Возможна ли кремниевая форма жизни на Земле?

Знаменитый геохимик академик Ферсман выдвинул гипотезу, что на нашей планете возможна кремниевая форма жизни (неуглеродная). Аналогичные предположения делались различными учеными в разное время. В ноябре этого года было распространено сообщение о том, что биотехнологи Калифорнийского института вывели бактерию, которая способна синтезировать соединения с SiO2. Таким образом, они существенно продвинулись в исследованиях, связанных с созданием существ, метаболизм которых базируется на неорганических молекулах.

кремниевая форма жизни

Кремниевая форма жизни: витолитическая теория

В процессе исследований ученые искали в информационной базе белковых последовательностей ферменты, которые обладают способностью связывать С и SiO2. Для этой реакции были выбраны гемопротеины. Они представляют собой белки, в которых присутствуют соединения железа и порфиринов. Исследователи выбрали цитохром. Этот белок синтезирует бактерии, присутствующие в горячих подводных источниках Исландии. Ученые выделили и размножили ген, который кодирует фермент. После этого он был подвергнут случайным мутациям. Созданные последовательности ДНК исследователи внедрили в кишечную палочку. В процессе наблюдений было установлено, что некоторые мутации на активном участке привели к тому, что взятые бактерии стали вырабатывать белок, способный осуществлять синтез кремнийорганических соединений. Его эффективность, определяемая по скорости реакции и количеству продукта, превосходит результативность искусственных катализаторов. Ученые намерены продолжить исследования. Их цель состоит в том, чтобы понять, почему, несмотря на широкое распространение кремниевых соединений на Земле, в ходе эволюции была создана и развилась именно углеродная форма. В природе отсутствуют организмы, которые могли бы использовать SiO2 в метаболизме. Вполне возможно, что в будущем исследователям удастся создать организм, с которого начнется кремниевая форма жизни на Земле.

кремниевая форма жизни агаты живые камни

Литературные представления

Кремниевая форма жизни на Земле незаметна человеческому глазу. Метаболизм в ней настолько растягивается во времени, что люди не принимают во внимание саму возможность ее существования. В книгах Пратчетта (английского писателя) о Плоском мире описана оригинальная раса кремний-органических существ – троллей. Их мышление зависит от температуры среды обитания. Глупость, которая свойственна троллям, объясняется плохим функционированием кремнийорганического мозга в тепле. При значительном охлаждении эти существа проявляют сверхвысокие интеллектуальные способности. Представители кремниево-кальциевого мира могут трансформироваться в скелет животных и растения, а также в кораллы.

Природные явления

Французские геологи Решар и Эсколье достаточно продолжительное время очень тщательно исследовали образцы пород из разных уголков планеты. Они выяснили, что камням присущи определенные признаки процессов жизнедеятельности. Только протекают они крайне медленно. Ученые выяснили, что структура камней может изменяться. Они могут быть старыми или молодыми. Кроме этого, исследователи установили их способность "дышать". Но один "вдох" растягивается на 1-14 дней, а "удар сердца" – почти на сутки. Ученые фотографировали камни в разные периоды времени и установили их способность перемещаться. Между тем, "движущиеся глыбы" есть во многих уголках планеты.

кремниевая форма жизни на примере минерала агат

Кремниевая форма жизни: агаты, живые камни

Существует гипотеза, что кристаллическая минеральная решетка способна накапливать сведения и оперировать ими. То есть выдвигается теория "мыслящих камней". По мнению ряда исследователей, все биологические организмы, человек в том числе, являются только "инкубаторами". Их значение заключается в рождении "камней". Установлено, что из пепла после кремации человека можно изготовить алмаз. Такая услуга достаточно популярна в некоторых странах. К примеру, из 500 г праха под давлением и высокой температурой за 2 месяца можно вырастить голубой алмаз, диаметр которого 5 мм. Человек в среднем за свою жизнь синтезирует порядка 100 кг кварца и кремния. Считается, что они, попадая в организм, начинают расти, зачастую причиняя дискомфорт. После смерти эти камни, вероятно, проходят еще один цикл развития уже в естественных (природных) условиях. Они превращаются в обособленные самородки, которые напоминают агаты. Скопление и развитие песчинок в организме известно давно. Такой процесс именуется псевдоморфозой. Так, кости динозавров сохранились до настоящего времени именно благодаря этому явлению. При этом химический состав остатков ничего общего с костной тканью не имеет. По сути, их существование обуславливает кремниевая форма жизни. Это доказано рядом исследований. В одном случае слепки костных останков халцедоновые, в другом – апатитовые. В Австралии были обнаружены необычные белемниты – головоногие моллюски, широко населявшие планету в мезозойскую эру. Их костные остатки замещены опалом.

Исследования А. Боковикова

Достаточно оригинально объясняется кремниевая форма жизни на примере минерала "агат". Отечественный исследователь Боковиков обнаружил несколько признаков, позволяющих сформулировать гипотезу. Агат является скрытокристаллической разновидностью кварца. Он представлен в виде тонковолокнистого агрегата халцедона, отличается полосчатым распределением расцветки и слоистой структурой. В ходе многолетних наблюдений была описана кремниевая форма жизни. Агат, как растительный организм, не бессмертен, несмотря на то, что существует миллионы лет.

кремниевая форма жизни это

Характеристики

В образцах разного возраста четко выявляются анатомические черты. В частности, в ходе исследований ученый и его команда обнаружили полосатое и кристаллическое тело, донышко-зеркало (значение этого элемента не было установлено точно, предполагается, что это в некотором роде подобие зрительного анализатора). Агаты имеют кожу, которая может линять и регенерироваться. Как и многие другие организмы, они болеют и залечивают свои раны (трещины и сколы). Кремниевая форма жизни предполагает питание, захват определенных пространств, сохранение сложных форм в динамике.

