Змея (созвездие): в какое время года лучше наблюдать, описание и фото

Змея относится к экваториальным созвездиям. Содержит в себе 106 ярких звёзд, различимых даже невооружённым глазом. Занимает на небе площадь равную 636,9 квадратных градусов. Это единственное созвездие, которое делится на 2 части: «голову» и «хвост» Змеи.

Созвездие Змея: в какое время года лучше всего вести наблюдение?

Астеризм виден на протяжении всего года. Но для полноценного наблюдения объекта необходимо знать, в какое время лучше наблюдать созвездие Змея. По данным астрономических источников, наиболее удачный час приходится на летние месяцы. Оптимальным периодом считается июль и август месяц. Созвездие видимо на всей территории Российской Федерации.

В безлунную и ясную ночь обе части созвездия видны над южной частью горизонта. Самые ярчайшие звёзды образуют извивающуюся, длинную цепь, которая отчётливо видна наблюдателю - это и есть искомый астеризм Змея. Созвездие содержит в себе много красивых объектов (по мнению астрономов), но на ночном небе хорошо видны только 60 из них.

созвездие змея в какое время года лучше

Около десятка из них меньше четвёртой и третьей звёздной величины. Оставшиеся объекты Змеи невидимы для человеческого глаза. Прочие звезды могут быть замечены только при помощи телескопа.

Для того чтобы найти созвездие Змеи, вам понадобится найти Змееносца. Он образован в виде неправильной формы круга и его легко обнаружить, отталкиваясь от соседних созвездий - Скорпиона и Геркулеса.

История созвездия

Змея впервые была обнаружена и объединена в звёздную группу астрономом Птолемеем во II веке до нашей эры. Спустя некоторое время он внёс её в звёздный каталог «Альмагест». Учёные древности совершили большую работу по классификации и определению созвездий, в том числе и астеризма Змея. Созвездие подверглось в ходе истории ряду модификаций.

Первые упоминания об этой группе звёзд отмечаются ещё в глубокой древности. В своё время выделялась как отдельная Змея. Созвездие на то время считалось составной частью астеризма Змееносец. Окончательно было выделено в отдельное созвездие только в 1922 году.

созвездие воздушный змей

Ближайшие соседи

Созвездие делится на две не связанные между собой части: голову (западную) и хвост (восточную) Змеи, разделённых астеризмом Змееносца. Для её нахождения проще ориентироваться по соседним объектам.

Голова Змеи граничит с Волопасом, Девой, Весами, Геркулесом, Северной короной и Змееносцем. А ближайшими соседями хвоста являются Стрелец, Щит, Змееносец и Орёл.

Легенда

Созвездие Змеи и астеризм Змееносца объединяет общая легенда. История появления их имён связана с Богом врачевания - Асклепием.

Легенда гласит, что Асклепий был сыном Корониды и Аполлона. В младенчестве он был отдан на воспитание кентавру Хирону. Он обучил его разным наукам, в том числе и медицине. Когда Асклепий вырос, Хирон передал ему все секреты врачевания с использованием змеиного яда.

Достигнув мастерства в лечении людей, он решил научиться воскрешать мёртвых. На помощь ему пришла Афина и подарила кровь Медузы Горгоны. Она имела чудодейственную силу, воскрешала мёртвых. Асклепий, воспользовавшись подарком, вернул в мир живых несколько человек. За что очень разозлились на него Аид и Зевс ведь только они распоряжались жизнями людей.

Громовержец от ярости сразил его молнией и перенёс на небеса в облике созвездия Змееносца. В назидание Асклепию было поручено стать покровителем всех врачей - богом медицины.

змея созвездие

Древние греки изображали Асклепия в виде бородатого Бога, который держал в руке жезл со змеёй, обвивавшей его. Именно отсюда впоследствии возник символ медицины – змея, обвивающая чашу. Далее созвездие «воздушный Змей» стало неким символом в современной медицине.

Видимые и «невидимые» объекты астеризма

Змея - созвездие достаточно яркое. Однако в нём отсутствуют звёзды первой величины. Альфа - наиболее яркая звезда. Представляет собой тройное образование. Две из них имеют собственные названия. Первая известна как Unukalnai. В переводе – «шея» Змеи, а вторая как Кор Serpentis – «сердце» Змеи.

