Моноцитарный эрлихиоз человека: диагностика и лечение

Моноцитарный эрлихиоз человека - это редкое инфекционное заболевание, вызываемое бактериями семейства Эрлихии. Патология может проявляться резким повышением температуры тела, головной болью, болями в мышцах (миалгией), ознобом, необъяснимой усталостью, слабостью. Симптоматика наблюдается через несколько недель после первичного инфицирования. Кроме того, во многих случаях в результате лабораторных исследований выявляется снижение числа тромбоцитов в циркулирующей крови (тромбоцитопения) наряду с уменьшением количества белых кровяных телец (лейкопения) и аномальным повышением уровня определенных энзимов печени (гепатических трансаминаз). В некоторых случаях симптомы прогрессируют и выражаются в тошноте, рвоте, диарее, снижении веса, потере ориентации в пространстве. Если у пациента обнаружен моноцитарный эрлихиоз человека, лечение должно последовать незамедлительно за постановкой диагноза, так как при отсутствии адекватной терапии заболевание приводит к таким опасным осложнениям, как почечная или дыхательная недостаточность. Переносчиками инфекции являются клещи.

моноцитарный эрлихиоз человека

Признаки и симптомы

Моноцитарный эрлихиоз человека, симптомы которого нетрудно спутать с признаками других инфекционных заболеваний, был обнаружен и исследован сравнительно недавно. Как правило, патология проявляется приблизительно через три недели после укуса клеща - носителя бактерий семейства Эрлихии. Вначале пациенты страдают от типичных признаков инфекции, включая резкое повышение температуры тела и общую слабость. В некоторых случаях к такой симптоматике добавляется кожная сыпь. При тяжелой инфекции больной теряет аппетит, быстро худеет и оказывается в группе риска заболевания анорексией. Иногда отмечаются также более редкие признаки эрлихиоза - такие как кашель, диарея, боль в горле (фарингит) и боль в области живота.

В большинстве случаев, когда подозревается моноцитарный эрлихиоз человека, диагностика подразумевает проведение анализов крови. Результаты этих обследований (сочетание лейко- и тромбоцитопении одновременно с аномальным повышением уровня энзимов печени) позволяют поставить пациенту корректный диагноз. В некоторых случаях больной страдает также от воспаления печени (гепатита).

При отсутствии адекватного лечения развивается тяжелый моноцитарный эрлихиоз человека. Симптомы заболевания в этой стадии отличаются от стандартных проявлений инфекции и могут выражаться в следующих явлениях и состояниях:

• затрудненное дыхание (одышка, диспноэ);
  • нарушение свертываемости крови (коагулопатия), способное привести к кровотечению в желудочно-кишечном тракте;
  • неврологические нарушения вследствие инфицирования головного и спинного мозга (центральной нервной системы).

Если инфекция охватила центральную нервную систему, у пациента с диагнозом "моноцитарный эрлихиоз человека" обнаруживаются патологические изменения тканей (опухоли) в головном мозге. Кроме того, в ряде случаев развивается менингит - воспаление защитных мембранных оболочек головного и спинного мозга. Цереброспинальная жидкость также может пострадать от инфекции.

моноцитарный эрлихиоз человека симптомы

Неврологические проявления

К неврологическим симптомам заболевания относятся:

• потеря ориентации в пространстве;
  • патологическая чувствительность к свету (фотофобия);
  • ригидность шеи;
  • эпизоды неконтролируемой электрической активности в головном мозге (судороги);
  • кома.
  • В редких случаях наблюдаются:
  • чрезмерно интенсивные рефлекторные реакции (гиперрефлексия);
  • нарушение координации произвольных движений (атаксия);
  • частичная потеря двигательной способности мышц лица вследствие повреждения одной (и более) из двенадцати пар нервов, связанных с головным мозгом (паралич черепных нервов).

