Обновлённая коробка передач с тросовым приводом. Как устанавливать механическую КПП с тросовым приводом

Инженеры АвтоВАЗа исполняют свои обещания. Недавно появилась коробка передач новой конструкции с индексом ВАЗ-2181. Эта трансмиссия теперь устанавливается на все модификации «Лады». Это «Гранта», «Приора», «Калина», а также «Веста». Новая коробка передач с тросовым приводом имеет свои особенности и массу преимуществ перед традиционными конструкциями.

Как создавали трансмиссию?

В основе новой системы КПП лежит прежняя конструкция, которая знакома многим еще по ВАЗ-2108. Естественно, инженеры внесли небольшие доработки. Слабые места этой коробки также хорошо известны всем владельцам автомобилей ВАЗ. Так, среди слабых мест многие выделяют трудности при переключении передач, большие ходы рычага переключения, довольно размазанную схему переключения, вибрации при работе.

коробка передач с тросовым приводом
Разработчики решили не изменять существующую редукторную часть. Это валы, шестеренки и синхронизаторы. Все доработки требуют серьезных финансовых затрат, без которых просто нельзя обойтись при запуске новой КПП в серию. Чтобы обеспечить должное качество зацепления шестерен и работы синхронизации, необходимо точное оборудование и много времени. Решение было быстро найдено. Изменили привод и вместо тяг появилась «новая-старая» КПП с тросовым приводом.

Что изменилось?

Перемены есть, пусть и незначительные. Изменился объем масла, которое заливается в новую трансмиссию. По сравнению с КПП прошлых конструкций, он снизился на треть. В серийных версиях инженеры решили перейти с минерального масла на полусинтетическое. Оно уверенно сохраняет свои свойства вплоть до минус 42 градусов Цельсия. Это очень актуально только для новой КПП с тросовым приводом. Масло теперь не нуждается в замене в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Коробка стала необслуживаемой, как на иномарках.

Синхронизаторы

Инженеры оставили редукторную часть практически без изменений.

кпп с тросовым приводом
На первой и второй передаче не удалось обойтись без многоконусных синхронизаторов. Это необходимость ради повышения надежности. Вторая передача испытывает максимальную нагрузку, а такой синхронизатор способен продлить механизму жизнь. Также это нововведение позволило значительно снизить усилие при переключении. Коробка передач с тросовым приводом будет устанавливаться в паре с мощными моторами. Поэтому понадобилось использовать сцепление большего диаметра – 215 мм, которое отличается увеличенным моментом инерции. Это что касается использования в конструкции многоконусного синхронизатора. Установка более мощных дисков сцепления потребовала также переделки картера. С прежним элементом можно было установить только 200-мм диск сцепления, не более.

Что еще изменили?

Также перенесли и стартер. Теперь он находится не параллельно КПП, а вдоль мотора. На самые первые партии устанавливали трехконусные синхронизаторы. Однако после проведения расчетов стало ясно, что двухконусные не хуже, а стоимость их более дешевле и они вполне выдерживают нужный крутящий момент (даже с запасом). Кроме того, эти синхронизаторы позволили убрать проблемный конус на шестеренках первой и второй передач. Раньше он находился в контакте с кольцом синхронизатора и требовал высокой точности при изготовлении. Сейчас комплект колец создает две поверхности трения. Это улучшило процесс синхронизации, сделало его мягче и эффективней. Чтобы процесс переключения стал легче, коробка передач с тросовым приводом от АвтоВАЗа получила синхронизаторы с уменьшенным углом скоса зубьев. Также снизилось усилие для предварительно поджатия.

Система переключения

В старой модификации трансмиссии механизм переключения находился в нижней части и постоянно смазывался из масляной ванны. После того как автомобиль ночью стоял на морозе, масло в КПП густело. В течение нескольких километров передачи включались с затруднением. Кроме этого, внизу КПП располагались фиксаторы штоков и вилки для включения заднего хода, выключатели фонарей заднего хода и сальник для выбора передач.

тросиковая коробка передач
Все эти элементы являлись потенциальными местами для подтеков масла. Эту проблему удавалось решить с помощью различных герметиком и других средств, но радикального решения не придумали нет. Нужно было переносить механизм вверх. Модернизированная МКПП с тросовым приводом оснащена другой системой переключения. Теперь он представляет собой отдельный модуль. Он может устанавливаться в самую последнюю очередь и демонтироваться без необходимости разбора коробки. Это очень технологичный ход, который оценят автомобилисты. Когда концепция новой коробки еще только разрабатывалась, инженеры сделали селекторную решетку, которая четко повторяла схему переключения и задавала ход селектора при выборе нужной передачи. Тросиковая коробка передач также имеет блокировку. Теперь на ходу заднюю передачу включить нельзя даже намеренно. Она появится только после перевода селектора в нейтральное положение.

