Скульптура "Лаокоон и его сыновья": описание и отзывы

Трагично произведение из паросского мрамора трех ваятелей «Лаокоон и его сыновья». Скульптура изображает тщетные попытки отца и его детей вырваться из смертельных объятий оплетающих их тела змей.

Предыстория мифа

Эта история начинается в очень давние дни. У красавицы Леды, жены царя Спарты Тиндарея, родилась дочь Елена от бога Зевса. Когда она выросла, то стала прекраснейшей из всех смертных.

скульптура лаокоон

Много к ней сваталось женихов, но Елена выбрала красавца Менелая. После смерти Тиндарея ему был уготован царский трон.

У царя Трои родился сын Приам. Прорицатель предсказал, что этот мальчик погубит всех троянцев. По указанию царя его выбросили в лес, чтобы он там погиб, но он вырос в прекрасного юношу и мирно пас стада.

лаокоон скульптура

Причины начала войны троянцев с греками

Три богини – Афина, Гера и Афродита - получили от злобной богини раздора Эриды яблочко с надписью «прекраснейшей». Они не могли сами его поделить между собой. Хитрый Гермес уговорил Париса быть судьей в их споре. Афродита пообещала Парису любовь самой прекрасной женщины, Елены, и получила заветное яблоко. Парис выкрал Елену из Греции и увез ее в Трою. Так началась длительная и кровопролитная война между троянцами и греками за прекрасную Елену.

лаокоон и его сыновья скульптура

На сторону греков стала Афина, Аполлон помогал троянцам. Это желательно знать, когда рассматривается скульптура «Лаокоон».

Хитрости греков

Долго, очень долго, десять лет шла война. Осажденная греками Троя не сдавалась. Много героев погибло с обеих сторон. Хитрый Одиссей придумал, как в осажденный город ввести греческий отряд данайцев. Греки сделали огромного деревянного коня. Им помогала Афина. Они посадили в него своих воинов и прибегли к военной хитрости: сели на свои корабли и уплыли в море. С ликованием пошли проверить стан греков троянцы и остановились в изумлении, увидев огромного коня.

лаокоон скульптура описание

Кто-то предлагал бросить его в море, а кто-то – увезти в Трою как знак победы. Это очень важный момент перед созданием образа предсказателя. Жрец Лаокоон, скульптура которого будет рассмотрена, не избежит козней Афины-Паллады.

Простодушие троянцев

Перед согражданами вышел жрец бога Аполлона. Скульптура «Лаокоон» показывает не этот момент. Он умолял сограждан не трогать коня, предсказывал великие бедствия. Лаокоон даже бросил в коня копье, и внутри зазвенело металлическое оружие. Но совсем помутился разум «победителей». Они не поверили, что надо бояться данайцев, приносящих дары. Они доверились чужестранцу, который сказал, что конь должен умилостивить Афину-Палладу, если они заберут его к себе. Пока он это рассказывал, из моря вышло чудо, посланное Афиной, – две гигантские змеи. Это совсем убедило троянцев, и они забрали коня в город.

Миф о Лаокооне с сыновьями

На берегу моря молился Посейдону Лаокоон с сыновьями. К ним, извивая тела кольцами и сверкая красными, как угли, глазами и гребнями на голове, все быстрее и быстрее плыли к берегу страшные чудовища. Змеи, выбравшись из моря, набросились на несчастных. Этот момент отражает скульптура «Лаокоон». Крепко обвились мощными телами змеи вокруг людей и пытаются задушить их. Ядовитые укусы причиняют не только боль, но и несут смерть. Все это показывает скульптура «Лаокоон». Вот к чему привела беспечная вера в победу жителей Трои.

История находки скульптуры

Две тысячи двести лет назад в Пергаме неизвестные скульпторы из бронзы отлили скульптурную группу, которая изображает смертельную схватку Лаокоона и его сыновей со змеями. Оригинал исчез. Его копию изваяли на Родосе в мраморе греки. В стиле эллинистического барокко дошел до нас «Лаокоон» (скульптура). Автор ее Агесандр Родосский и его сыновья Полидор и Афинодор. Ее нашел в 1506 году Феликс де Фридис в виноградниках под одним из римских холмов. Там некогда стоял золотой дом Нерона. Как только понтифик Юлий II узнал о ценной находке, то сразу отправил для ее оценки архитектора Джулиано да Сангалло и Микеланджело. Архитектор сразу удостоверил подлинность работы, которую описал Плиний. Буаонорроти определил, что ее сделали из 2 кусков мрамора, хотя Плиний говорил о цельном камне.

