Порог Тылдыкпень-1 и Ороктойский мост: достопримечательности Горного Алтая

Горная и норовистая река Катунь в своем стремительном течении пробивает себе путь среди каменных твердых пород. Так, в одном месте она буквально прорыла глубокий каньон. Русло реки здесь сужается до двадцати метров. А внизу шумит порог Тылдыкпень. Эта массивная груда камней еще больше сужает русло. Поскольку в пятиста метрах ниже по течению Катуни есть еще один порожистый кряж, то верхнему присвоен номер один. Этот Тылдыкпень более популярен у туристов, поскольку его украшает Ороктойский мост. Фото этой конструкции часто размещают путеводители по Горному Алтаю. Хотя сам мост довольно новый. Чем же он так заинтересовал путешественников, что к нему каждое лето отправляются в долгие походы (на внедорожниках или на рафтах по реке Катунь)? Об этом вы узнаете из данной статьи.

Ороктойский мост

Алтайские легенды о переправе через Катунь

О том, как строили мост через своенравную и бурную реку, рассказывают местные легенды. Был некогда древний богатырь по имени Сартакпай. Было ему грустно от того, что жители сел Ороктой и Чемал не могли встречаться, поскольку находились они на разных берегах. И задумал Сартакпай построить мост. Собрал огромные валуны и стал кидать их в реку – в том самом месте, где Катунь была уже всего. Но бурная река только с ревом перекатывалась через эту преграду. Так и не смог богатырь завершить свое дело. Ушел он на поиски новых подвигов, а местные жители назвали Тылдыкпеньские пороги «Воротами Сартакпая». Долгое время жители довольствовались паромной переправой. Да и сейчас на ее следы указывают подъездные дороги да столбы, к которым были привязаны тросы. В середине ХХ века был возведен первый Ороктойский мост. Он был деревянным, и его в начале девяностых во время половодья снесла бурная Катунь. Жителям Ороктоя пришлось возобновить паромную переправу.

Ороктойский мост алтай

Чем интересен Ороктойский мост

Горный Алтай богат природными достопримечательностями. Но мост, соединяющий городок Чемал с селом Ороктой, необычен. Во-первых, он подвесной. Опирается только на бетонные постаменты по берегам, а над глубоким ущельем, на дне которого бурлит река, его удерживают только тросы. Дорога через мост - единственная, которая связывает село Ороктой с внешним миром. И наконец, с этой архитектурной достопримечательности открывается прекрасный вид на Тылдыкпеньские пороги. Поскольку они квалифицируются рафтингистами третьей категорией сложности, большинство туристов, влюбленных в красоты Горного Алтая, предпочитают приехать на Ороктойский мост, чтобы сделать впечатляющие фотографии. В этом месте русло Катуни уже всего-навсего каких-то двадцать метров. Вся мощь потока уходит вниз. Говорят, что глубина реки в этом месте целых 70 метров.

Ороктойский мост горный алтай

Мост как туристическая достопримечательность

По Тылдыкпеньским порогам можно сплавиться на рафтах, каяках и катамаранах только в летнее время, когда осадков мало, и течение Катуни немного успокаивается. Почему же на Ороктойский мост не зарастает туристическая тропа? Через него пролегает множество маршрутов, как автомобильных, так конных и пешеходных. Сама подвесная форма моста довольно необычна. Многих одолевают сомнения: а выдержит ли он тяжелые машины? Но грузоподъемность моста - восемь тонн. И это при длине в 95 метров между опорами и ширине в 3. На одном берегу Катуни растет "шаманское древо". Его легко узнать по развевающимся лоскуткам ткани, которые цепляют на ветви туристы для исполнения желаний. Кроме того, если спуститься к реке по подъездным дорогам к старой паромной переправе, можно отыскать песчаные пляжи. Они являются излюбленными местами отдыха туристов. Не все решаются войти в реку, текущую по скальному коридору, чьи отвесные стены возвышаются на пять метров. Но можно отыскать природные ванны, где не ощущается течение. Они, как правило, отлично прогреваются.

Ороктойский мост фото

Как проехать на Ороктойский мост

Алтай - не место для городской машины с малым клиренсом. Дорогу дано осилить только полноприводному автомобилю. От Бийска на протяжении 150 км шоссе М-52 радует качественным асфальтовым покрытием. Но от села Усть-Сема следует свернуть на Чемал. Миновав городок, доезжаем до поселка Еланда. Здесь асфальт заканчивается. По щебенке или бездорожью нужно проехать еще километров сорок. Следуем по дорожным указателям на село Куюс. За развилкой покажется Ороктойский мост. Дорога не очень сложная. Тем более, что по пути встречаются такие интересные достопримечатльности Горного Алтая как наскальные рисунки и смотровая площадка на Долину Духов (Че-Чкыш).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.