Моноцитарный эрлихиоз и гранулоцитарный анаплазмоз человека при отсутствии профессионального лечения становятся заболеваниями, угрожающими жизни.

Причины

Все виды анализируемой патологии вызываются бактериями, принадлежащими к семейству Эрлихии. Возбудитель моноцитарного эрлихиоза человека считается грам-негативным.

Считается, что основная причина инфекции - это укус клеща. Некоторые из этих насекомых являются переносчиками болезнетворных микробов.

моноцитарный эрлихиоз человека вероятность

Попадая в организм человека через кровь, эрлихии распространяются по кровеносным и лимфатическим сосудам. Лимфа - это телесная жидкость, несущая клетки, призванные бороться с инфекционными заболеваниями. Бактерии поселяются в некоторых клетках (моноцитах и макрофагах), играющих неоценимую роль в поддержании стабильного функционирования иммунной системы. Эти клетки поглощают и перерабатывают микроорганизмы (процесс носит название фагоцитоз), в том числе бактерии и другие инородные элементы. Однако эрлихии проникают вглубь природных защитников иммунитета и начинают расти в вакуолях - полостях, окруженных мембраной. Заболевание поражает не только моноциты и макрофаги в крови, но и определенные типы телесных тканей (в том числе костный мозг, лимфатические узлы, печень, селезенку, почки, легкие и цереброспинальную жидкость).

Дифференциациальная диагностика: гранулоцитарный анаплазмоз

Симптомы данного инфекционного заболевания можно без труда перепутать с признаками других патологий. Наиболее часто дифференциальной диагностике подлежат моноцитарный эрлихиоз и гранулоцитарный анаплазмоз человека.

В отличие от МЭЧ, гранулоцитарный анаплазмоз вызывается бактерией с соответствующим названием анаплазма. Микроорганизм, переносимый клещами, поражает определенные зернистые белые кровяные клетки - нейтрофильные гранулоциты. Эти клетки участвуют в процессе фагоцитоза и обычно ответственны за уничтожение вредоносных микробов. При инфицировании анаплазмой типичная симптоматика обычно проявляется через неделю после укуса клеща - переносчика бактерий. Почти всегда пациент страдает от лихорадки, озноба, мышечной боли (миалгии), общей слабости, ощущения усталости, головной боли. Иногда наблюдается также кашель, рвота и/или потеря ориентации в пространстве. Кроме того, гранулоцитарный анаплазмоз схож с такой инфекцией, как моноцитарный эрлихиоз человека, еще и тем, что в результатах анализов крови одинаково обнаруживается повышение некоторых энзимов печени (гепатической трансаминазы). Нередко диагностируется и анемия, вызванная патологическим снижением уровня красных телец в циркулирующей крови. При отсутствии должного лечения наступает опасность развития почечной недостаточности. В США случаи гранулоцитарного анаплазмоза человека наиболее часто фиксируются в северо-восточных и западных штатах.

моноцитарный эрлихиоз и гранулоцитарный анаплазмоз человека

Лихорадка сеннецу

Моноцитарный эрлихиоз человека (МЭЧ) необходимо отличать также от лихорадки сеннецу - крайне малоизученного и очень редкого инфекционного заболевания, принадлежащего к подтипу эрлихиозов человека и вызываемого бактериями с соответствующим названием - эрлихии сеннецу. Через несколько недель после первичного инфицирования развиваются симптомы, схожие с распространенными признаками МЭЧ: резкое повышение температуры тела, головная боль, мышечные боли (миалгия). У некоторых больных наблюдается тошнота, рвота или потеря аппетита вплоть до анорексии. Кроме того, по результатам анализов крови можно судить о снижении уровня белых кровяных телец (лейкопении) и о патологическом увеличении объема энзимов печени. Переносчик (или носитель) лихорадки сеннецу до сих пор точно не установлен; некоторые ученые предполагают, что это могут быть иксодовые клещи, в то время как другие исследователи утверждают, что данным заболеванием можно заразиться после употребления в пищу сырой рыбы. На данный момент случаи инфицирования наблюдались только на востоке Японии и в Малайзии.

