История светофора: от газа до электричества

История светофора насчитывает вот уже более века. 5 августа 2014 года у автоматического регулировщика был юбилей - ему исполнилось ровно сто лет. Поздравим всех участников дорожного движения с этим знаменательным событием и вспомним, с чего началась история создания светофора.

Первые правила движения

история светофора

Первые правила движения появились более двух тысяч лет назад, еще при Юлии Цезаре. Некоторые из них до сих используются современными водителями. Например, одностороннее движение.

В России первое упоминание о правилах относится к распоряжению императрицы Анны Иоанновны. В своем указе в 1730 году она завещала всем «ездить смирно», а тех, кто это распоряжение нарушал, ждало суровое наказание: кнут или каторга.

Современные юристы только улыбнутся. Что значит «смирно»? Как определить, в каких случаях указ нарушается? Довольно любопытно. Однако осознание того, что нужно хоть как-то обезопасить дорожное движение повозок, приходило уже тогда.

Также любопытен указ другой российской императрицы – Екатерины II. По нему следовало «не кричать и не свистеть, не звенеть и не бренчать». В этом указе мы наблюдаем развитие правовой юстиции в области дорожного движения. Вместо понятия «не шуметь» императрица хорошо расписала, что именно требуется от подданных. Тогда же появились первые полицейские, которые следили за порядком во время движения.

Прадед современного регулировщика

Мы не будем вдаваться в философские рассуждения о том, что бы мы делали без светофора. Рано или поздно он бы все равно появился на наших дорогах. Однако мы расскажем о событиях, с которых и началась история появления светофора.

Самый первый автоматический регулировщик появился в Лондоне, в 1868 году, возле здания парламента. Его создателем считается инженер Джон Пик Найт. Это неслучайное изобретение. До этого инженер проектировал приборы для железнодорожного транспорта – семафоры, нехитрые изобретения со стрелками. Управляли ими вручную. Если стрелка располагалась горизонтально, то опасности для движения не было. После того как она начинала подниматься под углом 45 градусов, это означало, что существует опасность для движения. Двигаться нужно было предельно аккуратно. Ночью стрелок не видно - их заменяли газовые фонари красного и зеленого цвета. Можно догадаться, что зеленый обозначал движение, а красный его запрещал.

Именно этот принцип и был использован при установке светофора на городских улицах Лондона, а ночью движение также освещали газовые фонари.

Первый электрический светофор

история создания светофора

Далее история развития светофора уносит нас в 1912 год, в американский штат Юта. Именно здесь Лестер Вайр впервые создал регулировщик от электрической сети. Однако патент не был приобретен, поэтому имя инженера широко не было известно. Только через два года инженер Джеймс Хог сконструировал устройство, похожее на современные регулировщики.

Идея понравилась властям. Устройство установили на перекрестке сто пятой улицы и авеню Эвклида. Помимо светового сигнала, он издавал и звуковой. Устройство не было автоматическим. Рядом с каждым аппаратом в будке сидел механик, который управлял им.

История возникновения светофора из трех цветов связана с именами Джона Ф. Харриса и Уильяма Поттса. Именно они в 1920 году создали устройство, что регулировало движение на оживленных улицах Детройта и Нью-Йорка.

Первый светофор в Европе

Несмотря на то, что идея регулировщика принадлежит Англии, первые устройства современного типа появились именно в США. А первой европейской страной, в которой такие светофоры установили, стала Франция. Это случилось в 1922 году в Париже, и только в 1927 году прибор перебрался в Англию.

Появление в нашей стране

история светофора для детей

История светофора в нашей стране началась с Ленинграда. Его установили на перекрестке проспектов Володарского и 25 Октября (это современные Невский и Литейный). Событие это относится к январю 1930 года, и оно стало значимым для нашей страны. Почти через год, 30 декабря, с ним познакомились и жители столицы. Это был своеобразный подарок москвичам на Новый год.

Новое – хорошо забытое старое?

Сегодня набирают популярность на городских улицах устройства с обратным отсчетом. В век точности эта новинка очень нравится жителям современных мегаполисов. Это изобретение перешло к нам от автоспорта. Удивительно, но история светофора повествует нам о том, что такие устройства были созданы еще в середине 20-х гг. прошлого столетия. Их произвела компания Attica Traffic Signal Company.

