Триера - это что такое?

От древнегреческих слов «триа», что означает «три», и «ерессо» – «грести» появилось название «триера». Это особый вид боевого судна, который сыграл важную роль в становлении не только кораблестроения в Средиземноморье, но и границ многих государств.

Как выглядел корабль

Мало кто из современных детей догадывается о том, что собой представляла древнегреческая триера. Это по истории редко проходят, так как внимание акцентируется на ходе и итоге боя, а не на орудии. Однако именно благодаря данному судну греки одержали множество побед нам странами-соседями. Итак, триера – это корабль до 40 метров в длину и до 6 в ширину. На носу устанавливался заостренный брус – таран, который служил боевым орудием при наступлении. Нередко на него надевали металлический наконечник, который был выкован в форме птицы или животного. 200 человек экипажа, среди которых 62 транита (гребцы верхнего ряда), 54 зигита и 56 таламитов (гребцы среднего и нижнего рядов соответственно) – именно благодаря этим людям плыла триера. Это в Древней Греции была основная мощь флота, командовал которой триерарх (в современном варианте - капитан). Также на борту находились воины и матросы.

триера это

Аналоги корабля

Идентичным судном гордились также и римляне, да и название у него мало отличалось от эллинского – «трирема». Но римский корабль был более оснащенным и, как казалось многим, более усовершенствованным. Он мог похвастаться наличием парусника и абордажного ворона. К тому же на палубе была возведена башня, где располагались стрелки, и была сооружена конструкция для метания гири. По сравнению с таким «гигантом» казалось, что триера – это просто огромная и бесполезная посудина, если бы не одно но. Греческий корабль не имел равных в быстроходности. Причина очевидна – отсутствие излишнего военного оснащения и сравнительно небольшой экипаж делали его маневренным и скоростным.

За работу, гребцы!

Как утверждают некоторые источники, эллинские триеры порой достигали скорости в 12 узлов, и нередко их разгон до максимального показателя занимал менее минуты. Такие результаты были возможны благодаря особой технике гребли и расположению весел. Порты, которые были проделаны для весел в нижнем ряду, очень близко подходили к воде. При небольшом шторме они могли оказаться полностью залитыми. Потому главной задачей гребцов-таламитов, помимо основной работы, было вовремя «запечатать» проемы кожаным пластырем. Порталы для весел у двух верхних рядов были прорублены выше ватерлинии, потому гребцы выполняли свои обязанности, не опасаясь воды. Каждый ряд имел свою высоту, но при этом все 170 весел корабля были равны – по 4,5 метра. Они входили в воду под различным углом, обеспечивая максимальную скорость. Перед отходом в море ритм всему экипажу задавал флейтист.

триера это в древней греции

Боевые качества

В античный период страны Средиземноморья не имели пассажирских лайнеров, потому как и все остальные единицы флота, триера – это боевой корабль. Его основным оружием считался остро заточенный шпиль-таран. Он использовался для нанесения ударов вражеским суднам по веслам или в борт. Благодаря тарану греки часто атаковали первыми, а после первого удара, дабы не застрять в обломках вражеского судна, применяли следующий маневр. Он назывался «проплывом» или «скользящим ударом». Подплывая вплотную к борту недруга, все гребцы триеры втягивали весла. Шпиль наносил ощутимый урон веслам вражеского экипажа, тем самым обездвиживая весь корабль. После этого можно было уже атаковать в полной мере, не опасаясь маневренности противника.

триера это по истории

Особенности триер

Выше мы уже говорили о том, что триера – беспарусное судно, движение которого обеспечивается огромным количеством гребцов. Но ради экономии потенциала и сил команды корабль был оснащен съемными мачтовыми конструкциями. При отсутствии боя, когда удавалось поймать попутный ветер, на палубе монтировали одну или две мачты. Основная была в центре судна, выставлялась всегда прямо и закреплялась с помощью натяжных тросов. Если монтировали вторую, то ее место было в носовой части корабля. Такую мачту устанавливали под наклоном, опирая ее на акростоль.

значение слова триера

Дополнительная функция судна

В 90 процентах случаев триеры участвовали в морских боях, но иногда выступали в роли пассажирских и грузовых лайнеров. До или после сухопутных боев многие воины нуждались в морской транспортировке, и длинные вместительные триеры всегда приходили на помощь. Правда, их немного модернизировали, увеличивая высоту фальшборта и укрепляя палубу. В качестве груза чаще всего перегоняли лошадей. Для них же, помимо усиления палубы, монтировали широкие сходни.

триера это

Древние греки в значение слова «триера» не вкладывали глубокий смысл, они просто назвали это судно, основываясь на его структуре и качествах. К V веку до нашей эры во флоте было свыше 400 подобных кораблей, которые возводились за счет состоятельных афинян. Они же и становились триерархами, или капитанами, тщательно отбирая людей для своей команды, в том числе и гребцов. После окончания войны триеры перегонялись в Пирею, где ожидали своего следующего выхода в большие воды, а экипаж распускался.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 9
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Могу продолжать ещё очень и очень долго! Вывод - те кто придумывал все эти весёлые сказки про древние Греции и Римы и прочие Египты с Междуречьями , в том виде что сейчас нам преподносятся, - были люди с богатым воображением, но как технари совершенно не состоятельны. Вопиюще несостоятельны в химии, металлургии и любом производстве вообще! Обидно только что всю эту дичь впаривают детям...
Копировать ссылку
0
8) Что бы построить даже такое бесполезное плавсредство, необходимо провести кучу расчётов, даже простейшую геометрию весла надо рассчитать! Может расскажите, как выглядели цифры этих самых греков, или глиняные таблички с расчётами предоставите? Без базовых знаний математики, понятием дробей, процентов, объёмных формул - сия работа невозможна в принципе!
Копировать ссылку
0
7) В бою эта посудина была абсолютно не маневренна(что очевидно из геометрии судна и конфигурации рулевых вёсел!) и бесполезна! Гребцы ничем не защищены, любая точная стрела и ритм гребцов нарушен, хода нет. Идиотская атака тараном возможна лишь в случае, если противник будет специально поджидать атакующих. В противном случае это не возможно.
Копировать ссылку
0
6) "При небольшом шторме они могли оказаться полностью залитыми. Потому главной задачей гребцов-таламитов, помимо основной работы, было вовремя «запечатать» проемы кожаным пластырем." - и потом откачать воду электропомпой! Если на сделать этого сразу, то это корыто затонет сразу! В нём нет переборок и разных палуб. А 90% судна находится выше ватерлинии!
Копировать ссылку
0
5) На каждый корабль надо было приблизительно 40 тонн высококачественной древесины. Где греки брали её? Что то лесами Греция не богата...На каждый корабль надо было несколько тонн дёгтя(ибо такие лодочки текут весьма активно!) и пеньки. Где греки брали дёготь и пеньку? Ещё гвозди, крюки и прочие необходимые мелочи...
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.