Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Классификация нетарифных мер

Каждое государство стремится развивать национальную промышленность. Но как это лучше сделать? Спор между сторонниками протекционизма и свободной торговли не прекращается уже многие столетия. В различные временные периоды ведущие государства склонялись в ту или иную сторону. Существует два способа контроля экспортно-импортных потоков: таможенные пошлины и меры нетарифного регулирования. О последних и пойдет речь в статье.

меры нетарифного регулирования

Классификация нетарифных мер

Национальная торговая политика может быть протекционистской, умеренной или открытой (свободной). Такое разделение на группы является достаточно относительным, однако значительно помогает в анализе. Для определения жесткости торговой политики учитываются не только пошлины и квоты, но и меры нетарифного регулирования, которые введены страной. Причем именно последние гораздо сложнее заметить и оценить, поэтому они так и популярны сегодня. Выделяют следующие меры нетарифного регулирования:

  1. Количественные. К этой группе относят вотирование (контингентирование) импорта, лицензирование входящих и исходящих товарных потоков и так называемые «добровольные» ограничения экспорта.
  2. Скрытые меры нетарифного регулирования. К этой группе относят государственные закупки, предъявление требований о содержании местных компонентов, введение технических барьеров, налогов и сборов. Скрытые меры нетарифного регулирования направлены на регулирование импорта.
  3. Финансовые. К этой группе относят субсидирование, кредитование национальных производителей и демпинг. Финансовые методы служат для регулирования экспорта.

На этом заканчиваются экономические меры нетарифного регулирования. Отдельно нужно выделить правовые инструменты, которые тесно связаны с международной торговлей.

антидемпинговые меры

Измерение нетарифных методов

Количественные, скрытые и финансовые ограничения слабо поддаются оценке, поэтому они зачастую плохо отображены в статистических данных. Однако для измерения нетарифных методов обычно используют несколько индексов. Среди наиболее известных:

  • Индекс частотности. Он показывает то, какая часть товарных позиций покрыта нетарифными мерами. Плюсом данного показателя является возможность оценки с помощью него уровня ограничений. Однако он не позволят измерить относительную важность применяемых мер и их влияние на экономику.
  • Индекс покрытия торговли. Данный показатель характеризует стоимостную долю экспорта и импорта, на которую распространяются нетарифные ограничения. Его минусом является то, что он обычно недооценивает влияние интенсивных нетарифных барьеров.
  • Индекс воздействия на цены. Данный показатель показывает, как введенные нетарифные меры воздействуют на экономику. Он характеризует соотношение мировой и внутренней цены на товары. Минусом данного индекса является то, что не учитывает тот факт, что на рыночную стоимость влияет не только введение нетарифных мер, но и множество других факторов.

прямые количественные ограничения

Самые распространенные методы

Прямые количественные ограничения являются административной формой нетарифного регулирования государством торговых потоков, определяющей количество товаров, разрешенных к экспорту или же импорту. Нужно понимать, что введенная квота становится ограничением только тогда, когда она достигнута. Тариф же действует всегда. Зачастую правительства отдают предпочтение именно квотам. Это связано с тем, что гораздо проще сразу установить пороговый объем, чем вычислять, какой тариф приведет к экспорту или импорту данного необходимого количества товаров. Количественные ограничения могут вводиться как по решению правительства одной страны, так и на основе международных соглашений, которые регулируют торговлю определенными продуктами. К ним относят квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Квотирование

Методы из первой подгруппы используются наиболее часто. Квота и контингент – это синонимичные понятия. Разница состоит лишь в том, что второе носит оттенок сезонности. Квота представляет собой количественную нетарифную меру, предполагающую ограничение импорта или экспорта определенным объемом (суммой). Она накладывается на определенны промежуток времени. По направленности квоты бывают экспортными и импортными. Первые обычно вводятся в соответствии с международными соглашениями или при дефиците на внутреннем рынке. Импортные направлены на защиту национального производителя и поддержания положительного торгового баланса. По охвату выделяют глобальные и индивидуальные квоты. Первые накладываются на экспорт или импорт определенного товара, причем его происхождение не учитывается. Индивидуальные квоты накладываются в рамках глобальных и конкретизируют страну.

специальные антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины

Лицензирование

Этот вид количественных ограничений тесно связан с квотированием. Лицензирование предполагает выдачу правительством специальных разрешительных документов на экспорт или импорт определенного количества товаров. Эта процедура может выполняться как отдельно, так и в рамках квотирования. Выделяют несколько видов лицензий:

  • Разовая. Она предполагает разрешение на одну сделку, которое действует не более года.
  • Генеральная лицензия. Это разрешение без количества сделок, но которое действует не более года.
  • Автоматическая лицензия. Она выдает незамедлительно, причем заявка не может быть отклонена государственными органами.

экономические меры нетарифного регулирования

«Добровольные» ограничения экспортных потоков

У крупных государств есть множество рычагов давления на более слабые страны. «Добровольное» ограничение экспорта – один из них. Слабая страна вводит его себе во вред, фактически защищая национального производителя крупного государства. Его действие похоже на квотирование импорта. Разница заключается в том, что одно государство навязывает ограничение другому.

Скрытые методы протекционизма

Существует огромное количество мер, которые можно отнести к данной группе. В их числе выделяют:

  • Технические барьеры. Они представляют собой административные правила и нормы, которые построены так, чтобы препятствовать ввозу зарубежных товаров.
  • Налоги и сборы на внутреннем рынке. Они направлены на увеличение цены иностранного товара для того, чтобы снизить его конкурентоспособность.
  • Политика государственных закупок. Этот вид скрытых механизмов нетарифного регулирования предполагает установления обязательств по приобретению определенных товаров, изготовленных на национальном рынке.
  • Требования о содержании местных компонентов. Они предполагают установление доли конечного продукта для продажи на внутреннем рынке страны, которая должна быть изготовлена национальными производителями.

классификация нетарифных мер

Финансовые механизмы

Данная группа методов направлена на увеличения экспорта. Финансовые механизмы помогают в понижении цены товара, что повышает его конкурентоспособность на мировом рынке. В ответ на них вводят специальные антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины. Выделяют следующие финансовые методы:

  • Субсидирование.
  • Кредитование.
  • Демпинг.

Последний вид предполагает снижение экспортных цен за счет ресурсов фирм с целью продвижения товаров на зарубежный рынок. Для борьбы с такой нетарифной политикой используются антидемпинговые меры. Они представляют собой временный сбор, который направлен на покрытие разницы между заниженной ценой и нормальной. Антидемпинговые меры нейтрализуют негативные последствия нечестной конкуренции.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.