Боррелиоз Лайма

Боррелиоз Лайма - это инфекционное заболевание, вызываемое бактериями-спирохетами из семейства Боррелии. Носителями вредосносных микробов являются черноногие клещи. В большинстве случаев эта болезнь в первую очередь проявляется возникновением красной опухоли на коже, которая сначала внешне напоминает приподнятое круглое пятнышко небольшого размера (папулу). Папула начинает быстро расти и в итоге достигает не менее пяти сантиметров в диаметре. После этого появляется симптоматика, характеризующая также моноцитарный эрлихиоз человека. Вероятность заражения боррелиозом Лайма гораздо ниже, чем риск подхватить МЭЧ, однако дифференциальная диагностика остается необходимым этапом при определении инфекции. Пациенты с боррелиозом Лайма тоже часто жалуются на повышение температуры тела (не такое резкое и опасное, как при МЭЧ), озноб, мышечные и головные боли, слабость, усталость, а также боль или ригидность в крупных суставах (инфекционный артрит), чаще всего в коленях. Симптоматика может принять форму рецидивирующих циклов. В тяжелых случаях, при отсутствии своевременного лечения наблюдаются неврологические нарушения и патологии сердечной мышцы. По статистике, чаще всего боррелиоз Лайма обнаруживается в северовосточных штатах США. Однако известны случаи заражения и в других странах, включая Китай, Японию, Австралию и некоторые государства Европы.

моноцитарный эрлихиоз человека диагностика

Пироплазмоз человека

Моноцитарный эрлихиоз человека, вероятность заражения которым сравнительно выше, чем риск инфицирования другими бактериями, не является единственным потенциально опасным инфекционным заболеванием, переносимым клещами. Пироплазмоз человека (в иной терминологии - бабезиоз) - это инфекция, вызываемая одноклеточными микроорганизмами из семейства Бабезии. Чаще всего эта болезнь поражает животных, однако время от времени наблюдаются случаи заражения ею людей. В частности, считается, что иксодовые клещи являются переносчиками бабезий, способных паразитировать на человеческом организме. Пироплазмоз похож на моноцитарный эрлихиоз человека в первую очередь симптоматикой: пациенты жалуются на повышение температуры, озноб, головные и мышечные боли, тошноту, рвоту. Кроме того, наблюдаются такие патологические явления, как преждевременное разрушение красных телец в циркулирующей крови (гемолитическая анемия), аномальное снижение их числа (тромбоцитопения), уменьшение общего объема белых кровяных телец (лейкопения) и увеличение селезенки (спленомегалия). У людей с общим удовлетворительным состоянием здоровья симптомы заболевания могут отличаться мягкостью или вовсе отсутствовать. Тяжелые случаи пироплазмоза человека наблюдаются у пациентов, ранее перенесших хирургическую операцию по удалению селезенки (спленэктомию) или обладающих слабой иммунной системой. Чаще всего бабезиоз человека диагностируется на севере США, однако известны случаи его обнаружения и в европейских странах.

Американский клещевой риккетсиоз

моноцитарный эрлихиоз человека это

Моноцитарный эрлихиоз человека нужно отличать от американского клещевого риккетсиоза - редкого инфекционного заболевания, вызываемого бактериями из семейства Риккетсии. Переносчиками инфекции являются те же насекомые, которые могут заразить человека моноцитарным эрлихиозом. При риккетсиозе наблюдаются сильные головные и мышечные боли, лихорадка, озноб, потеря ориентации в пространстве. В большинстве случаев по истечении двух - шести дней после укуса клеща появляется кожная сыпь, в первую очередь охватывающая ладони, запястья, подошвы ног, щиколотки и предплечья. Позже сыпь распространяется на лицо, туловище и голени. Иногда наблюдаются тошнота, рвота и боли в животе. В некоторых случаях, когда болезнь не диагностируют вовремя или при отсутствии адекватного лечения, симптомы американского клещевого риккетсиоза могут угрожать жизни. Эпидемические вспышки данного заболевания фиксируются в различных регионах США.

