Александр Бренер: биография, выставки, публикации

О нем говорят как о сумасшедшем, не знающем меры, креативщике с шизой, чудике со странными замашками. Его называют поэтом-радикалом, отморозком, художником-хулиганом, скандалистом, а также мастером перформанса. Все это Александр Бренер. А еще это вольный художник, поэт, лидер московского акционизма и писатель. Сам же себя наш герой называет политическим активистом, чьи взгляды понятны далеко не всем. Подробнее об этом сумбурном персонаже с необычайно радикальным взглядом на общественную жизнь рассказываем далее.

Несколько слов о рождении и родине

Как ни странно, но именно в приличных и культурных семьях рождаются самые скандальные личности. Возможно, причиной всему определенные запреты и правила, которые в силу обстоятельств они обязаны соблюдать. Однако со временем нежелание им подчиняться перерастает в настоящий протест, который очень часто выносится на всеобщее обозрение. Ярким примером тому и является Александр Бренер. Биография его начинается с рождения в 1957 году. Художник и писатель появился на свет в одной из советских больниц Алма-Аты.

александр бренер

Родителями вольного художника были преподавательница русской литературы и профессор. Они придерживались строгих правила морали, не любили выделяться среди других и считали себя достойной ячейкой общества. Вот только Александр Бренер не пошел по их стопам. Наоборот, с самого детства внутри него в буквальном смысле бурлило чувство протеста, которое он до поры до времени старался сдерживать изо всех сил. Позднее он поддастся воле эмоций, которые через край выпустит наружу.

Первое соприкосновение с тонким искусством

Впервые с художественным искусством Александр Бренер столкнулся в семилетнем возрасте. В это время ему удалось увидеть за работой Сергея Ивановича Калмыкова, который на одной из улиц Алма-Аты рисовал с натуры. В то время говорили, что этот человек был не просто живописцем, но и своего рода модельером, так как самолично переделывал для себя костюмы из театральной студии. Из-за этого они были слишком яркими и непохожими на другие. Как напишет позднее о нем Александр Бренер, это стала их судьбоносная встреча, которая изменила мировоззрение героя и заставила его посмотреть на мир совершенно другими глазами.

Получение образования

После окончания средней школы Александр Бренер (художник и мастер скандального искусства) поступил в Казахский педагогический институт имени Абая. Здесь он окончил филологический факультет, который предрекал ему карьеру учителя, воспитателя или педагога. Но нет, такие перспективы совсем не устраивали нашего героя. Ему всегда хотелось большего.

александр бренер художник

Однако, следуя наставлениям матери, в 1978 году он все же поступил в Ленинградский государственный педагогический институт имени Герцена на филологический факультет. Впрочем, путь филолога так и не избрал наш Александр Бренер. Архитектор с таким именем, но двойным «нн» в фамилии, к слову сказать, в отличие от этого героя пошел по стопам родственников. В итоге в 1990 году он создал собственную компанию в Штутгарте и сегодня радует своих клиентов уникальными и максимально соответствующими облику города особняками. В общем, в отличие от преуспевающего тезки наш Бренер отклонился совсем в другое русло, не приносящее особой прибыли.

Кардинальный поворот в жизни и отъезд в Израиль

После окончания вуза он долгое время не мог найти работу. Его постоянно что-то не устраивало. А возможно, что наш герой никак не мог найти себя. После безнадежных поисков, а также от безденежья и скуки он временно переезжает в Израиль. Именно здесь Александр Бренер (художник) организовывает одну из первых своих выставок. В 1989 году она проходит в Доме художника (Иерусалим). В это время была организована так называемая групповая выставка, в которой принимали участие молодые дарования из разных стран. Ровно через год аналогичная выставка состоялась в Dead-end Gallery (Тель-Авив).

Работа в еженедельнике «Бег времени» и первые сумбурные чувства

За время своего пребывания в Израиле Александр Бренер, фото которого можно найти в этой статье, успел не только поработать, но и приобрести себе довольно незавидную славу. Так, сначала ему досталась должность одного из журналистов скандального еженедельника «Бег времени». Там он считался одним из ведущих художественных критиков и вел свою информационную колонку.

