Проблема исследования - это что такое? Примеры

Проблема исследования - это важная и ответственная задача. Именно от того, насколько правильно она выбрана, зависит конечный итог всей работы. Рассмотрим подробнее вопрос, касающийся ее выбора, приведем несколько конкретных проектов и исследовательских работ.

проблема исследования это

Гипотеза

Казалось бы, как связана научная проблема исследования с гипотезой? На практике между ними существует прямая зависимость. Прежде чем приступать к работе над проектом, необходимо выяснить, что именно вы будете анализировать на протяжении своего исследования. Гипотеза - это предположение, которое выдвигается в начале научного проекта или экспериментального исследования. По мере изучения объекта или определенного явления она может быть подтверждена либо опровергнута.

Поиск проблемы

Учитывая, что проблема исследования - это конкретная задача, которую и предстоит решить исследователю после завершения эксперимента, важно отнестись серьезно к подбору темы работы или проекта.

Как это сделать правильно? Если идет речь о школьных исследовательских работах или проектах, то подбор темы осуществляется в тесном сотрудничестве с научным руководителем.

научная проблема исследования

Примеры выбора тем

В зависимости от научной сферы, выбираемой для экспериментов, тема может быть как объемной, так и конкретной. Например, если планируется изучение истории одной фотографии, то в качестве исследований данной проблемы можно рассматривать поиск родственников, мест, связанным со снимком. Например, в качестве варианта подобного проекта, можно рассмотреть старую школьную фотографию выпускного класса. Ребята могут выяснить в ходе своего проекта, как сложилась судьба каждого из ребят, узнать об их отношении к учебе в школе.

 методы исследования проблем

Методы работы

Помимо тематики, важно подобрать подходящие методы исследования проблем. В противном случае сложно будет говорить об актуальности и достоверности получаемых результатов. Например, если исследование проводится в области химии или экологии, целесообразно применение экспериментального метода.

Во время проведения серии опытов, можно выявить средний показатель, на основании полученных результатов делать выводы. Решили провести исследование в гуманитарной сфере? В таком случае можно применить социологический опрос.

Например, для подросткового возраста актуальным является выбор будущей профессии. Можно проанализировать, используя собственные методики, как темперамент влияет на профориентацию подрастающего поколения.

Как провести подобное исследование? Анализ проблемы предполагает выбор теоретического материала, то есть проведение литературного обзора. Для начала придется выяснить, какие существуют виды темпераментов, поискать методики, позволяющие их выявлять у подростков.

Далее можно подобрать группу добровольцев, для которых будут предложены выбранные тесты. Подведя итоги проведенных исследований, можно в качестве рекомендаций предложить ребятам те профессии, которые в ходе теста были определены как оптимальные.

исследование анализ проблемы

Цели и задачи

Задачи исследования проблемы должны быть конкретными, определенными, реалистичными. После выбора темы нужно определить цель проекта. На ее основе можно выделять задачи, которые исследователь будет решать по мере работы над проектом. Допустим, что целью эксперимента является количественное вычисление содержания аскорбиновой кислоты в ягодах рябины. В качестве тех задач, которые должны быть при этом поставлены, выделим:

  • изучение научной литературы, касающейся вопроса исследования;
  • выделение из множества методик той, которая будет оптимальной и реалистичной в данном случае;
  • сбор материала для проведения эксперимента;
  • эксперименты;
  • выводы и рекомендации по проблеме исследования.

В качестве дополнения к эксперименту можно отметить приложения, в которых будут указаны табличные показатели содержания витамина С в исследуемых образцах.

Юный ученый может провести сравнение полученных и табличных значений, сделать выводы.

проблемы современных исследований

Объект исследования

Как решают проблемы современных исследований школьники? В качестве объекта исследования ребята выбирают витамины, жиры, углеводы, когда идет речь о проектах в сфере химии и экологии. Например, в качестве объекта исследования, можно выбрать побережье Белого моря. Учитывая тот факт, что в 2002 году в Онежском заливе был серьезный выброс нефти с танкера, можно проанализировать, как та ситуация отразилась на флоре и фауне данного моря.

Предмет исследования

Проблема исследования является важным аспектом для формирования логического мышления в подрастающем поколении. От выбора предмета исследования зависит направление всей проектной деятельности.

В рамках внедрения в современную школу федеральных государственных стандартов нового поколения, повышается актуальность и востребованность проведения ученических исследований.

Для каждого ребенка должна быть выстроена собственная образовательная траектория развития, предполагающая проведение и проектной деятельности. Министерством образования перед педагогами поставлена задача формирования гармонически развитой личности, способной саморазвиваться, успешно социализироваться в современном обществе. Для выполнения этого задания учителя активно применяют в своей педагогической деятельности именно проектную методику.

