Любой наниматель обязан создать для персонала своего предприятия безопасные рабочие условия. В организации должны действовать правила ОТ при непосредственной эксплуатации офисной техники и оборудования в цехах, при осуществлении технологических операций и пр. Для этого на предприятии создается система управления охраной труда (СУОТ).
Общая характеристика
СУОТ представляет собой совокупность определенных мероприятий, взаимосвязанных элементов, обеспечивающих единую политику и цели конкретного предприятия в сфере охраны труда. Она необходима в первую очередь для исключения риска для здоровья и жизни персонала компании, предупреждения аварий и несчастных случаев, несущих серьезные последствия не только для нанимателя и работников, но и для всей организации в целом. Для реализации мероприятий должно быть утверждено типовое Положение о системе управления ОТ. Оно действует на всем предприятии, во всех офисах, помещениях, зданиях, сооружениях, которые принадлежат работодателю. Требования ОТ обязательны для исполнения всем персоналом, а также сторонними лицами, находящимися на территории организации.
Положение о системе управления охраной труда
СУОТ конкретного предприятия внедряется в соответствии с локальным актом. Работодатель разрабатывает его самостоятельно. При этом за основу он берет новое Типовое положение о системе управления ОТ. Этот документ принят приказом Минтруда №438н от 10.08.2016 г. Для составления локального акта руководитель компании может привлечь сторонние организации или сотрудников других (специализированных) фирм. Утверждение Положения осуществляется с учетом мнения работников или представительных органов (при их наличии).
Структура документа
Первым и одним из обязательных элементов документа выступает титульный лист. Здесь указываются наименование акта, название предприятия, ФИО сотрудников, участвовавших в разработке и утверждении. Кроме этого, Типовое положение о системе управления охраной труда включает в себя разделы:
- Общий. В нем описываются цели, для которых принимается типовое Положение о системе управления охраной труда, что именно оно устанавливает, какие нормы легли в его основу. Здесь также указывается периодичность пересмотра документа.
- Описывающий порядок распределения обязанностей между сотрудниками компании по ОТ.
- Определяющий подразделения компании, ответственные за ОТ. Необходимо сказать, что для них также должен предусматриваться документ, регламентирующий их работу. Для его составления используется Типовое положение о службе охраны труда.
- Регламентирующий подготовку персонала, специальный инструктаж по ОТ. В частности, в данном разделе конкретно указываются категории сотрудников, которые обязаны проходить обучение, устанавливается его срок и периодичность.
- Определяющий порядок проверки знаний по ОТ.
- Устанавливающий мероприятия, направленные на совершенствование системы управления охраной труда.
- Определяющий порядок действий сотрудников на случай аварии и иной чрезвычайной ситуации, правила реагирования на происшествия.
- Устанавливающий ответственность за невыполнение установленных требований по ОТ и безопасности на производстве.
Типовое положение о системе управления охраной труда содержит также приложения. В них могут отображаться графические схемы, таблицы, связанные с ОТ и безопасностью на производстве. В приложениях также может присутствовать журнал, в котором сотрудники своими подписями подтверждают факт ознакомления с установленными правилами. В тексте самого документа должны присутствовать ссылки на те или иные дополнительные акты.
Распределение обязанностей
Оно необходимо для обеспечения эффективной реализации установленных мероприятий. Типовое положение о системе управления охраной труда устанавливает следующие обязанности для нанимателя:
- Организация работы, ориентированной на сохранение здоровья и жизни сотрудников.
- Создание трудовых условий, соответствующих требованиям законодательства.
- Выделение необходимых ресурсов для реализации предусмотренных мероприятий по ОТ.
Наниматель должен распределить ответственность по вопросам безопасности на всех уровнях и во всех подразделениях, в том числе в рамках вспомогательных служб. К последним, в частности, относят административно-хозяйственный, финансовый, кадровый и прочие отделы.
Обязанности персонала
Типовое положение о системе управления охраной труда не устанавливает конкретные задачи для того или иного работника. Как правило, в документе присутствуют ссылки на другие локальные акты. Конкретные обязанности, в частности, предусмотрены в ТК, а также должностных инструкциях. В типовом Положении больше внимания уделяется службе охраны труда и специалистам, работающим в ней. Руководитель предприятия организует деятельность этого подразделения, определяет численность и структуру, согласно требованиям 217-й статьи ТК, а также нормативным актам федеральной исполнительной власти. Должностные обязанности начальника и специалиста службы прописываются в квалификационных характеристиках и инструкциях.
Подготовка персонала
Для достижения максимальной результативности при внедрении СУОТ директор предприятия обязан обеспечить непрерывное обучение, в том числе специальную подготовку и повышение квалификации всех сотрудников. Подготовка персонала осуществляется с учетом выполняемой работы. Обучение и последующая проверка знаний проводятся в порядке, определенном уполномоченным федеральным институтом исполнительной власти, нормативными актами в сфере ОТ.
Внутренний обмен информацией
Обеспечение своевременного сбора, надлежащей обработки, хранения, передачи сведений по охране труда, их актуализация позволяют проводить их анализ и принимать решения, направленные на совершенствование СУОТ. На предприятии должна быть разработана и документально зафиксирована процедура обмена данными по ОТ между подразделениями. В ней в обязательном порядке описываются следующие элементы:
- Правила согласования и пересмотра локальных актов по ОТ, соответствующие требованиям, установленным федеральным исполнительным органом.
- Порядок рассмотрения заявлений работников, предложений, поступающих от них по вопросам улучшения СУОТ.
- Правила формирования, обобщения, размещения, актуализации информационной базы на территории предприятия. Речь, в частности, о порядке обновления наглядных пособий, стендов, плакатов, документации по ОТ, требованиях к обеспечению достаточности этих материалов, доступности мест их размещения и пр.
Документация
Организация, внедрение и обеспечение результативного функционирования СУОТ предполагает формирование комплекса взаимосвязанных локальных актов, описывающих структуру системы, права, обязанности каждого подразделения, конкретных исполнителей, процессов обеспечения ОТ и надзора. Документация может быть составлена в форме стандартов предприятия, руководства либо иных видов. Комплект актов СУОТ минимален, но достаточен для обеспечения функционирования системы.
Записи
Они представляют собой специальный вид документов, не подлежащий пересмотру, обновлению и актуализации. В записи не допускается внесение изменений. Сотрудники должны иметь доступ к документации, относящейся к производственным процессам и обеспечению сохранности здоровья при их осуществлении. Руководитель предприятия определяет работников, ответственных за хранение записей.
Дополнительно
Документация СУОТ должна:
- Периодически анализироваться и корректироваться (при необходимости).
- Являться доступной для сотрудников, которых она непосредственно касается и которым предназначена.
Копии актов учитываются и размещаются в местах, которые доступны для персонала. Отмененные документы должны быть изъяты из обращения. При этом предпринимаются меры по исключению их последующего непреднамеренного использования. В настоящее время законодательство четко не определяет срок, в который должно быть принято на предприятии Положение о СУОТ. Между тем, инспекторы проверяют наличие документации и ее адекватность. За отсутствие СУОТ руководитель может понести ответственность по КоАП.