"Славута" (автомобиль): технические характеристики

«Тавролет», «Жужик», «Жужа» и еще тысячами разных слов автолюбители называли своих железных друзей, официальное название которых было ЗАЗ-110 «Славута» - поистине народный автомобиль.

История создания

Прообразом «ЗАЗ-Славута» стал автомобиль под кодовым именем «Коммунар», изготовленный в единственном экземпляре в 1970 году. Выявленные недочеты не позволили запустить массовое производство, однако местный музей пополнился неплохим экспонатом.

Неудачи не сломили боевой дух конструкторов. Создание поистине народного автомобиля было в самом разгаре.

В разные годы вышло еще несколько пробных экземпляров, но и им было удостоено место лишь в музее.

Авто «Славута» идентично «Таврии», которая вышла в массовое производство в 1988 году. Если внимательно обратиться к истории, то транспортное средство было готово десятью годами позже. Однако все разрешения, согласования, подготовка документации заняли очень долгое время.

Прообразы

«ЗАЗ-Славута» был создан на базе двух автомобилей. Как уже было сказано чуть выше, это двухдверная «Таврия» и пятидверный универсал «Дана». Именно от них взяты практически все элементы.

«Славута» - автомобиль, который, как и «Дана», дебютировал в 1995 году (хотя опытные экземпляры появились еще в 1992-м). Однако бюрократические проволочки и банальное отсутствие финансирования отодвинули сроки начала массового производства. Кто знает, увидел ли свет четырехдверный автомобиль, если бы не введенные в конце девяностых заградительные пошлины для иностранных транспортных средств.

Производство

17 марта 1999 года стал днем старта массового производства автомобиля «Славута». Украина может гордиться данным событием, ведь за много лет это единственное транспортное средство, которое было спроектировано и создано полностью, начиная от чертежей, заканчивая резиной и стеклами.

славута автомобиль

За двенадцать лет производства с конвейера сошло 140 000 экземпляров, подавляющее большинство из которых осталось на внутреннем рынке.

Технические характеристики

Основной частью автомобиля, конечно же, является двигатель. «Славута» предлагалась на выбор с различными модификациями силового агрегата.

Первые продажи начались с карбюраторным двигателем объемом 1,1 литра и мощностью в 51 лошадиную силу, с максимальным крутящим моментом в 78,5 Нм. Через год покупатели смогли приобрести уже 1,2 л с 58 л. с. А счастливчики выбирали двигатель объемом 1,3 л и мощностью почти в 63 л. с.

заз славута

В 2002 году появились чуть более мощные инжекторные модели 1,2 и 1,3 л – максимально 66 л. с. С 2006 года в Украине были ужесточены экологические нормы, и карбюраторные моторы прекратили выпускать.

Все двигатели – четырехтактные, рядные и имели четыре цилиндра.

Немаловажным значением является длина транспортного средства «Славута» – автомобиль имел стандартное значение для всех модификаций - 3,98 м. Ширина – 1,578 м, высота – 1,425 м.

Многие восхищались высоким клиренсом машины «Славута». Автомобиль возвышался над землей почти на шестнадцать сантиметров. Вышины просвета вполне хватало для сносной езды и по городским ямам, и по сельскому бездорожью.

Что немаловажно, так это масса машины «Славута» - автомобиль весил всего около девятисот килограмм.

Тип кузова – лифтбек. Пятая дверь открывалась полностью, вместе с задним стеклом. При таких размерах (до 740 литров) в автомобиле без проблем можно было перевозить даже габаритные вещи.

славута украина

Топливный бак автомобиля мог вместить в себя тридцать девять литров бензина. Дизельная версия так и не была выпущена, хотя ходили слухи о возможной установке и такого типа двигателя.

Система охлаждения – жидкостная.

Полное открытие термостата – при девяносто пяти градусах.

Напряжение в сети – стандартное для легковых автомобилей – двенадцать вольт.