Ее дальнейшая судьба

В конце XVIII века Бонапарт увез скульптурную группу в Париж. В Лувре она была открыта для осмотра, а после поражения Наполеона была возращена англичанами в Ватикан. Сейчас она находится в музее Пия-Климента (Ватикан).

Правую руку Лаокоона нашел в 1905 году чешский археолог Людвиг Поллак в магазине римского каменотеса и передал ее в музей Ватикана. В 1957 году она была вставлена в скульптурную композицию (сведения взяты из статьи на английском языке Digital Sculpture Project: Laocoön).

С нее сделано несколько копий. Итальянские – на острове Родос и в галерее Уффици, московская – в ГМИИ им. Пушкина, одесская – перед зданием музея археологии.

«Лаокоон», скульптура: описание

Если исходить из положения Г. Э. Лессинга, что живопись, скульптура – немая поэзия, то зритель своей собственной фантазий доложен договорить то, что прямо не сказал автор.

лаокоон с сыновьями описание скульптуры

Фигура Лаокоона больше всего привлекает внимание из-за того, что она расположена в центре, и еще потому, что авторы тщательно проработали каждую мышцу его мощного тела. Троянец изо всех сил борется с двумя громадными змеями. Силы уже оставляют его, и он начинает оседать на алтарь. Он все еще пытается поддержать себя. Левая нога упирается пальцами в землю. Правая нога согнута и касается жертвенника. Левая рука напрасно пытается отвести от тела голову змеи. Она уже готова нанести смертельный укус, уже открыт рот и видны смертоносные зубы. Правая рука Лаокоона изогнута и оплетена кольцами все той же змеи. Его голова повернута назад. Рот открылся в гримасе боли и ужаса от предстоящей смерти сыновей, от напряженной борьбы и осознания собственной неизбежной смерти.

лаокоон скульптура автор

Так выглядит сам прорицатель Лаокоон. Скульптура, описание которой продолжается, вызывает горькие предчувствия неизбежной смерти и Лаокоона, и его сыновей.

Справа от него младший сын полностью обвит кольцами змея. Он поднял дрожащую правую руку, но змей уже укусил его в подмышку. Юноша начинает падать, отходя к алтарю, где находится его отец.

Мы продолжаем рассмотрение скульптурной композиции «Лаокоон с сыновьями». Описание скульптуры заканчивается.

Старший брат слева от отца поворачивает к нему лицо, полное ужаса, с немой просьбой освободить его от обвившего его ногу хвоста змея.

Скульптура лаокоон

Он сам никак не может справиться с ним одной рукой. Зрителю, однако, кажется, что у него есть надежда статься в живых, что, к сожалению, не соответствует действительности. Они все трое погибнут.

Хочется завершить описание двумя цитатами. Еврипид: «Ничто так не радует богов, как вид человеческих страданий». Хорошо также охарактеризовал греческих богов Софокл: «Боги охотнее помогают человеку, когда он идет навстречу своей гибели».

Интерес римских императоров к этой скульптуре

Римский императорский дом считал себя потомками троянцев. Именно их герой Эней, сын богини Венеры, бежал на берега Тибра. Он женился на Лавинии и основал в ее честь город (Практика-де Маре). Его брат Асканий основал Альба-Лонго (ныне Кастель Гандольфо). В этом месте через несколько поколений будут рождены основатели Рима, Ромул и Рем. Римские императоры хвастались, что они ведут происхождение от богов.

Отзывы зрителей

Зрители считают, что Лессинг прав, что при изображении сильной боли, которую испытывает Лаокоон, скульптуру следует подчинить законам красоты. Лаокоон не кричит, а только стонет. Афина прислала для него несправедливую казнь. Он виновен лишь в том, что предостерег своих сограждан от опасного дара данайцев, которым покровительствовала Афина. Человек – всего лишь беспомощная игрушка в руках богов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.