в какое время лучше наблюдать созвездие змея

Главной из тройки считается гигант оранжевого цвета. По яркости превышает наше светило в 70 раз. Объект расположен на расстоянии от Земли 73,2 световых года.

Это вторая по своей яркости звезда. Представляет собой оранжевый гигант, имеет спутник. Эта парная звезда расположена на расстоянии 61,8 световых года от нас. Китайское название светила – Tang получило своё оригинальное название в честь знаменитой китайской семьи Тан.

Мю Змеи или Leiolepis (гладкий или чешуйчатый) считается третьей по яркости звездой. Это карлик белого цвета. Объект расположен от Земли примерно на расстоянии 156 световых лет.

«Медная» змея Моисея

Кси – составная звезда созвездия Змеи. Она известна как Нехуштан. Это название отождествляется с медной змеёй Моисея. Главной составляющей является гигант жёлтого цвета. Состоит из спектрально-двойной звезды и имеет слабый спутник 13-й звёздной величины.

Бета созвездия Змеи – многозвёздная система, состоящая из спутника и одного карлика белого цвета. Расстояние от Земли до звезды – приблизительно 153 световых года. Интересно, что бета относится к смещающейся группе звёзд Большого Ковша.

Дельта состоит из двух парных звёзд и находится на расстоянии примерно 210 световых лет. Получила имя Chin в честь китайской династии Цзин. Главным объектом считается бело-жёлтый субгигант. По своей классификации он является переменной звездой дельта Щита. Тусклый спутник представлен субгигантом F-класса.

в какое время лучше наблюдать созвездие змея
Гамма - это жёлто-белый карлик, известный как «глаз» Змеи – Ainalhai. Примечательно то, что звезда обладает двумя оптическими спутниками.

Эпсилон или «хорошая» Змея Nulla Pambu - это белый карлик. Находится от Земли примерно на дистанции 70,3 световых года.

Тета созвездия или Alya – «овечий хвост», отображает завершение «хвоста» Змеи. Объект является многозвёздной системой и расположен на расстоянии 132 световых года от нашей Земли. Примечательно, что двумя основными компонентами считаются белые карлики, а третья звезда относится к G-типу.

Каппа – красный гигант со звёздной величиной 4,09. Объект расположен на расстоянии 348 световых лет.

Туманности и скопления в созвездии Змеи

Туманность Орла, она же «Месье 16» – достаточно молодое звёздное скопление. Своей формой напоминает нечто похожее на птицу. Скопление содержит известную область «Столпы Творения». Это достаточно большая область звездообразования, аналогичная «Горам Творения», расположенного в созвездии Кассиопея.

Туманность Орла считается частью эмиссионной туманности IC 4703. Созвездие Змея (фото представлено ниже) насыщено различными подобными туманностями. Она представляет собой активную область звездообразования. Находится приблизительно в 6 500 световых лет от нашего Солнца.

созвездие змея фото

«Месье 5» – это шаровое скопление в диаметральном размере 165 световых лет. Хорошо видно на небе невооружённым глазом в виде тусклой звезды. «Месье 5» считается одним из самых крупных шаровых скоплений, обнаруженных когда-либо. Самые яркие звёзды в скоплении имеют величину светимости 12,2.

Скопление содержит в себе более сотни переменных звёзд. NGC 5904 - относится к одним из древних скоплений Млечного Пути. По предположению учёных, возраст «Месье 5» приравнивается к 13 миллиардам лет.

Также здесь располагается MWC 922, известная как Красная Квадратная туманность. Это симметричная биполярная область содержит в себе ряд горячих звёзд. Образует форму идеального квадрата. Туманность расположена недалеко от «Месье 16».

В ходе истории астрономы объединили звезды в группы и назвали их созвездиями. На сегодня насчитывается восемьдесят восемь созвездий.

Возможно, астеризм Змея не является самым значимым объектом. Но он принадлежит к части всей мозаики звёздного неба и создаёт целостную картину видимого нами космоса.