Гусь-Железный, Троицкий собор Касимовской епархии: описание, история. Гусь-Железный: достопримечательности

В России немало населенных пунктов со странными названиями. И среди них два Гуся – Железный и Хрустальный. Что за имена для поселков городского типа, кто их придумал? Все очень просто. Первую часть имени – Гусь – дала городам вовсе не домашняя птица, а речка. Она протекает через оба населенных пункта. В одном из них было налажено производство хрусталя, а во втором построен железо-литейный завод. Вот так, объединив названия реки и предприятий, и получили два ойконима. И поныне на карте России-матушки есть два населенных пункта с колоритными наименованиями: Гусь-Хрустальный во Владимирской области и его «железный» сосед в Рязанской. А до индустриального взрыва деревни именовались по-другому. В данной статье мы расскажем о бывшем селе Веркутце (сейчас Гусь-Железный). Троицкий собор в нем является наиболее выдающейся и знаковой достопримечательностью. Чем же он так знаменит, что о нем упоминается даже в Википедии? Об этом читайте ниже.

Гусь железный троицкий собор

Первоначальная церковь

Главный храм неразрывно связан с историей Веркутца (сейчас Гусь-Железный). Троицкий собор построили браться Андрей и Иван Баташевы, те самые, которые возвели чугунолитейный завод. Была ли в селе церковь до них? Скорее всего. Но от нее не сохранилась и следа. Впрочем, как и от первого собора. Поселившись в тысяча семьсот пятьдесят восьмом году в Веркутце, братья-заводчики первым делом построили себе усадьбу. Поместье они задумали с дворянским размахом. Приказали запрудить три речки каменной плотиной, и таким образом перед усадьбой разлилось огромное озеро, по которому некогда ходили суда под парусами. Их предок Ивашка Баташев, простой тульский кузнец, наживший громадное состояние на военных поставках при Петре Первом, получил потомственное дворянство. Вот и братья-заводчики вместе с богатыми рудой землями прикупили крепостных. А чтобы Бог не серчал, задумали поставить церковь, посвященную Иоанну Предтече. Она была, в отличие от усадьбы, деревянной, и сгорела дотла в тысяча восемьсот втором году.

Гусь железный достопримечательности

Гусь-Железный: Троицкий собор, строительство

К тому времени Иван Баташов уже уехал из города, занявшись Выксунским заводом, что под Муромом. Оставшись полновластным хозяином в Гусе-Железном, Андрей тут же решил возвести на месте сгоревшей церковки нечто грандиозное. Сами масштабы будущего храма были несоразмерны маленькому городку, коим был Гусь-Железный. Троицкий собор по замыслу оставшегося неизвестным архитектора должен был вмещать тысячу двести молящихся. Огромный храм строился рекордными темпами. Уже в тысяча восемьсот двадцать пятом году, когда умер заказчик Андрей Баташов, здание было возведено до купола. Но уже тогда нижний этаж освятили, и в нескольких престолах проводились богослужения. После смерти заказчика работы прервались. Троицкий собор простоял без главы двадцать два года. Остановка в строительстве связана с многолетними тяжбами за наследство. У Андрея Баташова было последовательно три жены. Вторую супругу, Матрену, помещик попросту купил как крепостную. Дети от этого брака и судились за наследство. Потом, когда миллионы Андрея Баташова были распределены судебным порядком, работы возобновились.

Епархия касимовская

Троицкий собор: описание

Размеры храма поистине удивляют. Высота купола достигает пятидесяти метров. На другом конце крестообразной постройки к храму примыкает колокольня. Она возносится ввысь на семьдесят метров. Церковь виднеется издали, с самого Касимовского тракта. Среди равнинного рельефа и лесов Рязанской области храм выглядит эпически. Но не только размерами интересен собор, занявший место первой и самой интересной в городе с колоритным названием Гусь-Железный достопримечательности. Несмотря на то что храм был освящен в тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году по православному чину, постройка очень напоминает католический костел. Эта загадка остается неразрешенной, поскольку мы даже не знаем имени главного архитектора, которому Баташов заказал разработку плана церкви. Неясности породили огромное количество домыслов. Якобы заводчик был масоном, а может, и исповедовал католицизм. Но, возможно, правда проще и лежит на поверхности. Новоиспеченный помещик стремился прослыть «прогрессивным», поэтому и заказал постройку в модном тогда стиле неоготики. Правда, на просторах Рязанской области он слился в причудливой эклектике с классицизмом и барокко.