Выхлопная труба располагалась слева. Автомобиль был оснащен резонатором и глушителем.

Ходовая часть:

  • передняя подвеска – независимая «Макферсон»,
  • задняя – полунезависимая.

двигатель славута

Рулевое управление – реечное, без усилителя. Данный узел имел ресурс около 60 000 км пробега, после чего его заменяли на новый, цена на который более чем демократична.

Заводской размер шин – 155/70/R13.

Тормоза:

  • спереди – дисковые;
  • сзади – барабанные.

Коробка передач – исключительно механическая. Нарекания на нее были лишь в нечеткости переключения. Зато ресурс нередко был выше, чем у двигателя.

Против

Единственный полностью созданный в Украине автомобиль имел огромное количество как поклонников, так и противников.

ЗАЗ-1103 продавался чуть ли не на каждом шагу. Не только автосалоны и отделения банков пестрели объявлениями о продаже – даже в почтовых отделениях с плакатов посетителей призывали к покупке.

запчасти на заз 1103 славута

Существовало всего две модификации – стандарт и люкс. В топовой версии имелся тахометр, встроенный в более расширенную приборную панель. На этом различия и заканчивались. Двигатель обычно хорошо слышался в салоне, поэтому наличие тахометра для опытных водителей было совершенно необязательно.

авто славута

Откровенно слабыми местами были термостат и топливный насос. Первая деталь частенько выходила из строя. Более года «родной» термостат не эксплуатировался. За сезон автомобилисты меняли его до четырех раз. Топливный насос иногда перегревался, особенно летом, и переставал выполнять свою функцию. Поездку можно было продолжать только после остывания. В редких случаях откручивался верхний болт и насос мог начать пропускать бензин.

Клапанная крышка иногда переставала плотно прилегать в процессе эксплуатации, вследствие чего наблюдалась утечка масла.

Опытный «Славутовод» всегда возил с собой запасной тросик сцепления – он имел нехорошую особенность рваться в самое неподходящее время.

Автомобиль имел не очень удовлетворительную оценку по краш-тестам. Дополнительную угрозу создавало запасное колесо, которое инженеры почему-то решили разместить под капотом. Эксперты рекомендовали незамедлительно переместить его в багажный отсек после приобретения автомобиля.

Отсутствие кондиционера не могло не повлиять на снижение комфорта в жаркие летние дни. Инженеры так и не поставили этот агрегат в автомобиль, хотя не раз обещали это сделать.

За

И все же, несмотря на многие «детские» болезни, «Славута» остается одним из самых любимых автомобилей. Доступная цена, легкое управление, низкий расход топлива, высокая проходимость и неприхотливость помогли найти своего покупателя как в городе, так и в сельской местности.

Самое главное, чем привлекал автомобиль, – более чем доступная цена. Базовая комплектация стоила немногим более трех тысяч американских долларов.

В то же время ЗАЗ старался удовлетворить эстетические пожелания потребителей и выпускать автомобили разных цветов. Наиболее часто на улицах можно встретить белые, серые, синие и красные модели.

Отдельно стоит отметить, что запчасти на ЗАЗ-1103 «Славута» были очень доступны и их стоимость была крайне низкой, впрочем, как и качество.

Несмотря на отсутствие гидроусилителя, руль был на удивление легким. Даже представительницы прекрасного пола могли с легкостью выкрутить «баранку», выезжая с парковки.

Переднеприводный автомобиль стал первой машиной для многих украинцев. Ремонтировать «Славуту» было несложно, и частенько автовладельцы занимались данной нехитрой процедурой самостоятельно в гараже или просто во дворе.

Место в истории

В 2011 году «1103» окончательно ушел в историю. На смену «Славуте» пришли гораздо более дорогие китайские аналоги. Окончилась целая эпоха в украинском автомобилестроении.

Многие автолюбители с ностальгией вспоминают легендарную машину и с радостью бы задумались о приобретении, будь на сегодняшний день такая возможность.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.