Маврина Татьяна Алексеевна, художник: биография, творчество

Маврина Татьяна Алексеевна является единственным советским художником, удостоенным премии Ганса Христиана Андерсена за вклад в иллюстрирование детской литературы. В эти предновогодние дни ей исполнилось бы 116 лет. По сохранившимся сведениям, девочка, впоследствии ставшая известным живописцем, родилась 20 декабря (по-старому 7-го) 1900 года. Будучи взрослой, при случае неизменно убавляла себе пару лет. Вероятно, отсюда даты рождения 1901, 1902. Веселый улыбчивый человек, мастер колоссальной работоспособности, – так характеризуют ее современники.

маврина татьяна

70 лет творчества

Маврина Татьяна (1900-1996) прожила на свете почти век. Ее детство прошло при царе, юность и зрелость - при Советской власти. Про таких как она, говорят: «Многое повидала». Трудности переломных периодов не повлияли на ее позитивное мировосприятие. За семьдесят лет занятий живописью и книжной иллюстрацией она создала целую галерею прекрасных запоминающихся литературных образов.

Казалось, в Советском Союзе не было ребенка, который не любовался видом прекрасной царской дочки, погибшей от угощения Чернавки. Книжка «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», оформленная Татьяной Алексеевной, вышла в 1949 году. Страна узнала и запомнила манеру письма, близкую к примитивизму, древнерусскому и народному искусству.

Когда-то впечатления от посещения Крещенской ярмарки в Нижнем Новгороде запали в сердце девочки. Будучи зрелым человеком, Лебедева вспоминала, как любовалась игрушками: груженые обозы шли из-за Волги. Она восхищалась видом покрытых иголочками инея распряженных лошадей, на которых привозили ее любимые семеновские и городецкие игрушки.

Выбор был настолько велик, что разбегались глаза. Ребятишки ходили, выбирали, пока не превращались в «окоченевшие фигурки». Любовь к народной игрушке оказала влияние на творчество графика.

маврина татьяна алексеевна

Мечты сбываются

«Проба кисти» на новом поприще оказалась удачной. Художник Татьяна Маврина оставила богатое наследие: ею по высочайшему классу оформлены более 200 книг. Большая часть – «мавринская пушкиниана». Вспомните трех девиц под окном, прявших поздно вечерком, сватью бабу Бабариху, других колоритных героев «Сказки о царе Салтане».

Или грациозного ученого кота на златой цепи у раскидистого дуба... Художником создан особый мир: трепетный, пробуждающий фантазию, подталкивающий к размышлению. Он – частичка нашего детства. Есть сведения, что Маврина Татьяна Алексеевна иллюстрации к сказкам Пушкина мечтала писать еще в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на военную разруху, сказочные образы виделись ей повсюду.

Из Нижнего в Москву

С младых ногтей знакомая с творчеством классика, на старинных шпилях загорских розовых зданий (Загорском с 1930 по 1991 годы называли Сергиев Посад) художница мысленно выводила Золотого петушка из одноименной сказки. Однако всерьез заняться иллюстрацией пушкинских произведений живописец-график решилась только после Великой Победы.

иллюстрации к сказкам

Кто же она такая, Татьяна Маврина? Биография представительницы когорты русской советской интеллигенции не является тайной. Родилась в Нижнем Новгороде. Отца звали Алексей Иванович Лебедев. Учитель и литератор дал дочке свою фамилию. Но в 1930 году она взяла псевдоним - девичью фамилию матери.

Потомственная дворянка Анастасия Петровна Маврина, как и муж, занималась преподавательством (была директором нижегородского училища имени Гацисского для девочек из бедных семей). У Алексея и Анастасии было четверо детей – три дочери и сын. Их воспитывали разносторонне развитыми, прививали любовь к литературе, искусству, музыке.

Жизнь в столице

Татьяна – самая прославленная из своих сестер. Ее младший брат Сергей вошел в советскую историю как ученый, стоявший у истоков компьютерной промышленности. Из Нижнего в Москву благородное семейство переехало в 1920 году. Девушка училась в известной творческой школе Вхутемас-Вхутеин (высшие художественно-технические мастерские и институт). Изучала творчество французских художников.