Престол живоначальной троицы

Внешний вид

Несмотря на свой статус приусадебного храма, церковь Троицы Живоначальной в Гусе-Железном колоссальна. Она построена из кирпича, но облицовка выполнена белым камнем. Владимирский государственный архив хранит запись, что автором здания был «знаменитый архитектор». И хоть имя его остается неизвестным, глядя на его творение, невольно соглашаешься с этим утверждением. Эта церковь не знает аналогов в России. Она немного напоминает Воскресенский собор в Почаеве (Украина), возведенный архитектором Деламотом (вторая половина восемнадцатого века). Псевдоготика проявилась в Троицком храме стрельчатыми проемами, сдвоенными колоннами, фиалами, фронтонами-закомарами граней восьмерика. Но все же в облике собора нет устремления ввысь острым куполом. Ему присущ барочный облик со сложными круглыми выступами, нишами и гранями со скошенными углами. Завершенный и ясный по форме купол роднит церковь с шедеврами эпохи классицизма.

Троицкий собор описание

Действующий храм

Троицкий собор после Октябрьской революции 1917 года постигла печальная участь многих храмов. Его ценности были реквизированы, а сама постройка долгое время (с тридцать второго года) использовалась для хозяйственных нужд. Теперь храм вновь передан верующим. Он входит в собственность Рязанской митрополии. Когда в 2011 году решением Синода была образована епархия Касимовская и Сасовская, Троицкий собор в Гусе-Железном был передан ей в подчинение.

Иконы троицкого собора

Престолы

Храм строился долго, в общей сложности с 1802 по 1868 год. Но первые богослужения стали проходить еще при жизни заказчика – Андрея Баташова. В нижнем ярусе уже в тысяча восемьсот двадцать пятом году были завершены и соответствующим образом освящены престолы: чудотворца и святителя Николая, первоапостолов Петра и Павла и Рождества Христова. В планировке храм имеет два этажа. И когда собор был полностью завершен, главным стал престол Живоначальной Троицы. От него и получил имя храм. Все, кто бывал в соборе до революции, утверждали, что его внутреннее убранство поражает воображение. Иконы Троицкого собора собирали в церковь множество паломников. Особо почитаемым был образ Марии Боголюбской. Эта икона, пожертвованная иноками одноименного монастыря, помогла городу справиться с эпидемией тысяча восемьсот шестьдесят пятого года. Паломники шли поклониться и другой святыне – напрестольному серебряному кресту с мощами Иоанна Милостивого.

Церковь троицы живоначальной в гусе железном

Другие достопримечательности города

Хоть храмом и владеет епархия Касимовская, его может осмотреть и простой турист. Сейчас богослужения проходят в нижнем ярусе (верхний находится в аварийном состоянии, ведется реконструкция деревянных элементов креплений). В собор доступ свободный, но фотографировать интерьеры нельзя. Не стоит забывать, что храм задумывался как церковь при поместье. Она и сейчас является частью Промышленно-усадебного комплекса Баташовых. Железнолитейный завод уже не действует, а в помещении усадьбы разместился детский санаторий. Но зато можно осмотреть семейный некрополь Баташовых, историческую ограду, кузницу и пять общежитий для рабочих. Но самое сильное впечатление производит каменная плотина, которая уже столько лет сдерживает три речки. Именно со стороны искусственного озера собор Живоначальной Троицы выглядит особо готично.

Как добраться

Гусь-Железный, достопримечательности которого можно осмотреть за пару часов, расположен в 270 километрах к юго-востоку от Москвы. Добраться в город на автомобиле можно по Р105 - Егорьевскому шоссе, которое соединяет столицу с районным центром, городом Касимов. Из Центрального автовокзала с интервалом в два часа туда отправляются рейсовые автобусы. Они делают остановку в Гусе-Железном. Стоимость проезда – шестьсот пятнадцать рублей в одну сторону. Но автобус добирается до места назначения за пять часов. Поэтому следует подумать о ночлеге, а в поселке городского типа найти его будет затруднительно. В Касимове, что в восемнадцати километрах от Гуся-Железного, есть гостиницы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Хотелось бы провести раскопки и найти тот злополучный цех.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.