Диагностика

Диагностировать моноцитарный эрлихиоз человека, заражение которым способно повлечь потенциально опасные симптомы, необходимо с помощью тщательного медицинского осмотра, анализа признаков заболевания и проведения специализированных лабораторных исследований. Анализы крови нередко указывают на типичные проявления моноцитарного эрлихиоза человека: снижение объема красных кровяных телец (тромбоцитопению), уменьшение количества некоторых белых телец (лейкопению) и одновременное увеличение уровня определенных энзимов печени (например, сывороточной аспартатной аминотрансферазы и аланин-аминотрансферазы). В некоторых случаях в результате лабораторных обследований обнаруживаются патологии цереброспинальной жидкости. Кроме того, рентгенография грудной клетки может выявить аномальные изменения в легких (например, легочные инфильтраты или скопления излишней жидкости).

Исследование мазка крови под электроннолучевым микроскопом позволяет обнаружить скопления бактерий в вакуолях некоторых клеток (в частности, моноцитов), однако на ранней стадии инфекционного заболевания такие скопления не всегда видны. В некоторых случаях требуются дополнительные специализированные лабораторные тесты для определения конкретного вида инфекции или подтверждения поставленного диагноза.

Такие специализированные тесты включают, например, непрямой иммунофлуоресцентный метод выявления патологий, который заключается в исследовании сыворотки, произведенной на основе крови пациента. Антитела - протеины, вырабатываемые определенными белыми кровяными тельцами, - помогают организму бороться с токсинами и вредоносными микроорганизмами. При использовании непрямого иммунофлуоресцентного метода человеческие антитела помечают особыми флуоресцентными красителями, помещают сыворотку под ультрафиолетовое излучение и изучают ее под микроскопом, чтобы выявить ответную реакцию антител на конкретные микроорганизмы.

Лечение

моноцитарный эрлихиоз человека лечение

Если подтвержден диагноз "моноцитарный эрлихиоз человека", чем лечить данное заболевание? Чаще всего врачи назначают стандартную дозировку тетрациклиновых антибиотиков. В качестве альтернативы иногда применяется терапия на основе доксициклина. В тяжелых случаях пациенту может понадобиться профессиональное наблюдение в условиях стационара. Помимо антибиотиков, можно принимать любые разрешенные врачом медикаменты с целью облегчения типичной симптоматики инфекции.

Профилактика

Если вы живете в географическом регионе, в котором обитают клещи потенциально опасных видов, в том числе переносчики бактерий семейства Эрлихии, желательно предпринять соответствующие меры предосторожности. Если вы выезжаете на природу, помните, что вы тем самым повышаете риск заражения таким тяжелым заболеванием, как моноцитарный эрлихиоз человека. Фото клещей, являющихся подтвержденными переносчиками бактерий, поможет сохранять бдительность, однако знать потенциального врага в лицо недостаточно. Надевайте длинные брюки, рубашки и футболки с длинными рукавами. Важно носить головные уборы, лучше всего - широкополые шляпы, так как многие клещи обитают на деревьях. Выбирайте одежду светлых оттенков, так как на ней проще всего разглядеть насекомое. Пользуйтесь специальными средствами-репеллентами и обязательно как можно чаще осматривайте кожу и одежду. Большинство укусов клещей приходятся на волосистую часть кожи головы и шею.

Здравствуйте,на рыбалке укусил клещ.Достали,но он оставил головку. Ее тоже достали. Спустя 5-6 дней появился насморк,кашель,температура 37,6 ,слезятся глаза. Простая простуда или заболевание от укуса клеща ?