Что такое речь, развитие речи в онтогенезе

Процесс общения является привычным и обыденным для подавляющего большинства людей. Языковая форма коммуникации становится неотъемлемым средством передачи своих мыслей в сформулированном виде и для маленьких детей, и для взрослых. Другое дело, что качество использования речи может быть разным. По оценкам специалистов, человек на протяжении почти всей своей жизни накапливает опыт использования языка как средства речевой коммуникации, совершенствуя его в разных аспектах. В раннем постэмбриональном возрасте у человека формируются основные навыки коммуникации с внешним миром, в числе которых и речь. Развитие речи в онтогенезе происходит этапами, некоторые из которых могут демонстрировать уровень владения данным навыком, который, на первый взгляд, никак не связан с традиционным представлением о языковом общении.

речь развитие речи в онтогенезе

Общие сведения о речи

Речевое общение можно рассматривать как инструмент обмена информацией. Именно благодаря психолингвистическому процессу, который сформировался благодаря речевым навыкам, человек смог использовать прошлый и современный опыт других людей. Таким образом и оформилось развитие уже трудовых навыков человечества. Вместе с этим, речь нельзя рассматривать в отрыве от непосредственного инструмента ее реализации – языка. С одной стороны, под ним понимается орган артикуляционного аппарата, а с другой – набор знаков, указывающих на то или иное явление, действие или объект реального мира. Качеством использования навыков владения языком и определяется эффективность общения. И развитие речи в онтогенезе является в некотором роде фундаментом, на котором строится последующее формирование артикуляционных и других способностей.

Свойства и функции речи

Как уже было отмечено, речь позволила человеку достичь современного и довольно высокого уровня трудовой деятельности. Это стало возможным благодаря тому, что человек эффективно использовал функции речевого общения. В первую очередь это функция коммуникации, которая выступает транслятором мыслей конкретного индивида. Здесь же стоит подчеркнуть и способность к восприятию речи, без которой психолингвистический процесс или значительно обедняется или вовсе не имеет смысла. Вместе с этим, речь и ее использование дает толчок для персональной интеллектуальной деятельности, в ходе которой совершенствуются такие навыки, как память, восприятие, мышление и т. д. Как и функции общения, эти способности зависят от того, насколько эффективна сама речь. Развитие речи в онтогенезе закладывает и качественные характеристики этого навыка. Среди них выделяется способность содержательно передавать мысли, правильность изложения, выразительность и действенность, то есть влияние на собеседника.

Этапы речевой деятельности

развитие речи в онтогенезе кратко

Существуют разные подходы к систематизации этапов, в процессе которых с разной степенью интенсивности происходит формирование навыков использования речи. Но обычно все же выделяют три базовых стадии – это подготовительный, дошкольный и предшкольный периоды. Начальный этап предполагает освоение речи в период до года. Причем его можно разделить и на несколько отдельных периодов, поскольку в это время происходит несколько принципиально важных переходных моментов в развитии. Далее следует так называемый первичный или предшкольный этап, к наступлению которого у ребенка уже должны оформиться базовые навыки владения именно речевым аппаратом. Но, опять же, это все лишь начальные этапы развития речи в онтогенезе, от которых не стоит ждать серьезных результатов в плане повышения качества способностей к общению. И третий этап предполагает уже формирование навыков владения грамматическими инструментами.

Первые речевые реакции

С первых дней рождения о традиционных даже зачаточных проявлениях речи говорить не приходится, но этот период важен, с точки зрения становления речевого аппарата. Он является значимым, поскольку в это время есть возможность устранить некоторые физиологические дефекты, которые в дальнейшем станут помехой для полноценного развития артикуляционных способностей. Поэтому особое место имеет обследование органов, которые определят будущее развитие речи в онтогенезе. Кратко эти органы можно обозначить как триаду, включающую дыхательный, голосовой и артикуляционный аппараты. У ребенка в этот же период начинают проявляться движения этих отделов, благодаря которым он издает крики и плач.

Развитие речи в первые полгода жизни ребенка

развитие речи в онтогенезе

До 5-6 месяцев у ребенка начинает укрепляться речевой аппарат, он уже уверенно может лепетать и кричать. К завершению этой стации проявляется и гуление, которое также может дать информацию о возможных дефектах. Что еще важно, параллельно с выработкой собственных способностей к речевому общению дети начинают активно воспринимать сторонние звуки, придавая им то или иное значение. Родители и окружающие в целом могут повлиять на закрепление слов в контексте создания ассоциативной связи. Вообще, особенности развития речи в онтогенезе во многом обуславливаются влиянием внешней среды. На ребенка оказывает влияние интонация, отдельные ситуационные нюансы и модели поведения. Чтобы упрочить некоторые модельные ситуации, рекомендуется несколько раз их повторять – память ребенка в это время подчас оказывается более эффективным инструментом развития, нежели физические артикуляционные навыки.

Этап развития в период от 5 до 12 месяцев

Этот период характеризуется двумя важными переменами, которые ознаменуют новый уровень в освоении речевых навыков ребенком. Во-первых, это активное подражание взрослым. Дети не только стремятся имитировать звуковые сигналы, посредством которых происходит коммуникация, но и подражают самой механике артикуляционного произношения. Таким образом, формируется типовая модель, на основе которой будет строиться речь. Развитие речи в онтогенезе на этой стадии также предполагает усиление ассоциаций между словами и внешним миром, но уже в комплексе и с эмоциональной окраской. И здесь можно отметить вторую важную перемену в сторону будущего развития. Это появление более четких ответных реакций на слова и словосочетания. Ребенок более полно воспринимает речь взрослых и принимает на ее основе уже отдельные решения.

