Вандомская колонна в Париже. Фото, описание

Вандомская колонна в столице Франции, Париже, была открыта в августе 1810 года. Проектировалась как Аустерлицкая. Позже называлась «Колонна побед». История гласит: изначально свои итальянские виктории Наполеон I Бонапарт намеревался увековечить необычным образом. Он замахнулся на перевозку из Рима сооружения, символизирующего победу Траяна над даками. Как складывалась судьба достопримечательности страны, где революции всегда были делом привычным?

вандомская колонна

На месте дворца герцога Вандома

При оценке затрат на транспортировку император, видимо, пришел к выводу: овчинка выделки не стоит - и пошел другим путем. 1 января 1806 года свет увидел декрет о начале строительства нового памятного знака (архитекторы Ж.Б. Лепер и Ж. Гондуэн) высотой 44 метра и шириной в основании 3,67 метра.

Вандомская колонна имеет интересную историю. Она поставлена на площади, основанной там, где когда-то стоял дворец герцога Вандомского (Сезар де Вандом – внебрачный сын Генриха IV Великого). Одно из пяти парижских пространств, посвященных Людовику XIV, ранее украшала статуя Короля-Солнца на лихом коне, которая была разрушена в пылу революционных битв XVIII века.

Пришли другие времена, принесли иные символы. Напомним, прямоугольный, а затем восьмиугольный архитектурный ансамбль эпохи классицизма не раз менял названия: площадь Завоеваний, Людовика Великого, Пик (на которых выставлял свои трофеи Робеспьер), Интернациональная. Теперь это Вандомская площадь.

Только ликвидация!

В годы жаркого провозглашения международного единства революционное рабочее правительство решило покончить с прославлением тирана и разжигателя войн Наполеона. Вандомская колонна (фото вверху) доживала последние часы. Ее торжественно разрушили 16 мая (незадолго до этого, 5 мая, исполнилось 50 лет со дня смерти Наполеона). Народу дали понять: Парижская коммуна не намерена возвращаться к старому обществу.

вандомская колонна в париже

Для решительного шага по сносу потребовалась определенная политическая смелость: треть страны оккупировала враждебная армия, оставался мощным культ бонапартизма (особенно среди крестьян), буржуазия считала войны Наполеона залогом мощи Франции.

Автором жесткого декрета стал комиссар по культуре живописец Густав Курбе. Изначально он предлагал перенести статую в пустынное место, но его не поддержали. В прессе одобрялся и широко освещался акт публичного низвержения. Все шло к тому, что символу «грубой силы и ложной славы» приходит конец. И он наступил.

Надо ли разносить все до основания?

Вскоре революционный режим пал. Курбе обвинили в уничтожении национальной святыни, какой была Вандомская колонна. Расстрела комиссар избежал, но суд обязал культурного деятеля восполнить затраты (оплатить вандализм). Густав бежал в Швейцарию. Его имущество арестовали и распродали. В 1875 году монумент вновь устремился в небо. Известно, что долг живописец выплачивал. Умер в бедности.

Отметим, что случаи разрушения памятников, отображающих события прошлого, многие люди расценивают негативно. Они считают, что вехи развития стран и континентов не должны уничтожаться. Такой подход позволяет разным поколениям землян более точно составлять картину развития мира. Возможно, они правы.

Да, Вандомская колонна имеет драматичную историю. Есть смысл изучить ее более подробно. Итак, столп (бронзовый ствол) был отлит из 1200 австрийских и русских пушек, захваченных в ходе сражения под Аустерлицем (известно как «битва трех императоров» – французского Наполеона, австрийского Франца II, русского Александра I).

колонна вандомской площади

Скидывай фигуру! Власть переменилась!

Триумфальный ствол установили на постаменте, оставшемся от памятника Королю Солнцу. В основу задумки легла римская колонна Траяна. В небо спиралеобразно ушли 76 барельефов. Слегка выступающие из поверхности изображения на плоскости отображали аустерлицкие победы.

Внутренняя лестница выводила вверх на площадку, где красовалась статуя Наполеона. Бонапарт изображался в тоге римского императора. Его голову украшал лавровый венок (автор скульпторы - Антуан Шоде). Через четыре года (1814) произошел захват Парижа союзниками.

Возвратившиеся Бурбоны отправили образ в плавильную печь, водрузив символ победы - белый флаг с лилиями. В процессе переплавки «появился» бронзовый король Генрих IV. В 1818 году изваяние установили на Новом мосту.

Воспрянет род людской

В 1830 году подоспела Июльская революция. Вандомская колонна в Париже в очередной раз преобразилась. По приказу короля Луи Филиппа I на площадку в поднебесье вновь установили Наполеона. Но уже без венка и тоги, а в знакомой миру треугольной шляпе и офицерской форме (скульптор - Жорж-Пьер Сюре).

Следующий «кульбит» произошел в 1863 году. По приказу Наполеона III оригинал перенесли на территорию комплекса, построенного при Людовике XIV для пребывания там заслуженных армейских ветеранов (Дом инвалидов). На незабвенную «вершину» вознесли копию.

вандомская колонна имеет интересную историю она поставлена

Как сказали бы в России, потомок Бонапартов словно в воду глядел. Наступил тот самый 1871 год, и под Марсельезу бронзовому тирану дали последний и решительный бой. Подпиленная у основания и смещенная колонна Вандомской площади грохнулась оземь.

Символ тирании долго не поддавался. Лопались тросы, ломались лебедки. Наконец ствол наклонился и упал. Люди бросились разбирать чудо на сувениры. Печальна участь статуэтки Победы. Она соседствовала с изваянием Наполеона I, пережила свержение 1814 года. Тогда исчезла.

В шутку и всерьез

Через 4 года Вандомская колонна вновь возродилась на своем месте. Там и стоит по сей день, в окружении светлых и строгих зданий. В сохранности и дом герцога Вандомского. Памятники архитектуры делают облик богатого на исторические события района французской столицы еще выразительнее.

вандомская колонна фото

Наполеон I опять предстает миру в виде римского императора, как было задумано вначале. Некоторые путешественники шутят: раз колонна отлита из прусских и русских пушек, то страны имеют право потребовать свою долю бронзы. Уже всерьез туристы отмечают: бурное течение революционных событий не затмило активную гражданскую позицию французов.

Каждый раз после свержения памятного знака умерший в 1821 году полководец вновь оказывался на своем «законном месте». Вандомская колонна в Париже словно Феникс возрождается из пепла. Возможно, в России стоило бы применить эту практику? Нет смысла каждый раз «безвозвратно» стирать прошлое.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.