История светофора для детей: интересные факты

, история возникновения светофора

Очень важно, чтобы дети с раннего возраста знали о правилах дорожного движения. Для этого в детских садах и школах можно устраивать различные конкурсы, рассказывать интересные факты о светофоре, проводить презентации, кружки и дополнительные занятия. Например, можно взять тему «История первых светофоров», «Интересные факты о светофорах» и т. д. Расскажем немного о некоторых интересных моментах, связанных с регулировщиком в различных странах мира, которые могут быть интересными для будущих водителей.

 история первого светофора

В Японии, например, долгое время синий цвет считался разрешающим движение.

«Дерево-светофор» в Англии

Самое большое в мире устройство находится в Лондоне. Это знаменитое «дерево-светофор». Расположен объект на площади недалеко от Канарского причала. Он ничего не регулирует, а является символом достижения человеческого разума. Это некая победа над дорожным хаосом. Его высота - 8 метров. Состоит устройство из 75 приборов, управляемых одним компьютером.

Регулировщик для пешеходов

 история появления светофора

Многие из нас думают, что регулировщики нужны для транспортных средств. Для пешеходов светофоры применяют только в том случае, если они непосредственно контактируют с техникой при переходе улицы.

Однако существует устройство именно для движения потока людей. Находится оно в Чехии (в Праге) и регулирует движение по улице Винарна Чертовка. Дело в том, что эта улица составляет всего 70 см в ширину, а движение людей по ней оживленное. Поэтому самые настоящие пробки могут создавать пешеходы.

Памятники светофору

В мире существуют самые настоящие памятники светофору. Есть они и у нас в стране. Они установлены в двух городах: Новосибирск и Пермь. Первый открыт в 2006 году, второй – в 2010-м.

Светофор как символ политики

Даже первоклассник знает порядок цветов на светофоре. Однако раньше в некоторых странах, включая СССР, они располагались наоборот. Конечно, все пришли к заключению, что красный должен быть сверху. Но в мире сохранилось единственное устройство, в котором этот цвет внизу. Светофор расположен в городе Сиракьюсе в США. Связано это не с уровнем интеллекта его жителей, а с политическими убеждениями. Дело в том, что многие горожане – выходцы из Ирландии. Красный цвет они связывают с Англией. Расположение его наверху будоражит чувства этих людей, так как символ их страны находится ниже цвета «оккупантов». После беспорядков власти США решили сделать для жителей этого города исключение в расположении цветов на светофоре.

Участникам дорожного движения на заметку

история развития светофора

Хочется отметить, что за сто лет своего развития это устройство претерпело много различных изменений. Как только не видоизменяли светофоры, пытаясь усложнить. Однако жизнь все время указывала, что идеальный вариант – трехцветный, состоящий из известных всем цветов. История первого светофора повествует нам, что именно красный и зеленый – самые удачные из всего разнообразия палитры.

Современные устройства придуманы практически для всех видов транспорта: автомобилей разных классов, мотоциклов, велосипедов. Существует даже светофоры для лошадей.

Все понимают, что рассматриваемое устройство – это не ограничение, а гарантия сохранения жизни в условиях дорожной "войны". Хочется напомнить, что только зеленый свет по правилам является разрешающим движение. Желтый и красный – запрещающие сигналы. Именно пренебрежение этим простым правилом является причиной многих смертей на дорогах.

Устройства XXI века

Люди все больше полагаются на светофоры. Сегодня редко можно встретить сотрудников ГИБДД, регулирующих улицу. Конечно, в экстренных ситуациях это происходит, однако если сравнить с советским временем, то разница очевидна. Мы все больше доверяем технике. Конечно, часто она подводит, выходит из строя, создавая аварийные ситуации. Однако с каждым днем приборы совершенствуются. Устройства будущего – это светофоры с искусственным интеллектом, которые будут максимально оценивать степень движения. Уже сегодня все устройства подключены к компьютеру с локальной сетью. Оборудованы светофоры и специальными датчиками, позволяющими понять степень загруженности движения, анализировать информацию, выдавать соответствующие сигналы. Надеемся, что такие системы будут только совершенствоваться в будущем.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.