исследований данной проблемы

Новизна и значимость

Особенность исследования, решения проблемы в рамках школьного проекта заключается в том, чтобы получаемые результаты были актуальными и значимыми. Для того чтобы правильно выбрать тематику исследования, нужно учесть несколько важных аспектов. Если проблема исследования - это запускной механизм для любого проекта, то его сущностью является научная новизна, а также практическая значимость.

Например, даже при выборе для работы классической методики проведения опытов, можно найти элемент новизны. Если работа лишена этого, она теряет всякий смысл. Проблема исследования - это самый важный момент, на который обращает внимание своего подопечного научный руководитель исследовательской либо проектной работы. До ее выдвижения необходимо внимательно изучить научную литературу, существующие практики по вопросу исследования.

Критерии проблемы

Существуют определенные нормы, которым должна соответствовать проблема исследования:

  • объективность вопроса;
  • практическая значимость.

Актуальность предполагает важность данного вопроса в определенный момент времени. Выявляя в своем проекте или исследовании актуальность, можно подчеркнуть связь между современным состоянием вопроса и ближайшим будущем.

Пример школьного проекта

Предлагаем в качестве примера оформления школьного проекта работу, касающуюся количественного определения аскорбиновой кислоты (витамина С) в чае. Во введении анализируется значимость темы, приводятся исторические факты применения объекта исследования.

Ещё на Руси использовали настой из иван-чая в качестве напитка и лекарства от разных болезней. Подтверждение уникальных свойств этого чая можно найти в работах русского исследователя Петра Александровича Бадмаева. Он прожил больше ста лет, во многом благодаря употреблению настоя этого удивительного растения.

Иван-чай имеет уникальный химический состав, который по праву можно назвать «кладовой природы». Жители Европы оценили достоинства Иван-чая, в котором содержится в 6,5 раз больше аскорбиновой кислоты (витамина С), чем в лимоне.

К началу XIX века данный продукт был вторым в списке экспортных товаров из России в страны Европы (после ревеня). После захвата англичанами территории Индии на колонизированных территориях появляются плантации черного чая, знакомого по своему вкусу всем современным россиянам. Англичане, стремящиеся получить материальную прибыль, «завоевывают» Россию и «навязывают» новый продукт ее жителям. Постепенно традиции применения иван-чая утрачиваются, и этот полезный продукт незаслуженно забывают.

Сложная экономическая ситуация, усложнение отношений с европейскими странами, сделали вопрос возрождения традиций классического русского чаепития, связанного с использованием иван-чая, важным с экономической и политической точки зрения.

Учитывая актуальность данного вопроса, в своей исследовательской работе мы решили провести сравнительный анализ органолептических и химических свойств иван-чая и классического индийского чая, выявить их сходные и отличительные параметры.

Цель работы: определить количественное содержание аскорбиновой кислоты в исходных образцах чая.

Задачи работы:

  • изучить органолептические показатели взятых образцов путем дегустации;
  • провести количественный анализ содержания витамина С в образцах методом титрования.

Предмет исследования: количественное содержание витамина С в исходных образцах чая.

Объект исследования: иван-чай и классический индийский чай.

Методы исследования:

  • литературный обзор;
  • йодометрия (титриметрический анализ);
  • статистическая обработка результатов.

Гипотеза: по количественному содержанию аскорбиновой кислоты и органолептическим показателям классический индийский чай существенно уступает иван-чаю.

Далее идет характеристика важности аскорбиновой кислоты, выбирается методика для проведения эксперимента.

После завершения исследования формируются выводы о значимости и целесообразности применения иван-чая в качестве альтернативы классическому черному чаю.

проблема исследования является

Заключение

Проектные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Они применяются не только на старшей ступени обучения, но и в дошкольных учреждениях.

Для того чтобы у каждого российского школьника была возможность продемонстрировать свои творческие способности, получать новые умения и навыки, они должны вовлекаться в проектную и исследовательскую деятельность. Какого бы вида проект ими ни создавался, в любом случае должна быть правильно подобрана его тематика, поставлена цель исследования, определены задачи, выдвинута гипотеза. Даже в том случае, когда в процессе работы она будет опровергнута или подтверждена частично, это не уменьшает актуальности и значимости созданного проекта. В ближайшее время введут профессиональный стандарт для российских педагогов. Одним из пунктов в нем будет проведение с учащимися исследований, а также вовлечение подрастающего поколения в проектную деятельность.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.