Вертолетный завод (Казань): история, описание, фото, адрес

ПАО «Казанский вертолетный завод» (Казань) – одно из ключевых предприятий холдинга «Вертолеты России». Продукция этого предприятия составляет существенную часть его поставок. Кроме того, КВЗ разработал и довел до серийного производства новый тип машины – легкий вертолет «Ансат».

Казанский вертолетный завод Казань

Историческая справка

История предприятия неразрывно связана с ленинградским авиазаводом № 387. С началом войны его эвакуировали в г. Казань. Завод вертолетный был реорганизован в 1951 году, когда в столице Татарской Республики наладили выпуск первых в СССР винтокрылых машин Ми-1. С 1954 здесь производили Ми-4, а с 1965 – легендарный Ми-8.

Вертолетный завод (Казань) в 1970 году стал орденоносным – за достигнутые ранее успехи и разработку уникального вертолета-амфибии Ми-14 коллектив отмечен орденом Октябрьской революции. В 1980 предприятию вручили премию «Золотой Меркурий».

Новая эпоха

Начало 90-х (время распада СССР) стало тяжелым для завода. Процесс акционирования, нехватка оборотных средств, потеря части рынка сбыта могли привести к остановке производства. Однако слаженность коллектива, талант конструкторов и руководителей поспособствовали выходу из кризиса. Именно в этот период начался первый этап технического перевооружения. Приобретение импортного металлорежущего оборудования позволило повысить точность обработки деталей и собирать конструкции со сложной геометрией.

В 1993 вертолетный завод (Казань) начал проектирование многопрофильного легкого вертолета «Ансат». Кстати, это был единственный случай разработки новой необкатанной модели летательного аппарата в 90 годы. Казанцы рискнули, поставили на кон авторитет предприятия и довели проект до серийного производства. Сегодня «Ансат» - единственный отечественный геликоптер данного класса.

вертолетный завод Казань

Продукция

В полном вооружении встретил 2000-ные вертолетный завод. Казань стала одним из ведущих мировых центров производства винтокрылых аппаратов различного типа. Здесь собирают модели гражданского, служебного и военного назначения:

  • Многоцелевой вертолет Ми-17 среднего класса.
  • Его модификации Ми-171В (специализированные, медицинские и т. д.).
  • Ми-17В5 (транспортный, спасательный).
  • Ми-172 (пассажирский).
  • "Ансат".
  • Многоцелевой Ми-38 среднего класса.

г Казань завод вертолетный

Гордость предприятия

Все же любимым детищем заводчан является их оригинальная разработка – вертолет «Ансат» легкого класса. Более десятилетия шла шлифовка его облика, проводились многочисленные консультации с ответственными ведомствами и потенциальными потребителями. Если в 90-х у страны не хватало средств для закупки новых образцов высокотехнологичной авионики, то в середине 2000-х наметился прогресс.

В 2005-м Казанский вертолетный завод на выставке МАКС представил опытный образец маневренного боевого легкого вертолета «Ансат-2РЦ». Машина понравилась, но конкуренция в сфере военной техники в России высока. Упор сделали на гражданскую версию, которой так не хватает в стране. В 2013 году состоялась сертификация грузопассажирской модификации с механической системой управления.

Сегодня программа «Ансат» развивается в военном и гражданском направлениях. Вертолет учебный «Ансат-У» уже приобретается МО России для обучения курсантов летных училищ и поставляется серийно по контракту. Гражданская версия вертолета прошла сертификацию поэтапно в 2013-2015 годах. Причиной задержек стала установленная на «Ансате» комплексная (электродистанционная) система управления. Она оказалась слишком инновационной. Вертолетный завод (Казань) здесь оказался первопроходцем. По крайней мере, если взять 90-е (первый прототип «Ансата» создан в 1997 году), то казанцы были пионерами в мире по внедрению этой системы.

На мировом рынке подобных моделей очень много (вертолеты Eurocopter, например). Но у гражданской версии «Ансата» конкурентные преимущества те же, что и у вертолета типа Ми-8/17. Прежде всего это соотношение «цена-качество».

вертолетный завод Казань фото

Модернизация производства

Вертолетный завод (Казань), фото которого впечатляет, продолжает развиваться. B сентябре 2015 года на КВЗ открылся агрегатно-сборочный корпус, предназначенный для моделей Ми-38, Ми-8/17 и «Ансат». Он был создан в рамках проекта модернизации завода, стартовавшего в 2008 году. В новом помещении расположили несколько зон сборки фюзеляжей всех трех типов. Там же производится детальная сборка и установка обшивки, силовых элементов, прочих узлов фюзеляжа. Благодаря вводу корпуса в эксплуатацию на КВЗ планируют добиться большей производительности и улучшить качество.

Раньше сборочные зоны размещались на двух отдельных территориях. Их объединение в одном корпусе значительно снизило логистические издержки. Соответственно, сократилось время, затрачиваемое на сборку вертолетов. Объем производства увеличился, ускорились поставки готовых машин потребителям.

Новый корпус выделяет уникальная дождевальная камера, спроектированная для испытания фюзеляжей на герметичность. Имея замкнутый контур, в котором циркулирует вода, камера способна имитировать дождь любой силы. Для проверки одного фюзеляжа требуется до 9 м3 воды. Корпус оснащен звукоизоляцией, минимизирующей проникновение шумов наружу. Все необходимые чертежи на площадку передаются по безбумажной технологии через компьютерные терминалы.

вертолетный завод Казань адрес

География поставок

Вертолеты КВЗ летают более чем в 100 странах мира. Это страны Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки. Рынки, на которых казанская техника представлена меньше, - Западная Европа, США, Канада. Каждый год, в зависимости от количества контрактов, геликоптеры поставляются в 4-8 стран. Доля экспорта в продажах составляет около 80%.

Особые надежды у КВЗ на вертолет «Ансат». Гражданская версия ориентирована на все традиционные рынки. Это Россия, страны СНГ, Юго-Восточная Азия, Африка, Южная и Латинская Америка. Заявки подают как отечественные коммерческие структуры, так и зарубежные. Первыми из иностранных партнеров «Ансаты» закупили китайцы. Отдельная разработка - военная учебно-патрульная модификация «Ансат-У». ВВС уже приобрела 40 единиц, ожидаются контракты от стран-партнеров – Беларуси и Казахстана.

Вертолетный завод, Казань: адрес

Предприятие занимает около 2 км2 в западной части города. ПАО «Казанский вертолетный завод» располагается по адресу: 420085, Республика Татарстан, город Казань, улица Тэцевская, 14.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.