На определенном этапе студенчества увлеклась народным искусством (интересовалась иконописью, лубком, изразцами, пряничными досками). Собственный живописный язык, где цвет «звучит» открыто, мир широк и декоративен, а композиции смелы, Маврина Татьяна формировала постепенно. Становлению художника помогали педагоги Н. Синезубов, Г. Федоров, Р. Фальк.

маврина татьяна алексеевна иллюстрации к сказкам пушкина

Славная «чертова дюжина»

В 1929 году в Москве состоялась выставка, в которой приняли участие 13 художников. Творческая группа молодых сторонников рисунка «в темпе натуры» так и называлась «Тринадцать» (по числу участников). Юная Лебедева и ее будущий муж и коллега Николай Кузьмин входили в ячейку отрицателей «готических изломов и душевной неуравновешенности».

Став супругами, зимой они жили в маленькой комнате на Сухаревской площади в Москве. Теплый период года предпочитали проводить на даче в Абрамцево. Вероятно, там они находили здоровый и радостный образ жизни, за который ратовали. И писали в жанре «тихого искусства». Маврина Татьяна создавала экспрессивно-живописные (иногда с эротическим оттенком) станковые работы. Они привлекали зрительское внимание.

Сущностное состояние жизни

В искусстве 1930 годов фигурировал камерный и парадный реализм. Из-за строгой цензуры и идеологического давления многие художники (в том числе Маврина и Кузьмин) обратились к камерности, отображающей пейзажи, преисполненные любовью к родной земле, сценки семейного быта (все, что находилось вне литературных и идеологических рамок).

Группа «13» разрабатывала свой графический стиль. Вскоре внутри сообщества произошел раскол, оно распалось. Однако в середине 1930 годов стилевые находки «чертовой дюжины» прочно вошли в книжную и журнальную иллюстрацию. Живопись Татьяны Мавриной большей частью принадлежит к этому периоду. Работы напоминают французские постимпрессионистические течения.

Коллекционер и создатель чудес

Масляной краской на холсте в последний раз художник писала в 1942 году. Это была картина «Танцы на веранде клуба». После этого, по ее же признанию, началась другая жизнь. Но сильная женщина не отчаивалась из-за отсутствия красок и ткани для живописи. Раскрывала простенький блокнот и карандашом рисовала Москву. Прошла столицу вдоль и поперек. После огненных сороковых годов двадцатого века Татьяна Алексеевна увлекалась сбором икон, глиняных игрушек, подносов, вышитых работ. С Николаем Кузьминым они скомпоновали завидную коллекцию из предметов народного творчества.

художник татьяна маврина

Вместе с мужем она расписывала прялки, небольшие берестяные короба (туески), бутылки, делала копии лубков, словно создавая иллюстрации к сказкам наяву. Так, от предмета к предмету, украшенному в декоративной лихой манере, рождался мастер народного творчества. В 1950-1960 годы художник с большой буквы увлеклась изображением природы. Ездила по русским населенным пунктам, летопись которых ведется с древних времен.

Голубые огни васильков

В каком месте подсмотрела Татьяна Маврина васильки на окне - неважно. Главное, изображение появилось и живет даже после смерти автора. Глядя на одноименную картину, бывшие советские школьники вспоминают учебник по русскому языку, который штудировали в начальных классах. На основе этой светлой картины у ребят развивали (и развивают) интерес к произведениям изобразительного искусства.

Подробно разбирая каждую деталь на полотне, и сегодня дети описывают, что чувствуют, как понимают задумку художника. Изобразив окошко на верхнем этаже, мастер кисти как будто приблизила зрителей к небу. Над крышей, которая хорошо видна человеку «в комнате», нет солнца. Но незримое присутствие светила выдают золотистые облака, отблески на подоконнике и стеклянной банке-вазе.

татьяна маврина биография

Чудо-азбука

Из-за того что предметы на картине (цветы, облака, дом) не имеют четких контуров, появляется ощущение необычной динамики: все меняет положение в пространстве, словно тает от тепла. Простые расплывающиеся мазки, а каков эффект! Мы будто чувствуем на себе тепло солнечного луча. Небо такой ясной голубизны, что понятно: это летний день. Цветы на окне, а не внутри комнаты – как перекличка живой и неживой природы. Ясные «глаза» цветов в тон небесной синеве. Отличное решение.

