Марина Голдовская: биография и фильмография известного режиссера

Марина Голдовская – российский писатель, режиссер-документалист, автор таких кинолент как «Аркадий Райкин», «Архангельский мужик», «Власть Соловецкая» и «Горький вкус свободы».

марина голдовская

Биография

Марина Голдовская родилась в Москве, в семье ученого-изобретателя. После окончания школы поступила во ВГИК, на операторское отделение. На телевидение пришла в начала шестидесятых. Некоторое время работала оператором. Но вскоре начала создавать свои фильмы. Марина Голдовская – режиссер, которого называют мастером документального кино. Ею создано более тридцати картин. Голдовская также занимается преподавательской деятельностью: читает лекции на факультете журналистики в МГУ.

Марина Голдовская, биография и творческий путь которой начались задолго до перестроечной эпохи, является едва ли не единственным российским кинематографистом, известным на Западе. Ее фильмы получил положительные отзывы зарубежных критиков. На Родине, за картину «Архангельский мужик» Марина Голдовская была удостоена государственной премии. По ее работам студенты университетов США изучают историю России XX века.

Особенности творчества

Уже в начале своей карьеры Марина Голдовская использовала методы ранее неизвестные советским кинематографистам. В качестве оператора она работала в 1968 году над фильмом «Ткачиха». Речь идет о так называемом методе наблюдения, когда человек попадает в кадр в своем естественном, непринужденном состоянии. «Ткачиха» – фильм, посвященный работницам одной из советских фабрик. Работа над кинолентой был приостановлена еще в период съемок. Но позже, будучи режиссером, всегда верна была этому методы Марина Голдовская.

марина голдовская биография

Фильмография

  1. «Раиса Немчинская».
  2. «Юрий Завадский».
  3. «Аркадий Райкин».
  4. «Испытание».
  5. «Архангельский мужик».
  6. «Власть Соловецкая».
  7. «Михаил Ульянов».
  8. «Вкус свободы».
  9. «Из бездны».
  10. «Князь».

Жанр кинопортрета занимает особое место в творчестве Голдовской. В создании своих картин она опережала многих коллег. Она использовала в работе новейшие достижения техники, о чем впоследствии написала в книге «Техника и творчество».

Среди ее проектов присутствует несколько работ, посвященных выдающимся деятелям культур и искусства. Среди созданных Голдовской кинопортретов: «Михаил Ульянов», «Олег Ефремов», «Анастасия Цветаева».

марина голдовская режиссер

Перестройка

На эти годы, столь важные в истории страны, пришелся пик популярности фильмов Голдовской. Советские люди, наконец, получили возможность знать правду о себе и государстве, в котором живут. Наступил звездный час Голдовской. Именно в этой время была создана картина «Архангельский мужик».

В 1988 году на экраны вышел фильм «Власть Соловецкая», повествующий об образовании одного из первых лагерей в СССР. Премьера картины стала настоящим событием. Прежде в стране подобных фильмов не снимали.

В США

В начале девяностых Марина Голдовская, фото которой находятся в статье, уехала в Калифорнию преподавать. Но и в эти годы она снимала документальное кино. Были созданы такие фильмы как «Повезло родиться в России», «Осколки зеркала». Пожалуй, на эмоциональном, духовном уровне эти документальные киноленты – самый ужасный и откровенный, но в то же время светлый рассказ, повествующий о трагедии простых людей в тяжелую перестроечную эпоху – не героев времени, а обычных граждан. Фильмы, которые создала Марина Голдовская в последнее десятилетие прошлого века, – это реалистичные истории о том, как жители постсоветского пространства выжили, сохранили человечность и верность своим идеалам.

В картинах этого режиссера присутствуют откровения людей. Истории рассказаны необычным кинематографическим языком. Герои словно проживают несколько дней своей жизни перед камерой. Это своего рода сжатая хроника повседневности людей, которые в начале девяностых вынуждены были приспосабливаться к капитализму, который оказался для них страшнее войны, стихийных бедствий.

марина голдовская фильмография

«Князь»

Картины Марины Голдовской никого не могут оставить равнодушными. В 1999 году на экраны вышел знаменитый фильм – «Князь». В первые минуты перед зрителем возникает обобщающий образ страны. И на фоне бескрайнего русского зимнего пейзажа показана мрачная похоронная процессия. Эти эпизоды Голдовская использовала в качестве метафоры – печальной, трагической. Несмотря на это, «Князь» – фильм, который наряду с немногими в творчестве Голдовской можно отнести к светлому, даже несколько оптимистическому кино. Эта картины знакомит российского зрителя с землей, на которой он живет. При просмотре создается впечатление, словно фильм возник сам по себе. А режиссеру осталось лишь следовать за его героями с камерой.

марина голдовская фото

«Горький вкус свободы»

В 2011 году на экраны вышел фильм, посвященный Анне Политковской. «Горький вкус свободы» был награжден на фестивале в Монреале. Картина состоит из отдельных, казалось бы, не связанных между собой эпизодов. В фильме, например, использован материал, снятый в начале сентября 2004 года, когда Политковская по пути в Беслан получила тяжелейшее отравление и едва осталась в живых. После того, как журналистка пришла в себя, она дала интервью, представленное в фильме.

В картине Голдовской присутствуют видеоматериалы как снятые при жизни журналистки, так и после ее смерти. Фильм создан в характерном для Голдовской стиле. Нет никакого голоса за кадром. Режиссер не высказывает своего мнения относительно роли Политковской в общественной жизни России. В фильме лишь отдельные кадры из жизни главной и единственной героини. Режиссер оставляет возможность зрителю сформировать собственное мнение о женщине, которая посвятила жизнь помощи жертвами Чеченской войны.

Голдовская – кинематографист, творчество которого изучают западные историки. Ее фильмы понятны как в России, так и за рубежом. В них в достаточной мере присутствуют эмоциональность, наблюдения, истории о судьбах обычных людей. И с помощью всех этих деталей режиссер высказывает свое мнение относительно того, что происходило со страной в последние десятилетия прошлого столетия. Картины Голдовской можно назвать дневниками о надежде и смятении, которые охватили россиян в девяностые, и не покинули многих и сегодня.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.