Прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля. Фаркоп

Каждый владелец автомобиля всегда что-то на нем перевозит, помимо пассажиров. Грузы и багаж бывают разных габаритов и массы. Что-то можно перевезти в машине, а что-то – нет. Перевозкой крупногабаритных вещей, конечно, должна заниматься специализированная техника. Но она не всегда доступна. И тогда на помощь приходят прицепы к легковым автомобилям. Помогают решить проблему специальные прицепные устройства – фаркопы. Сегодняшняя статья будет посвящена именно им.

История создания

Фаркоп – это последовательная эволюция сцепных устройств на транспортных средствах. Раньше на машинах (грузовиках, вездеходах) сзади для сцепки стоял простой крюк, к которому посредством дышла крепился прицеп. Но, несмотря на простоту, существенный недостаток заключался в том, что крюк очень быстро разбивался и расшатывался из-за люфта, неизбежно возникающего при трогании и торможении автомобиля. Дышла прицепов и буксирные крюки не унифицировались между собой. И люфт был весьма значительным. Поэтому крюк в процессе эксплуатации быстро ломался, в том числе и потому, что толщина дышла меньше внутреннего диаметра окружности крюка. Кроме того, чтобы повесить прицеп на этот крюк, надо было очень точно подавать машину назад. Только так можно поставить дышло напротив крюка.

Устройство современного фаркопа

Современный элемент лишен таких недостатков. Как выглядит фаркоп? Фото смотрите ниже.

прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля
Его соединение шара и дышла выполнено беззазорным. Кроме того, сама конструкция намного проще. Схема прицепного устройства уже много лет неизменна. Первый элемент – поперечина. Это силовая балка, устанавливаемая в задней части автомобиля на его кузове или раме. Вторая часть – шаровый узел, который крепится к поперечине. На рисунке представлена схема прицепного механизма.
фаркоп фото

Следует отметить, что устройство не универсально. Оно разработано под конкретную марку или модель автомобиля. Размеры фаркопа тоже могут отличаться. Для крупных внедорожников, способных тянуть большой трейлер, они достигают весьма внушительных величин.

Классификация видов фаркопов

Несмотря на общую схему, сцепные устройства бывают разных типов. В первую очередь они делятся по способу крепления. Оно может быть фиксированным (стационарным), съемным, а также фланцевым. Фиксированные фаркопы, как понятно из названия, несъемные. Они составляют одно целое с силовой структурой кузова автомобиля. Съемная деталь позволяет отсоединить конструкцию от автомобиля, чтобы не портить его внешний вид, когда он не нужен. Фаркопы с фланцевым соединением крепятся несколькими болтами к специальным площадкам в задней части машины. Зачастую устанавливаются к силовому бамперу или раме. Как выглядит фаркоп? Фото элемента с таким типом соединения можно увидеть в нашей статье. Этот тип применяется для перевозки крупногабаритных прицепов и тяжелых грузов.

Достоинства и недостатки разных типов фаркопов

У всех конструкций есть положительные и отрицательные стороны. Например, фланцевый фаркоп будет всегда на виду. Даже будучи снятым, само место крепления достаточно выделяется как внешним видом, так и чисто физически. В то же время этот тип крепления самый универсальный. Это позволяет установить его на любую машину с такой фланцевой площадкой. Кроме того, элемент регулируется по высоте (а это иногда важно).

Выбор подходящего фаркопа

В первую очередь следует определить максимально возможную нагрузку устройства и выбрать тип сцепки, подходящий под конкретный автомобиль. Следует помнить, что максимальная нагрузка не должна превышать полной массы буксировщика, то есть машины, на которую планируется устанавливать сцепное устройство. Еще не следует забывать, что устанавливать фаркопы желательно заводские, изготовленные промышленным способом.

прицепное устройство ваз

Покупайте элементы, прошедшие испытания и сертификацию. Опыт показывает, что изготовленные своими руками, кустарные сцепные устройства часто не выдерживают нагрузок (предел которых обычно никто не испытывает). А это чревато как минимум повреждением конструкции. В худшем случае – потерей прицепа на ходу.

Особенности установки прицепного устройства на отечественные автомобили

Наибольшее количество данных элементов, без сомнения, устанавливается на машины отечественного производства. Прицепное устройство ВАЗ 2121 ("Нива") выпускается в различных видах – сварное, фланцевое и разборное. Монтаж выполняется по общим правилам для автомобилей – разметка отверстий по шаблону и врезка в бортовую электросеть.

Самостоятельная установка

Для самостоятельного монтажа потребуется гараж с ямой или эстакада, так как большая часть работы будет проводиться снизу машины.

схема прицепного устройства

Дополнительный крепеж и фурнитура всегда прилагаются к заводскому комплекту. Поэтому с таким вариантом будет проще. Если же решено устанавливать самодельный фаркоп, то все соединительные и крепежные элементы придется докупать самостоятельно.

Для того чтобы установить прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля, понадобятся следующее элементы:

  • само устройство с набором креплений;
  • дрель и сверла по металлу;
  • гаечные ключи различного размера.

В качестве примера можно рассмотреть, как установить фаркоп на «Калину» - популярный российский автомобиль. Установка сцепного устройства на него особенно актуальна в силу того, что автомобиль небольшой (особенно хэтчбек) и оснащение этой машины прицепом здорово повышает его пригодность к грузоперевозкам. Перед установкой по прилагаемому к комплекту чертежу размечаются места для будущих отверстий в заднем подрамнике. После этого, чтобы установить прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля, следует просверлить отверстия в кузове. Лучше пользоваться сверлами несколько большего (0,5 -1 мм) диаметра, чем устанавливаемые в них болты.

прицепные устройства фаркопы

Обратите внимание! После сверления кузова отверстия должны быть обязательно защищены антикоррозийным составом, чтобы предотвратить появление ржавчины. После того как отверстия обработаны, можно устанавливать монтажный комплект – поперечину и кронштейн с шаром. После затяжки болты рекомендуется также покрыть антикором. В нижней части автомобиля ржавчина появляется особенно быстро. Установка самого фаркопа обычно затруднений не вызывает.

фаркоп на калину

Самое трудное здесь, как показывает практика, точность разметки для сверления отверстий. Гораздо сложнее (и зачастую занимает большую часть времени) происходит подключение электрики фаркопа.

Подключение электрического разъема

Согласно действующему законодательству прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля должно дублировать все световые приборы задней части тягача. Для этого он оснащен соответствующей светотехникой и имеет унифицированный разъем для подключения к бортсети автомобиля. Со стороны самого транспортного средства такой разъем предстоит монтировать самостоятельно. Комплект по установке предполагает наличие всех соответствующих проводов и колодок. Этот разъем обычно снабжен схемой коммутации габаритных огней, поворотников, стоп-сигналов.

размеры фаркопа

Подключаться следует внутри багажника автомобиля, проведя жгут через уже существующее отверстие либо просверлив дополнительное для него. Если все подключено правильно, то светотехника прицепа будет полностью повторять все световые сигналы автомобиля-буксировщика.

Заключение

В последнее время все чаще можно увидеть машины, оснащенные фаркопами. На это есть свои причины. Сторонние грузоперевозки довольно дороги, а чаще всего требуется перевозить мелкий негабарит, который в любом грузовике займет лишь уголок кузова, но в обычную легковушку уже не поместится. Поэтому прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля – весьма желанная покупка хозяйственного автолюбителя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.