"Фавн Барберини" – образец гомоэротического искусства

Глипотека Мюнхена с 1804 года начала собирать скульптуры, рельефы, мозаики, которые датируются архаичным периодом до времен позднего Рима. Ее коллекция включает классические эллинистические экспонаты, римские скульптуры, античные произведения в их высшем расцвете. Среди последних одно из видных мест занимает "Фавн Барберини" или "Пьяный сатир", как его еще называют.

фавн барберини

Где была создана скульптура

В 283-133 годах до н. э. в Малой Азии, неподалеку от берегов Эгейского моря, стояла мощная столица, которая называлась Пергам. В ней процветало искусство архитекторов и ваятелей. Римляне завоевали город и одноименное царство, сделав его своей провинцией. Все, что казалось им наиболее ценным, они вывезли в Рим. Среди всего прочего была фигура спящего пьяного фавна, как римляне называли сатиров, созданная примерно в 220 году до н.э. Где они разместили ее, неизвестно, зато точно известно, где и когда она была найдена.

Местонахождение

Под натиском варваров к четырехсотому году Рим ослабел. Чтобы укрепить город, использовалось все. В том числе и скульптуры. "Фавн Барберини", совершенное творение неизвестных мастеров из Пергама, не избежал этой участи. В 1620-х году его нашли неподалеку от места, где сейчас находится замок Святого Ангела. Немецкий искусствовед Винкельман предположил, что статуя принадлежала императору Адриану, поклоннику нетрадиционной сексуальной ориентации, что в те времена было очень близко к норме. "Фавн Барберини" чрезвычайно откровенно демонстрирует свои гениталии, потому его и нашли вблизи от мавзолея императора.

Куда поступил сатир

Благочестивое семейство Барберини передало фавна в коллекцию папы Урбана VIII, который происходил из рода Барберини и которому Франческо Барберини приходился дядей. Светская власть в Европе отказывалась считаться с понтификом. Его моральный авторитет был ниже всякой критики. Такой откровенной скульптуре, как "Фавн Барберини", только и было место в личной коллекции папы. Все семейство и понтифик активно покровительствовали искусствам. Так, например, они поддерживали выдающегося скульптора и архитектора Д. Бернини, создателя нового стиля барокко. Так как сатир имел многочисленные повреждения и его экспрессивная непристойная поза сближала его с эстетикой барокко, считалось, что частично его восстанавливал сам Бернини. В последующие века над его восстановлением работало немало ваятелей.

Перекупка статуи и ее копии

Перед вторым вторжением Наполеона в Италию в 1799 году его младшему брату было предложено приобрести сатира. Разгорелся судебный скандал против вывоза статуи. Особенно горячо протестовал Канова. Вопреки запрету, "Фавн Барберини" был продан в Германию. Там уже строилась глипотека, в которой ему нашли почетное место.

фавн барберини или пьяный сатир

Со статуи делались многочисленные копии. Мраморная статуя эллинистической эпохи стала очень популярной. В Лувре имеется ее копия высокого качества, которую сделал скульптор Э. Бушардон. Нашлось ей место и в России. Петергофскому Большому каскаду придает изюминку позолоченная статуя фавна в гроте.

Сатир пришел из греческой мифологии. Это лесное божество, видимо, очень древнее. Тогда эллины одушевляли все предметы: камни, деревья, животных, то есть у них процветал шаманизм. Фавн ассоциировался с плодородием в самом широком смысле, и потому огромный фаллос – его важная принадлежность. Бородатые, волосатые, козлоногие, вечно пьяные и похотливые, они преследовали нимф и менад. Норм морали для них не существовало. Их атрибутами были тирс, свирель и кожаные мехи для вина. Статуя спящего сатира совсем не похожа на фавна.

Римское божество

Благосклонный и добрый фавн – италийское божество, которое переняло черты греческого бога Пана. Фавн – горный, лесной и полевой дух, отвечающий за плодородие полей и людей. Этот лесной бог любит селиться в пещерах поблизости от ручьев, ключей – источников всяких вод. Человекообразное изображение фавна римляне переняли у греков, где все божества были антропоморфны.

Скульптура Барберини

Их фавн изображен в виде человека, что уже является отклонением от нормы. Он явно перебрал вина на пирушке. Но фавн – все равно не человек: из-за его левого бедра выглядывает хвост.

статуя спящего сатира

Статуя очень значима не только как произведение искусства, но и потому что она датируется двумя веками ранее Рождества Христова. Возможно, это греческий оригинал, а может быть, – более поздняя римская копия. Эти моменты всегда трудно определяются. Статуя была сильно повреждена. Пришлось восстанавливать правую ногу и ступню, нижнюю часть левого бедра. Скульптура предельно эротична, может быть, поэтому многие стремились купить фавна. Его ноги расставлены, он находится в пьяном полусне. Кажется, что он до предела устал. В тоже время тело фавна несколько напряжено.

мраморная статуя эллинистической эпохи

Лицо фавна очень чувственно, голова с рожками отклонена. Ваятель предельно изучил человеческую анатомию и проработал мышцы, плечи, живот. Скульптор слегка повернул все тело, усложнив свою работу. Предельный натурализм, эмоциональное состояние, изучение тела человека – вот задачи, которые стояли перед скульптором. Он положил фигуру фавна на шкуру леопарда, поставил на нее пятку фавна и свернул ее под его головой для лучшего отдыха. Эта мраморная статуя имеет все признаки произведения эллинистической эпохи.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.