Сделано с немецкой точностью

Когда данная концепция была перенесена с бумаги на реальный экспонат, а механизм стал правильно работать, модуль уехал в Германию, на фирму «Шеффлер». Немцы довели узел до ума. Компания уже давно занимается разработкой различных систем трансмиссии, изготавливает двигатели. Немецкие специалисты внимательно посмотрели на разработку русских инженеров и предложили следующее. Использовать трехмерную центральную пластину вместо системы возвратных пружин с блокировками будет более разумно. Особая пространственная форма данной пластины рассчитывалась при помощи компьютерных программ, а изготавливалась на высокоточном оборудовании. Такая точность обусловлена тем, что по пластине двигается специальный шарик фиксатора. И именно пластина регулирует усилия при выборе и включении передач. Характеристики, которые будет иметь новая тросиковая коробка передач, подбирались при помощи симуляционного стенда. Человек присаживался на кресло и включал различные передачи. Автоматические системы имитируют схемы переключения, усилия на рычаге и его ходы. И вот так, небольшими шагами, немцы сумели подобрать оптимальные настройки. С помощью компьютера были подобраны параметры и математическая модель, по которой затем изготовят эти пластины.

Тросовый привод

На АвтоВАЗе от тягового привода решили отказаться целиком, даже несмотря на максимальную простоту и дешевизну систему. От тяг уже давно отказались практически все автопроизводители. Коробка передач с тросовым приводом впервые внедрена в качестве эксперимента еще на «Самаре». Тогда комплектующие были закуплены у компании Morse. Однако та КПП имела нижнее расположение механизма переключения, что делало использование тросов довольно проблематичным, пугала инженеров и стоимость. Проект не закрыли, а серийная обновленная коробка с тросовым приводом появилась только недавно.

как устанавливать механическую кпп с тросовым приводом
Использование тросов существенно облегчило процесс переключения и сделало его более четким. Также снизились вибрации и уменьшились люфты. Что интересно: в механизме сцепления хотели убрать трос, а на его место установить гидравлическую систему. Однако, исходя из экономических соображений, он остался. Но гидравлический привод работает более понятно. Есть преимущества и по части компоновки – трубки и шланги гораздо проще проложить. Трос для новой КПП пришлось сделать длиннее, а это ненужные механические потери и вместе с ними дополнительное усилие, которое нужно приложить к педали. В результате - значительно худшая информативность работы сцепления.

Как работает новая КПП?

Чтобы ощутить все преимущества этой трансмиссии, необходимо попробовать своими руками, как включается КПП на "Калине" с тросовым приводом. Работает она совсем иначе. Уже многие владельцы автомобилей с таким типом привода отметили, что все работает очень четко, а процесс переключения не требует прикладывания усилий. Отмечают и полное отсутствие вибраций. В движениях селектора не изменилось ничего.

обновленная коробка с тросовым приводом
Правда, теперь он не болтается, а лишь тихо щелкает – люфтов в новом приводе нет. В несколько раз понизились и усилия, которые нужно приложить, чтобы переключить передачу. Но все-таки есть один незначительный минус. Для того чтобы включить пятую скорость, приходится тянуться. Задняя передача не всегда включается полностью. Но в целом можно смело сказать, что тросовый привод управления механизмом переключения коробки – это то, чего так не хватало отечественным автомобилям. Удалось во много раз поднять комфорт использования КПП и снизить вибрации.

Установка КПП с тросовым приводом

Процесс установки сопряжен с некоторыми трудностями, но ничего сверхъестественного здесь нет. Важно собрать полный комплект всех деталей и узлов. В моторном щите следует проделать отверстия, в которое будут проходить троса. Из двигательного отсека это место расположено рядом с экраном теплозащиты рулевой рейки. В салоне автомобиля все встанет без каких-либо переделок. На некоторых моделях понадобиться опустить электронный блок управления. Также необходимо немного подпилить тоннель. В процессе установки нельзя изгибать тросы. Верхняя деталь между двигателем и картером сцепления отлично подойдет, а вот нижнюю придется дорабатывать. Взять ее можно от обыкновенной коробки. Для тех, кто не знает, как устанавливать механическую КПП с тросовым приводом, лучше заказать эту услугу в СТО.

тросовый привод управления механизмом переключения коробки
По стоимости это выльется в 10 тысяч рублей.

Обслуживание тросовой КПП

Те автолюбители, которым повезло владеть такой КПП, очень довольны доработками. Но есть масса других плюсов. Больше не нужно регулировать кулису. Также не понадобится заменять масло каждые 60 тысяч. Коробка очень надежная и компактная.

как включается кпп на калине с тросовым приводом
Утечка масла теперь возможна только через сальники. Единственное, что требуется при эксплуатации, это замена тросов привода управления коробкой передач. Но процесс замены несложный – он легко выполняется самостоятельно в гаражных условиях.

Перспектива развития

Тросовый привод уже доказал, что он лучше всех остальных конструктивных решений. Владельцы автомобилей, где была установлена такая трансмиссия, вначале подозрительно относились к ней. Но ее высокие эксплуатационные качества развеяли все сомнения. Инженеры АвтоВАЗа также считают эту разработку перспективной и будут развивать идею дальше.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.