Размножение

В ходе исследований ученые выявили интересный факт. Было установлено, что агаты двуполы. Кристаллическое тело является женским, а полосатое – мужским. Присутствуют в них и гены. Они представлены кристаллами женского тела. Размножение может осуществляться несколькими способами. Например, кремниевая форма жизни развивается из "семян". Кроме этого, на конкретных примерах Боковиков показал, что возможно и отпочкование, клонирование, деление с формированием разделительных центров. Исследователь наблюдал размножение криотами в базальте. Ученый выделил ряд процессов. Например, зарождение криот, развитие, появление младенца, превращение в организм, возникновение вокруг зародышей сферических структур, гибель.

кремниевая форма жизни на луне

Масонские представления

В ходе многочисленных исследований сформировалось новое учение – антропософия. Ее основателем стал Р. Штайнер. Он утверждал, что кремниевая форма жизни является главенствующей на планете. Рождение, развитие и смерть человека необходимо только ради одной цели. Она состоит в служении минеральному миру. Человек и другие организмы обеспечивают существование соединений с атомными кристаллическими решетками. Задачу людей Штайнер видел в преобразовании минерального мира в произведение искусства. Он говорил о том, что электричество свидетельствует об оккультных глубинах вещества. Когда люди заново выстроят минеральный мир, в соответствии со своим внутренним восприятием, прекратит развиваться планета в физическом смысле. Она перейдет в другое состояние, в котором в уплотненном виде будет находиться отражение всего, чем была когда-то минеральная Земля. Штайнер приводит в обоснование слова Гете, когда тот говорил о Духе планеты. Вместе с этим ученый указывает, что существует и кремниевая форма жизни на Луне. Он говорит о том, что и на этом небесном теле был план развития. В каждом конкретном случае, относительно каждой планеты, существует своя схема. Атомы, оставшиеся после прекращения физического развития, стали основой для создания Земли. Для планеты разрабатывается свой план. Достигая конца развития, ее атомы переходят к другому небесному телу. В результате может возникнуть кремниевая форма жизни на Венере, Марсе, Юпитере.

Круговорот в природе

Кремниевая форма жизни выступает как начальная и конечная цель существования организмов на планете. Ряд крупных ученых предлагает видеть смысл возникновения человеческой цивилизации исключительно в участии круговорота в природной среде. Пока люди были собирателями и охотниками, они выступали как члены естественных биоценозов. Однако цивилизация обладает рядом специфических черт. По мнению В. В. Малахова, человек извлекает из недр то, что вышло из круговорота. К примеру, это нефть, уголь, газ. При этом в землю человек возвращает углерод в наиболее доступной для организмов форме. Извлекая из недр металлы, люди насыщают ими промышленные стоки, возвращая отработанные соединения в Мировой океан в приемлемом для его обитателей виде. В этом, собственно, состоит биосферная задача человечества.

кремниевая форма жизни на венере

Гибель человечества

По мнению Малахова, когда данная функция будет полностью реализована, цивилизации придет тихий и естественный конец, обусловленный исчерпанием запасов. Это будет не атомная война, а медленное угасание человечества. При этом биосфера выйдет на качественно новый уровень развития. Ее ожидает расцвет. Безусловно, считает Малахов, насыщение атмосферного воздуха углекислотой, вероятный парниковый эффект, обогащение тяжелыми металлами океана приведет к гибели огромного количества организмов. Это будет одним из биосферных кризисов. Однако вместе с этим жизнь на новом этапе расцветет. Появятся новые системы с необычными веществами и металлами. Однако все это будет существовать без человека.

Выводы

Исходя из гипотезы Малахова, умирание цивилизации не будет означать смерть человека. В течение определенного периода люди еще будут жить на Земле. Они объединятся в примитивные общины скотоводов, охотников, собирателей. Однако это будет уже существование биологического вида как элемента естественного биоценоза. Другими словами, суть бытия заключается не в антропоцентризме. Оно состоит в служении "Иному", которое, как считает И. Ефремов, можно также определить, изучая камень в качестве одной из его манифестаций.

"Темная материя"

По мнению некоторых ученых, она также может выступать в качестве одной из форм жизни. Термином "темная материя" исследователи обозначают гипотетическое вещество, которое заполняет примерно 27% Вселенной. Физиками это понятие было придумано для объяснения некоторых противоречий. По мнению экспертов, эта материя может являться разумной и взаимодействовать с человеком. Однако эта ткань располагается на квантовом уровне. Это объясняет тот факт, что многолетние изучения космоса не показали ученым сколько-нибудь удовлетворительного доказательства наличия другой жизни на планетах.

кремниевая форма жизни витолитическая теория

В популярных медицинских изданиях можно встретить результаты исследований, указывающие на то, что организму человека требуется каждый день около 40-50 мг кремния. В качестве его ключевой функции выступает поддержание нормального обмена веществ. Установлено, что многих болезней организма могло бы не быть, если бы в нем было достаточно кремния. В этой связи считается, что здоровье предков человека было подорвано продуктами, препятствующими его усвоению. Многие из них входят в рацион и сегодня. Это, в частности, мясо, белая мука, сахар, консервы. Смешанная пища задерживается в пищеварительной системе до 8 часов. Это означает, что на протяжении этого времени организм переваривает продукты, задействовав большую часть ферментов. В такой ситуации, как считал И. П. Павлов, организм не может обеспечивать достаточное поступление энергии в другие органы – сердце, почки, мышцы, мозг. Из этого исследователи делают один важный вывод. Они говорят о том, что, вероятно, Штайнер, который говорит о том, что смысл существования человека состоит в служении минералам, прав.