Эквивалент. Закон эквивалентов в химии

Химические реакции, их сущность и механизмы - одна из фундаментальных основ современной науки. Познание законов взаимодействия веществ позволяет человеку синтезировать новые соединения и материалы, необходимые для прогресса цивилизации. Давайте разберемся в одном из ключевых понятий химии - законе эквивалентов.

История открытия закона эквивалентов

Закон эквивалентов был сформулирован в конце XVIII века на основании экспериментальных данных о реакциях нейтрализации кислот и оснований. Однако путь к его открытию был долгим.

В 1755 году русский ученый М.В. Ломоносов выдвинул гипотезу о сохранении массы веществ в химических реакциях. Это положило начало количественному изучению химических превращений.

Важным этапом стало установление в 1794 году французским химиком Ж. Прустом закона постоянства состава химических соединений. На его основе английский ученый Дж. Дальтон сформулировал в 1803 году закон кратных отношений, согласно которому элементы вступают в соединения в простых целочисленных пропорциях.

Однако по-прежнему оставался открытым вопрос о количественных соотношениях между веществами в химических реакциях. На него в конце XVIII века попытались ответить немецкие ученые К. Венцель и И. Рихтер, проводившие опыты по взаимодействию кислот и оснований. В 1792 году Рихтер сформулировал закон эквивалентов, согласно которому вещества реагируют друг с другом в эквивалентных количествах.

Однако в то время закон эквивалентов не получил широкого признания, поскольку большинство ученых отвергали атомистическую теорию строения вещества, на которой он базировался. Лишь в XIX веке после работ Гей-Люссака, Авогадро и Менделеева этот фундаментальный закон химии был окончательно подтвержден.

Сущность закона эквивалентов

Чтобы понять смысл закона эквивалентов, необходимо рассмотреть некоторые ключевые определения.

• Эквивалент вещества - это такое количество вещества, которое вступает в реакцию с определенным количеством другого вещества, например с 1 молем атомов водорода.
  • Молярная масса эквивалента - масса 1 моля эквивалента вещества.
  • Фактор эквивалентности - число, показывающее, какая часть молекулы или иона вещества эквивалентна 1 молю атомов водорода.

Теперь можно сформулировать закон эквивалентов:

Вещества реагируют друг с другом в эквивалентных количествах.

Это означает, что если в реакцию вступает определенное количество молей одного вещества, то другого вещества потребуется столько же молей эквивалента. Например, 1 моль HCl эквивалентен 1 молю NaOH, а 1 моль H2SO4 эквивалентен 2 молям NaOH.

Таким образом, зная эквиваленты и молярные массы реагентов, можно рассчитать их необходимые количества для протекания реакции.

Однако закон эквивалентов справедлив только для стехиометрических количеств веществ, участвующих в реакции. При избытке одного из реагентов соотношение эквивалентов нарушается.

Портрет химика в лаборатории. Он титрует ярко-фиолетовый раствор.

Закон эквивалентов в химии

Закон эквивалентов является одним из фундаментальных законов химии, позволяющих установить количественные соотношения между реагирующими веществами.

Он базируется на следующих положениях:

• Закон сохранения массы.
  • Закон постоянства состава.
  • Закон кратных отношений.
  • Атомно-молекулярное учение.

Таким образом, закон эквивалентов неразрывно связан с другими фундаментальными законами химии и является важной частью химической науки.

Применение закона эквивалентов в аналитической химии

Одна из важных областей применения закона эквивалентов - аналитическая химия, в частности титриметрический анализ. Знание эквивалентных масс позволяет рассчитать необходимые для анализа объемы титранта и анализируемого вещества.

Например, для определения массовой доли хлорид-ионов в растворе его титруют раствором нитрата серебра. По известным эквивалентным массам хлорид-ионов и ионов серебра рассчитывают нормальную концентрацию растворов и строят кривую титрования.

История применения закона эквивалентов

После открытия в конце XVIII века закон эквивалентов долгое время не находил практического применения из-за господства устаревших теорий в химии.

Ситуация изменилась в XIX веке с развитием атомистической теории и количественных методов анализа. Эквивалентные массы стали использоваться для расчетов в аналитической и технической химии.

Особенно важную роль закон эквивалентов сыграл в становлении объемного анализа, позволив установить количественные закономерности реакций между растворами реагентов.

Широкий вид современной химической лаборатории с роботизированным оборудованием.

Ограничения закона эквивалентов

Несмотря на широкое применение, у закона эквивалентов есть важные ограничения:

• Он справедлив только для стехиометрических соотношений реагентов.
  • Не учитывает скорости реакций и химическое равновесие.
  • Не применим для реакций с участием электролитов в растворах.
  • Не отражает природу химической связи и механизмы реакций.

Поэтому закон эквивалентов должен рассматриваться лишь как первое приближение к количественному описанию химических превращений.

Закон эквивалентов и периодическая система

Открытие Менделеевым периодического закона химических элементов позволило установить определенную закономерность в изменении эквивалентных масс элементов.

В пределах малых периодов с увеличением заряда ядра эквивалентные массы элементов уменьшаются. А в главных подгруппах эквивалентные массы увеличиваются с ростом заряда ядра.

Знание закономерностей изменения эквивалентных масс помогает прогнозировать химические свойства элементов в периодической системе.

Современная трактовка закона эквивалентов

В настоящее время закон эквивалентов трактуется на основе представлений о строении атомов и молекул.

Согласно современным представлениям, эквивалент вещества - это такая часть молекулы или иона, которая соответствует одному иону водорода или одному электрону в окислительно-восстановительной реакции.

Количественные соотношения реагирующих веществ объясняются равенством числа вступающих в реакцию электронов, ионов, радикалов с обеих сторон уравнения реакции.

Закон эквивалентов и химическая связь

Фактор эквивалентности вещества определяется особенностями электронного строения его атомов и типом химической связи в соединениях.

Чем больше атом отдает электронов при образовании связи или чем выше его степень окисления, тем меньше фактор эквивалентности. Знание типов химических связей позволяет предсказать возможные значения эквивалентных масс веществ в реакциях.

Проблемы определения эквивалентности

Определение эквивалентности веществ в разных реакциях нередко вызывает сложности:

• Фактор эквивалентности зависит от условий протекания реакции.
  • Для одного вещества возможно несколько значений эквивалентности.
  • Эквивалентность может меняться в ходе поэтапных превращений.

Поэтому необходимо учитывать особенности каждой конкретной реакции и избегать механического подхода к определению эквивалентных масс.

Перспективы развития закона эквивалентов

Несмотря на длительную историю, закон эквивалентов не утратил своего значения и в наши дни.

Перспективными направлениями его развития являются:

• Применение в нанотехнологиях для расчетов реакций с участием наночастиц.
  • Использование в компьютерном моделировании химических процессов.
  • Уточнение эквивалентных масс веществ с учетом новейших теорий химического строения.
Некорректная запись числа Авагадро: Авагадро: NA = 6,02214179(30)•1023 (последние 4 цифры следует читать, как число 10, возведенное в 23-ью степень).