который им не подвластен. Подобные результаты свидетельствуют о том, что существует серьезная проблема, связанная с формированием у школьников коммуникативных навыков.

коммуникативный аспект культуры

Исследования проблемы

Вопросы, касающиеся межличностного общения у подростков, затрагивались многими известными психологами. Е. П. Ильин, В. А. Горянина в своих психологических исследованиях пытались выявить группы факторов, которые мешают школьникам осваивать культуру общения.

После того как в науке появилось понятие «гендер», ученые получили возможность анализировать природу человеческих взаимоотношений, объяснять причины непонимания между людьми.

Невозможно оставлять без внимания половые отличия между подростками, которые усиливаются с возрастом.

Коммуникативная культура - это способ показать свои индивидуальные особенности собеседнику, удивить его практическими и теоретическими знаниями в рассматриваемой области.

Термин «гендер» предполагает социально-психологические параметры личности, ее социальный статус, тесно связанные с сексуальностью и полом. В подростковом возрасте (времени онтогенеза) происходит постепенный переход от детства к юности. Данный возраст предполагает кардинальные преобразования в сознании, взаимоотношениях, реальной деятельности. Этап характеризуется быстрым ростом человека, формированием организма по мере полового созревания.

Именно общение в это время для подростка рассматривается как база для личностных и психологических качеств. Поскольку в современном мире невозможно жить без нормального общения, с раннего детства важно обучаться искусству взаимоотношений со сверстниками.

Коммуникативная культура - это способ сделать такое общение цивилизованным и интересным для собеседников.

коммуникативный аспект культуры речи

Виды общения у подростков

Анализ коммуникаций подростков выявил две разновидности общения: ролевое и межличностное.

Первый вариант предполагает разные виды деятельности. Межличностное общение состоит во взаимодействии с другими людьми помимо основной деятельности.

Типы общения

Психологом А. М. Мудриковым выделено четыре возрастных группы общения школьников:

  • детский, включающий начальную школу;
  • подростковый. Для девочек это 3-6 класс, для мальчиков – 7-8 класс;
  • переходный (у мальчиков 9-10 класс);
  • юношеский (10-11 класс).

У некоторых школьников (в основном у девочек) подростковый тип проявляется еще в начальной школе, сохраняется он до 7-8 класса. Коммуникативное общение в это время выходит на первый план.

Если до 5-6 класса друзьями для детей являются их родственники, то в 7-8 классе внимание приковано к сверстникам. Подростки все реже общаются с родителями, а стремятся бывать в компаниях одноклассников.

Общение в данный период подразделяется на приятельское и товарищеское. Отдельное место в беседах подростков отводится сексуальным вопросам.

Во время обмена информацией подобного рода происходит обособление групп по половым признакам. Мальчики обсуждают такие вопросы гораздо позже, чем представительницы прекрасного пола.

Психологи объясняют обособленность подросткового общения разного пола тем, что у мальчиков и девочек есть существенные отличия в тематике. Постепенно наблюдается переходный вид общения.

Именно в это время особенно видна неравномерность психического и физического развития мальчиков и девочек. На этом фоне наблюдается повышенная стеснительность, которую подростки пытаются маскировать под развязным поведением.

Недостаточно развитая коммуникативная культура не позволяет им нормально общаться со взрослыми, сверстниками, что негативно отражается на психологическом состоянии подростков.

Появляются конфликты со сверстниками, проблемы в общении с родителями. Именно отсутствие культуры общения вызывает резкое изменение поведенческого характера, провоцирует нестабильную эмоциональность подростков.

Пытаясь в разговорах со взрослыми проявлять собственное «я», подростки провоцируют постоянные конфликты. Они не владеют диалоговой речью и часто не стремятся постичь данный коммуникативный навык. Тенденция доверительного общения с родителями ярче выражена у девочек, именно они гораздо быстрее мальчиков осваивают технику межличностного общения.

развитие коммуникативной культуры

Юношеский жаргон

Данное явление психологи считают многослойным, в основе него находится совокупность выражений и слов, употребляемых другими ребятами этого возраста. В сленге присутствуют общеупотребительные слова, ругательства, а также группа особых выражений.

Между девушками и юношами происходит регулярное и интенсивное общение, в приоритете приятельские доверительные отношения. Именно в это время педагоги должны помочь своим воспитанникам освоить культуру коммуникативного общения.

От желания наставника помочь подросткам зависит их активность в общественной жизни, возможность самореализации, адаптация в социальной среде и даже личное счастье.

коммуникативная культура общения

Заключение

Любая коммуникация предполагает общение. Оно невозможно без письменной и устной речи. Взрослые должны создавать для подростков такие ситуации, в которых бы им приходилось говорить, развивая свои коммуникативные навыки.

Технология сотрудничества, используемая в рамках федеральных образовательных стандартов второго поколения, предполагает создание учебной мотивации.

Подобный подход гарантирует стимулирование познавательного интереса, желания самостоятельно оценивать свои навыки, совершенствовать системы общения с другими людьми.

Работая в группах над внеурочными проектами, ребята развивают партнерские отношения, формируют лидерские наклонности. Коммуникативные качества, сформированные во время обучения в общеобразовательной школе, помогут ребенку справляться со сложными жизненными ситуациями. Развитие коммуникативной культуры школьников является приоритетной задачей, поставленной перед современными педагогами.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.