Некоторые считают, что «Азбука» Мавриной – еще один вариант иллюстрации к сказкам. Книга для самых маленьких отражает богатство народной фантазии. Изучая буквы, наши чада познают добрую шутку, получают ненавязчивые наставления, радуются чудесам.

Букварь считают одним из шедевров, которых в детском книгоиздании не так много. Те, кто глубоко изучал и изучает наследие русского живописца-графика, утверждают: сверкающая всеми гранями вершина творчества практически недостижима.

Неповторимое сплетение чудес

Необычную книгу для детей младшего дошкольного и школьного возраста, издали в 1969 году не как простой учебник. Шедевр изготовило Главное управление «Гознак» (г. Москва), работающее только над заказами государственной важности. Любители и ценители полиграфии помнят этот тонкий красный картонаж, тиснение золотом на крышке, суперобложку, рисованную на золотом фоне.

Как назвала свой труд Маврина Татьяна Алексеевна? «Сказочная азбука». Неудивительно: эта талантливая женщина не могла жить без мира, где все ложь, да в ней намек, милым детушкам урок. Расцвечивая алфавит, художник создала сложный узор из множества сказок.

живопись татьяны мавриной

Учимся, играя

А, б, в, г, д… Лесенка в небо знаний простодушна, весела, ярка, надежна. Кажется, в нашем многообразном мире (вариантов одних только букварей не счесть) этой классической азбуке нет равных по доступности, мудрости, лаконичности. Дети любят игру «в слова». Маврина Татьяна использовала эту «хитрость».

Образы, населяющие каждую буковку, живут и действуют в одном ключе со своими сказочными прототипами. Мастерство высшего класса - сделать так, что на постижение грамоты работает каждая черточка, каждая загогулинка. Можно весь вечер напролет рассматривать, как летят гуси-лебеди (а Баба-яга против), как растет гриб-боровик, движется флот царя Салтана, вынимает из мешка Золотого петушка Дадон.

Самых известных и любимых героев сказок Татьяна Алексеевна изображала не только в «зашифрованном виде», но и на отдельных страницах. Вечный ребенок в душе, Маврина не всегда давала ответы на загадки. Она предлагала ребятишкам разгадать их самостоятельно.

Здесь живет мудрость

Какое счастье, что жила-была на свете Маврина Татьяна Алексеевна! Картины мастера, словно пришедшие из сказки. Сказочные иллюстрации, как фантастические картины. Одухотворенность, которой так не хватает современным детям. Веселая подсказка, где искать проверенную веками суть жизни. Есть мнение, что воспитанные на наследии русского графика-живописца детишки чувствуют тоньше, глубже, возвышенней.

«Азбука» переиздана в наши дни. В виртуальный, катастрофически заспамленный мир вернулись Королевич Елисей, Сестрица Аленушка, Емеля на печи, Сивка-Бурка Вещая Каурка. Многие родители признаются: им очень хочется, чтобы дети подружились с книгой, украшенной рукой настоящего, вдумчивого мастера. Некоторые советчики делают ремарку: "Если вам нравится «мавринский стиль»". Надеемся, вам и вашим деткам он придется по душе.

маврина татьяна алексеевна сказочная азбука

Наша гордость и краса

Закончим повествование тем, о чем обмолвились в начале: перечислить все русские города, где побывала Маврина Татьяна Алексеевна, очень трудно. Ее визиты долго помнили старожилы Звенигорода, Переславля Залесского, Юрьева-Польского, Суздаля, Углича, Ярославля, Костромы. Итог творческих путешествий – книга-альбом под названием «Пути-дороги», составленный в издательстве «Художник РСФСР» в 1980 году. В основе – 212 видов уникальных уголков России (акварель, гуашь).

Традиционная рубрика «Об авторе» содержит текст на нескольких языках (в том числе английском, французском, немецком). Книга печаталась в Германии в энциклопедическом формате. Татьяна Алексеевна сама выбирала листы, выстраивала макет. В 1976 году за труды получила звание Лауреата Государственной премии СССР, стала Заслуженным художником России.

Интересно следующее мнение искусствоведов (и просто неравнодушных граждан): часто после смерти художника много из созданного тускнеет, переоценивается. В данном случае все наоборот: словосочетание «гениальный художник» можно произносить, не стесняясь, как это бывает при жизни. Работы Т. А. Мавриной есть во всех крупных музеях России.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.