Землетрясение и извержение вулкана в России: список, история и интересные факты

Вулканы и землетрясения – это особые явления природы, происходящие в связи с особенностями тектоники плит. Извержение вулкана, как правило, сопровождается землетрясениями, относящимися к особому состоянию содрогания земной коры, в результате чего происходит резкое высвобождение мощной энергии. Большей частью, это сейсмические волны, зарожденные земными природными явлениями, а иногда и определенными техногенными событиями.

Вулканы – разнообразные отверстия в коре земли, из недр которых с огромной скоростью и силой на поверхность выбрасываются большие объемы расплавленных горных пород.

Извержение вулкана в России

Прежде чем рассмотрим примеры извержения вулканов в России, вкратце приведем некоторые определения, и выясним, каким же образом возникают подобные явления.

Общая информация о вулканах и землетрясениях

Землетрясения происходят в связи с внезапным скачком давления, накопившимся под земной корой за какой-то определённый период времени. Сейсмическая обстановка определяется измерениями при помощи сейсмометра (размер и сила произошедшего землетрясения).

Точка возникновения землетрясения называется его эпицентром. Гипоцентр – точка на земной поверхности, и над эпицентром вулканов. Извержения, включающие массы (экструзии) расплавленной магмы, как правило, приобретают форму гор или возвышенностей после остывания выброшенных материалов.

Эти ужасные природные явления могут возникать в любой части земной поверхности (даже в горах), как на территории суши, так и на морском дне и в океанах. Нередко наблюдается извержение вулканов на территории России, о чем будет более подробно рассказано чуть ниже в статье.

Подразделяются вулканы на 3 типа: потухшие, спящие (пока не активные) и активные.

Карты с местами вулканических вспышек и землетрясений демонстрируют, что большей частью (как отмечалось выше) эти явления между собой тесно взаимосвязаны, и основой их возникновения в большей степени является особенность тектоники литосферных плит Земли.

Самые страшные катаклизмы в мире

Прежде чем опишем самые крупные извержения вулканов в России, представим самые страшные подобные явления, когда-либо прозошедшие на всей планете.

Самое известное и катастрофичное извержение вулкана во всей истории - активность знаменитого вулкана Везувий в августе 1979 года. В результате произошло полное уничтожение трех городов Италии, в том числе и самого большого из них – Помпеи. Погибло 16000 человек.

Самыми страшными землетрясениями считаются следующие: в 1976 году был разрушен город Таншан в Китае (800 тыс. человек погибло); в 2011 году на острове Хонсю (Япония) землетрясение спровоцировало возникновение страшного цунами, разрушившего атомную электростанцию в городе Фукусима (масштабный выброс радиации).

Землетрясения и извержения вулканов в России

Землетрясения в России – это тоже довольно распространенное явление. Пока для жителей мегаполисов и центральной части страны явление это, к счастью, незнакомое.

Конечно, многие помнят страшное событие, произошедшее в стране во времена СССР. Самое страшное землетрясение было в Армении в декабре 1988 года, когда полностью разрушился город Спитак.

Землетрясения и извержения вулканов В России

В России часто наблюдается подобная активность земной коры, но относительно с небольшой амплитудой. Например, на территории республики Тува в конце 2011 года произошло землетрясение в 3,2 балла. И по сей день в этом районе активность сейсмическая не прекращается.

Извержение вулкана в России - тоже нередкость. На обширных территориях огромного государства находится примерно 200 самых различных вулканов, большая часть из которых располагается на Камчатке и Курильских островах. Сюда входят 8,3% из всех действующих вулканов Земли.

Ниже представлены несколько вулканов России, проявлявших свою активность за последние пять лет, и дана краткая история их активности.

Плоский Толбачик

В ноябре 2012 года извержение вулкана в России произошло на востоке Камчатки. Это место – Толбачикский вулканический массив, входящий в Ключевскую группу вулканов (юго-западная ее часть). В состав ее входят Плоский Толбачик (с высотой 3140 м) и Острый Толбачик (3682 м). Расположены они на древнем щитовом вулкане.

