Плутоний-238: производство в России, фото, характеристики, применение

Плутоний-238 – исключительно опасное вещество. Оно применяется в строительстве космических объектов и создании ядерных бомб. В промышленности его получают только в ядерных реакторах. До перестройки в СССР Соединенные Штаты занимались производством изотопа на своей территории.

плутоний 238

Производство плутония-238 для США

Чтобы производить плутоний-238, было необходимо выполнять очень трудоемкую и грязную работу. На 150 кг готового плутония приходилось целых 50 тысяч контейнеров с отходами. Эра президента Горбачева отличилась альтруизмом. Перестроечная элита решила, что негоже засорять земли братьев-американцев. С 1988 года плутоний-238 производился только в России.

В 1992 году производственное объединение под названием «Маяк» подписало договор на поставку в Америку целых пяти килограммов вещества, известного как плутоний-238. Производство в России расположено в далеком городе Озерске, более известном как Челябинск-40. Прибыль от данного контракта оценивалась в сумму порядка 6 миллионов долларов. Количества произведенного плутония могло бы хватить на запуск от 3 до 6 спутников с ядерными установками. Многие исследователи полагают, что фактически все подобные запуски Америки после развала Советского Союза происходили только на произведенном в России изотопе.

плутоний 238 производство в россии

Сотрудничество или подлость?

В начале 20 века произошел небольшой, но все-таки показательный скандал. Дело в том, что Соединенные Штаты использовали спутники с ядерными установками для шпионства за Россией. Сделаны они были на российском же изотопе. Несмотря ни на что, производство плутония-238 не остановилось, а поставки в Америку продолжались. Кроме того, уже к 2003 году между российской компанией «Техснабэкспорт» и Американским представительством был заключен договор на обеспечение диоксидом этого изотопа.

Однако тот плутоний-238, что производился на территории России, уже не удовлетворял ненасытный американский аппетит. Ведь Штатам было необходимо начинать разработку ПРО в космическом пространстве. Поэтому они решили заново начать производство изотопа у себя.

производство плутония 238

Причины производства изотопа Америкой

Программа по выработке изотопа была рассчитана Штатами на 30 лет, во время которых предполагалось произвести порядка 158 кг этого опасного вещества. Как российские, так и иностранные средства массовой информации успели обратить внимание на тот факт, что это происходит впервые после окончания холодной войны со Штатами. Так или иначе, этот старт производства связывают с возможными военными программами Штатов в космическом пространстве. Не добавляет спокойствия и тот факт, что начало производства изотопа по времени совпадает со стартом разработок противоракетной обороны.

Разные страны, разные цены

Интересно, что по условиям договора с российской компанией «Техснабэкспорт» цена одного килограмма изотопа составляет 1 млн долларов. В то время как Америка выделяет в сто раз больше средств на плутоний-238. Производство в России все это время происходило по демпинговым ценам – таков неутешительный вывод. В российском обществе высказывались разные мнения по поводу такого «сотрудничества» со Штатами. В Федеральном агентстве по атомной энергии считают, что эти продажи так или иначе выгодны и необходимы для экономики. Кроме того, Россия может продавать плутоний-238 в 32 страны всего мира. Чем объясняется такой спрос и зачем нужен этот изотоп?

плутоний 238 характеристики

Плутоний-238: применение

На самом деле этот изотоп является побочным продуктом плутония-239. А он, в свою очередь, выступает главным компонентом в составе ядерного оружия. В эпоху холодной войны, которая и послужила причиной космической гонки, с какой-то стороны это было очень удобно. Например, плутоний-239 производился в Южной Каролине для создания ядерных бомб. А его побочный продукт отдавался для производства космических спутников и зондов. После того как производитель в Южной Каролине под названием «Саванна-Ривер» был закрыт, Штаты начали закупать изотоп у России.

Плутоний-238 – это идеальное топливо, используемое для космических исследований. Его излучение является радиоактивным. Но, находясь в другом материале, изотоп относительно безопасен. Например, часто плутоний-238 заключают в иридиевые гранулы. Они светятся красным светом, и от них исходит большое количество тепла. Пока иридиевые гранулы сохраняют целостность, изотоп является безопасным. Гранулы помещают в особые генераторы, которые способствуют превращению тепла в электричество. Благодаря этому космические спутники до сих пор исследуют космические просторы, ведь процесс выработки электричества таким образом может длиться целыми десятилетиями.

плутоний 238 применение

Современные запасы плутония-238

По многим данным, на Земле запасы этого вещества стремительно уменьшаются. Недавно в американском журнале Nature была опубликована статья, согласно которой сейчас у NASA осталось всего лишь 35 кг изотопа. И в качестве топлива может использоваться только половина из всего этого количества. Планируемый полет на Марс уже заберет 5 кг плутония-238. Россия также в настоящий момент больше не продает этот изотоп. Возможно, у нас он тоже на исходе.

Катастрофические риски при использовании изотопа

Не так давно американскими военными был сбит космический спутник. Сделали это якобы для того, чтобы предупредить его неподконтрольное падение. Пентагон сообщил, что спутник весом в 5 тонн рассыпался на три тысячи осколков над Тихим океаном. Каждый из осколков по своим размерам был примерно сравним с футбольным мячом. На борту шпионского спутника было порядка 500 кг гидразина – ракетного топлива, которое обладает высокой токсичностью. А также в нем было некоторое количество изотопа плутония-238 – точные цифры Пентагон не сообщил.

Угроза для всего человечества

Но на самом деле одной из самых опасных угроз для всей земли является изотоп плутоний-238. Характеристики его таковы, что всего лишь 450 граммов этого вещества способны вызвать рак у всего человечества. Период полураспада плутония-238 составляет порядка 90 лет. Так что эти «футбольные мячи» еще долго будут отравлять планету и ее обитателей.

Однако это далеко не первый в истории ядерный удар со стороны космоса. За все время космических исследований было запущено 49 спутников с ядерными установками. 36 из них запущены Россией и Советским Союзом, 13 – Штатами. Сейчас на орбитах на высоте от 800 до 1000 км находятся 50 спутников с ядерными фрагментами. Чтобы не оставить потомкам человечества в качестве "наследства" ядерную смерть, доктор технических наук Хусейн Чеченов предлагает заменить плутоний-238 менее опасным ураном-235.

Угроза, к счастью, миновавшая Россию

Осенью 2016 года уже ожидалось падение американского спутника под названием UARS, который, по счастливой случайности, пролетел мимо. Предполагалось несколько дат падения объекта – сначала это было 17 сентября, затем – 23-е. В новостях по каким-то причинам не было сказано, что фактически это даже не спутник, а самая настоящая ядерная бомба. Скорее всего, это было сделано, чтобы не распространять панику среди населения. Ведь этот спутник наполнял плутоний-238. Фото космического объекта позволяет предположить, что размеры UARS сопоставимы с размерами троллейбуса.

плутоний 238 фото

По прогнозам NASA, он должен был упасть в средней полосе России. Если бы это действительно произошло, в течение нескольких дней порядка 300 тыс. человек в Москве могли бы умереть от отека легких. Но UARS по какой-то причине задержался и упал на землю лишь 24 сентября, рухнув в воды океана недалеко от Канады. Плутония-238 в нем было порядка 30 кг. Канаду уже не первый раз посещает смертоносный космический спутник. В первый раз правительству удалось сбить приближающийся объект на подлете к континенту, и он также упал в океан.