Этап развития в период от 1 до 3 лет

особенности развития речи в онтогенезе

В процессе этого периода у ребенка формируется артикуляционный аппарат и закрепляется смысловая база, на основе которой он может осознавать то, что говорят взрослые. И если в первый год понимание слов происходит в обобщенном виде, то в это время дети уже владеют более или менее стабильной речью, хотя и с серьезными ошибками. Например, они могут путать значения некоторых слов, опускать предлоги, а также испытывать затруднения в выражении просьб. На этом этапе развитие речи в процессе онтогенеза в основном происходит за счет накопления слов. То есть механика обращения с ними уже находится в стадии активного формирования и только совершенствуется, но многие дети испытывают трудности именно от нехватки лексикона.

Этап развития в период от 3 до 7 лет

Начиная с 3 лет, дети уже могут выражать свои мысли в понятной форме, соблюдая при этом грамматический строй. Конечно, и в этот период будет много ошибок. Большинство из них все еще допускается из-за неумения правильно использовать сложные предложения, а в некоторых случаях допускаются и ошибки в произношении звуков. Также развивается фонематическое восприятие. Это значит, что ребенок с большей эффективностью может подходить к собственному контролю речи. Он слышит себя и корректирует, основываясь на правилах, заданных самими взрослыми. Поэтому и обучающая функция родителей по-прежнему остается значимой. Помимо этого, развитие речи детей в онтогенезе на этой стадии неразрывно связано с совершенствованием таких качеств, как мышление, запоминание и восприятие.

Развитие фонетико-фонематических навыков

развитие связной речи в онтогенезе

Закрепление способности воспринимать звуки на слух и корректно их воспроизводить формируется вместе с развитием непосредственных органов генерации речи. Иными словами, весь речевой аппарат и голосовые отделы вкупе со слуховой системой являются центральными объектами, которые стремится интуитивно осваивать ребенок. Причем большее внимание может уделяться именно артикуляции, поскольку от нее зависит качество произношения. Здесь же проявляется и способность к разнообразию использования речевых оттенков. Эмоции все чаще отражаются в том, каким именно образом произносятся те или иные слова. Интонация, в частности, на этом этапе обретает собственные стилистические черты, которые закономерно могут повторять манеру разговора окружающих взрослых.

Процесс расширения лексико-грамматической базы

Помимо накопления слов, в это время ребенок старается правильно их связывать. Простейшие связки ему уже удаются, однако все еще возможны проблемы с составлением сложных словосочетаний. Навыки правильного управления падежами развиваются постепенно. Также развивается способность отличать в процессе речи множественное и единственное число, окончания и т. д. Более поздний период, в ходе которого происходит развитие грамматического строя речи в онтогенезе, характеризуется становлением синтаксического и морфологического уровней владения языком. Дети осваивают приемы словообразования и словоизменения, самостоятельно составляют предложения и учатся правильно обращаться с ударениями. И по-прежнему фонетика и способность восприятия сторонней речи остается одним из главных внешних факторов, благодаря которым ребенок развивает свои способности общения.

Развитие связной речи в онтогенезе

закономерности развития речи в онтогенезе

В этот период происходит комплексное укрепление навыков владения речью с разных сторон – со звуковой, морфологической, грамматической и лексической. Связная речь требует от ребенка больших усилий и также в большей степени задействует мыслительные процессы. Формируются и навыки поддержания диалога, который уже состоит не только из простых или сложных предложений, но и требует относительно быстрых речевых реакций на сменяющиеся ответы и вопросы. Как показывают закономерности развития речи в онтогенезе, дети начинают отдельное внимание уделять в процессе общения и его контексту. Общность ситуации, которая фоново связывает ребенка и собеседника, оказывает влияние на его высказывания.

Возможные нарушения в процессе развития речи

Речевые дефекты преимущественно связываются с недоразвитием психических функций, хотя нередко имеют место и физические отклонения. Обычно обе причины дополняют друг друга, из-за чего формируется труднопреодолимый комплекс факторов, не позволяющих найти однозначное средство избавления от проблемы. К таким дефектам можно отнести алалию, дисфонию, логоневроз и т. д. Некоторые отклонения связаны с нарушениями в процессах голосового образования, другие обуславливаются проблемами слухового аппарата, а третьи не позволяют правильно организовать темпоритмическую функцию. Иногда нарушенное развитие речи в онтогенезе удается исправить в раннем возрасте. Но по мере взросления даже в рамках начальных этапов становления устной речи справиться с подобными нарушениями становится все сложнее.

Заключение

развитие речи в процессе онтогенеза

Как отмечают специалисты, не существует общих моделей, по которым происходит освоение речевых способностей. По мере формирования таких навыков у каждого ребенка как мостик складывается своя система, помогающая ему понять законы и принципы, на которых базируется речь. Развитие речи в онтогенезе также происходит с откладкой некоторых умений. К этому тоже следует готовиться. Например, он может на ранних этапах чувствовать повторяющиеся звонкие звуки, но сам их произносить пока не способен. В некотором плане дифференциация отдельных признаков речевой коммуникации происходит и в части фонетического восприятия, а также будет иметь место в дальнейшем формировании умения складывать из слов предложения и поддерживать диалоги.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.