Извержение вулканов на территории России

Это было новое извержение, начавшееся с открытия трещины (длина примерно 5 км). Потоки лавы залили стационар (бывшая база «Ленинградская»), находящийся у подножия вулкана, и здание базы парка природного «Вулканы Камчатки».

Кизимен

Это стратовулкан в форме правильного конуса. Последнее активное извержение его случилось в 2013 году. Вулкан (2485 м) расположен на южной стороне хребта Тумрок (западный склон), в 265 километрах от города Петропавловск-Камчатский и в 115 километрах от с. Мильково.

Наибольшая его активность наблюдалась в 2009 году, в результате чего в долине гейзеров произошла активизация многих из них. Пепел в результате действия вулкана в том году разлетелся на большие территории биосферного заповедника (Корноцкий). Появился данный вулкан 12 тыс. лет назад.

Примеры извержения вулканов в России

Безымянный

Это еще один вулкан, расположенный на Камчатке около Ключевской сопки. От посёлка Ключи он расположен приблизительно в 40 километрах (Усть-Камчатский район). Его абсолютная высота равна 2882 метрам.

Последнее извержение его случилось в 2013 году, но самое знаменитое – в 1955-1956 гг. Облако извержения на тот момент достигло высоты почти 35 км. В итоге сформировался подковообразный кратер, открытый в восточном направлении (диаметр 1,3 км). На восточном подножии на территории площадью, равной 500 кв. км, все кустарники и деревья были переломаны и повалены.

Ключевская Сопка

Сравнительно недавно (август 1913 г.) сильное извержение вулкана в России произошло на востоке Камчатки. Этот стратовулкан – самый высокий из всех активных в Евразии. Его возраст приблизительно составляет 7000 лет, а высота периодически изменяется (4750-4850 м).

Крупные извержения вулканов в России

В октябре 2013 года произошла главная фаза (после 4 лавовых потоков) извержения с подъемом столба пепла до 10-12 километров. Шлейф от него протянулся в юго-западном направлении. Пеплопад прошел в селах Атласово и Лазо и Атласово, причем, толщина его слоя составляла примерно два миллиметра.

Карымская Сопка

Извержение последнее этого стратовулкана, находящегося на Камчатке (Восточный хребет), произошло в 2014 году. Его абсолютная высота равна 1468 метрам. Это один из активнейших вулканов. С 1852 года всего зафиксировано больше 20 извержений.

Около Карымской Сопки есть одноименное озеро, в котором в 1996 году при масштабном подводном взрыве, почти все живое, обитающее в нем, погибло.

последнее извержение вулкана в россии

Последнее извержение вулкана в России

Вулкан Шивелуч тоже находится на полуострове Камчатка (Восточный хребет). Это самый северный из всех действующих камчатских вулканов. Высота его абсолютная – 3307 метров.

В июне 2013 года (ранним утром) Шивелуч выбросил на высоту 10000 метров мощный столб пепла. В результате, в поселке Ключи (47 км от вулкана) произошел пеплопад. Все улицы и дома его покрыло миллиметровым слоем пепла рыжего цвета. В октябре (после извержения Ключевской сопки) Шивелуч вновь извергнул столб пепла на высоту 7600 метров. В феврале 2014 данная отметка достигла более 11 километров, а в мае вулкан изверг сразу 3 столба (от 7000 до 10000 метров).

В заключение об интересном факте

Землетрясения и извержение вулкана в России увеличили площадь территории России на 4 500 кв. метров. Что произошло? В связи с сейсмическими событиями, произошедшими на Курилах и Сахалине в 2007-2009 годах, территория страны увеличилась.

После землетрясения на юге Сахалина (Невельск) в августе 2007 года дно моря поднялось, образовав при этом новый небольшой участок суши (площадь три кв. км). Дополнительно 1,5 кв. километров территория России получила в результате нового извержения Пика Сарычева (Курильский остров Матуа).

-6