Типовое положение о системе управления охраной труда: требования, правила и особенности

Любой наниматель обязан создать для персонала своего предприятия безопасные рабочие условия. В организации должны действовать правила ОТ при непосредственной эксплуатации офисной техники и оборудования в цехах, при осуществлении технологических операций и пр. Для этого на предприятии создается система управления охраной труда (СУОТ).

типовое положение о системе управления охраной труда

Общая характеристика

СУОТ представляет собой совокупность определенных мероприятий, взаимосвязанных элементов, обеспечивающих единую политику и цели конкретного предприятия в сфере охраны труда. Она необходима в первую очередь для исключения риска для здоровья и жизни персонала компании, предупреждения аварий и несчастных случаев, несущих серьезные последствия не только для нанимателя и работников, но и для всей организации в целом. Для реализации мероприятий должно быть утверждено типовое Положение о системе управления ОТ. Оно действует на всем предприятии, во всех офисах, помещениях, зданиях, сооружениях, которые принадлежат работодателю. Требования ОТ обязательны для исполнения всем персоналом, а также сторонними лицами, находящимися на территории организации.

Положение о системе управления охраной труда

СУОТ конкретного предприятия внедряется в соответствии с локальным актом. Работодатель разрабатывает его самостоятельно. При этом за основу он берет новое Типовое положение о системе управления ОТ. Этот документ принят приказом Минтруда №438н от 10.08.2016 г. Для составления локального акта руководитель компании может привлечь сторонние организации или сотрудников других (специализированных) фирм. Утверждение Положения осуществляется с учетом мнения работников или представительных органов (при их наличии).

положение о системе управления охраной труда суот

Структура документа

Первым и одним из обязательных элементов документа выступает титульный лист. Здесь указываются наименование акта, название предприятия, ФИО сотрудников, участвовавших в разработке и утверждении. Кроме этого, Типовое положение о системе управления охраной труда включает в себя разделы:

  1. Общий. В нем описываются цели, для которых принимается типовое Положение о системе управления охраной труда, что именно оно устанавливает, какие нормы легли в его основу. Здесь также указывается периодичность пересмотра документа.
  2. Описывающий порядок распределения обязанностей между сотрудниками компании по ОТ.
  3. Определяющий подразделения компании, ответственные за ОТ. Необходимо сказать, что для них также должен предусматриваться документ, регламентирующий их работу. Для его составления используется Типовое положение о службе охраны труда.
  4. Регламентирующий подготовку персонала, специальный инструктаж по ОТ. В частности, в данном разделе конкретно указываются категории сотрудников, которые обязаны проходить обучение, устанавливается его срок и периодичность.
    система управления охраной труда суот
  5. Определяющий порядок проверки знаний по ОТ.
  6. Устанавливающий мероприятия, направленные на совершенствование системы управления охраной труда.
  7. Определяющий порядок действий сотрудников на случай аварии и иной чрезвычайной ситуации, правила реагирования на происшествия.
  8. Устанавливающий ответственность за невыполнение установленных требований по ОТ и безопасности на производстве.

Типовое положение о системе управления охраной труда содержит также приложения. В них могут отображаться графические схемы, таблицы, связанные с ОТ и безопасностью на производстве. В приложениях также может присутствовать журнал, в котором сотрудники своими подписями подтверждают факт ознакомления с установленными правилами. В тексте самого документа должны присутствовать ссылки на те или иные дополнительные акты.

 совершенствование системы управления охраной труда

Распределение обязанностей

Оно необходимо для обеспечения эффективной реализации установленных мероприятий. Типовое положение о системе управления охраной труда устанавливает следующие обязанности для нанимателя:

  1. Организация работы, ориентированной на сохранение здоровья и жизни сотрудников.
  2. Создание трудовых условий, соответствующих требованиям законодательства.
  3. Выделение необходимых ресурсов для реализации предусмотренных мероприятий по ОТ.

Наниматель должен распределить ответственность по вопросам безопасности на всех уровнях и во всех подразделениях, в том числе в рамках вспомогательных служб. К последним, в частности, относят административно-хозяйственный, финансовый, кадровый и прочие отделы.

Обязанности персонала

Типовое положение о системе управления охраной труда не устанавливает конкретные задачи для того или иного работника. Как правило, в документе присутствуют ссылки на другие локальные акты. Конкретные обязанности, в частности, предусмотрены в ТК, а также должностных инструкциях. В типовом Положении больше внимания уделяется службе охраны труда и специалистам, работающим в ней. Руководитель предприятия организует деятельность этого подразделения, определяет численность и структуру, согласно требованиям 217-й статьи ТК, а также нормативным актам федеральной исполнительной власти. Должностные обязанности начальника и специалиста службы прописываются в квалификационных характеристиках и инструкциях.

 типовое положение о службе охраны труда

Подготовка персонала

Для достижения максимальной результативности при внедрении СУОТ директор предприятия обязан обеспечить непрерывное обучение, в том числе специальную подготовку и повышение квалификации всех сотрудников. Подготовка персонала осуществляется с учетом выполняемой работы. Обучение и последующая проверка знаний проводятся в порядке, определенном уполномоченным федеральным институтом исполнительной власти, нормативными актами в сфере ОТ.

Внутренний обмен информацией

Обеспечение своевременного сбора, надлежащей обработки, хранения, передачи сведений по охране труда, их актуализация позволяют проводить их анализ и принимать решения, направленные на совершенствование СУОТ. На предприятии должна быть разработана и документально зафиксирована процедура обмена данными по ОТ между подразделениями. В ней в обязательном порядке описываются следующие элементы:

  1. Правила согласования и пересмотра локальных актов по ОТ, соответствующие требованиям, установленным федеральным исполнительным органом.
  2. Порядок рассмотрения заявлений работников, предложений, поступающих от них по вопросам улучшения СУОТ.
  3. Правила формирования, обобщения, размещения, актуализации информационной базы на территории предприятия. Речь, в частности, о порядке обновления наглядных пособий, стендов, плакатов, документации по ОТ, требованиях к обеспечению достаточности этих материалов, доступности мест их размещения и пр.

утверждено типовое положение о системе управления

Документация

Организация, внедрение и обеспечение результативного функционирования СУОТ предполагает формирование комплекса взаимосвязанных локальных актов, описывающих структуру системы, права, обязанности каждого подразделения, конкретных исполнителей, процессов обеспечения ОТ и надзора. Документация может быть составлена в форме стандартов предприятия, руководства либо иных видов. Комплект актов СУОТ минимален, но достаточен для обеспечения функционирования системы.

Записи

Они представляют собой специальный вид документов, не подлежащий пересмотру, обновлению и актуализации. В записи не допускается внесение изменений. Сотрудники должны иметь доступ к документации, относящейся к производственным процессам и обеспечению сохранности здоровья при их осуществлении. Руководитель предприятия определяет работников, ответственных за хранение записей.

Дополнительно

Документация СУОТ должна:

  1. Периодически анализироваться и корректироваться (при необходимости).
  2. Являться доступной для сотрудников, которых она непосредственно касается и которым предназначена.
    новое типовое положение о системе управления

Копии актов учитываются и размещаются в местах, которые доступны для персонала. Отмененные документы должны быть изъяты из обращения. При этом предпринимаются меры по исключению их последующего непреднамеренного использования. В настоящее время законодательство четко не определяет срок, в который должно быть принято на предприятии Положение о СУОТ. Между тем, инспекторы проверяют наличие документации и ее адекватность. За отсутствие СУОТ руководитель может понести ответственность по КоАП.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.