александр бренер жития убиенных художников

И все вроде бы у него получалось, но чего-то снова не хватало. И это что-то в буквальном смысле грызло и беспокоило нашу творческую личность. Художников и поэтов порою очень трудно понять. Сложно было оценить вменяемость и поступки человека, который каждую свою акцию преподносит как некий скандал. Кстати, как оказалось, это было своеобразным искусством, пользующимся огромной популярностью за рубежом.

Самые ранние перформансы героя

В один прекрасный момент это неописуемое и сумбурное чувство подвигло нашего героя к проведению необычной акции. Свое творение он назвал «Великий нищий Ку-Клукс-Клана». Действие, в котором принимали участие будущая супруга художника Людмила и их общий друг Роман Баембаев, происходило в полдень. Оно заключалось в следующем:

  • На угол улиц Дизенгоф и Фришман в Тель-Авиве (где находился небольшой книжный магазин) трое участников принесли большой ящик (его габариты: 87 х 75 х 240 см).
  • Ящик обернули оберточной бумагой и проделали в нем небольшие отверстия.
  • Внутрь ящика был помещен Александр.
  • Роман Баембаев присел на небольшую скамеечку, находящуюся рядом.
  • Возле него положили шляпу, где символично лежала одна небольшая бумажная купюра и немного мелочи.
  • Людмила занималась фотографированием данного публичного представления и стояла в стороне.

александр бренер биография

В общей сложности Александр Бренер, стихи которого такие же креативные, как и он сам, находился в коробке один час сорок минут. При этом большую часть времени он просто стоял молча и не издавал никаких звуков. А в последние 20 минут он прыгал, расшатывал коробку, бил по ней руками и издавал странные вопли. Неизвестно, сколько бы времени это еще продолжалось, если бы не случайный прохожий. Видимо, не оценивший всю прелесть скандального искусства молодой человек подошел к коробке и разорвал ее. Александр освободился, собрал запчасти от своего заточения и вместе с другими участниками молча отправился к выходу.

Показательное выступление странной троицы

Не успели еще жители Тель-Авива опомниться от предыдущего шедеврального выступления, как их ждал новый сюрприз. На этот раз креативная троица отправилась на угол улиц Дизенгоф и Гордон. Было это примерно в 11 часов дня. В руках участников представления были табуреты и свернутые транспаранты. Дойдя до конечного пункта своего назначения, мужчины присели на стульчики, а дама осталась стоять. При этом они одновременно развернули плакаты, на которых красовалась надпись: «Не забывайте итальянских летчиков!»

Спустя некоторое время Людмила достала пастельные мелки марки «Панда» и стала ими рисовать, окрашивая уши своих спутников в цвета итальянского флага. Затем странное трио сдвинулось с места и вышло на самую середину дороги по улице Дизенгоф. После этого Роман Баембаев усадил Александра к себе на плечи, а Людмила пошла рядом. Так они двигались, периодически меняясь местами, и несли друг друга до самого центра улицы Дизенгоф.

Акция в честь писателя Андрея Монастырского

Вопиющим скандалом запомнилась необычная акция Романа Баембаева и Александра Бренера. Ее они посвятили известному российскому писателю и поэту, теоретику искусств и вольному художнику Андрею Монастырскому. Двое участников приехали на машине утром на площадь Дизенгоф. С собой у них был большой транспарант желтого цвета, размер которого составлял 1 х 12 м. На нем были написаны следующие цифры: 48613970 2258 40023 614 783420945. Каким образом Андрей Монастырский связан с ними и что таким образом хотели выразить участники? Об этом остается только гадать. Однако повешенный высоко между деревьями транспарант был снят разъяренными людьми из местного муниципалитета в Тель-Авиве. Говорят, что провисеть ему удалось всего 5 часов.

По словам же самих представителей муниципалитета, это была возмутительная акция, вызвавшая негодование властей. А все дело в том, что вышеупомянутые цифры были интерпретированы как номера на одежде заключенных, пребывавших на территории концлагерей во время холокоста.

Возвращение и активная деятельность в Москве

После 1990 года Бренер Александр Давидович решает вернуться в Москву. Здесь он проявляет себя не только как художник, но и как поэт, теоретик и культурный критик. А возможно, что в Тель-Авиве просто надоели его выходки, или кто-то не оценил скандальное искусство нашего автора. Одним словом, он вернулся и, слегка набравшись сил, возобновил свою далеко не всем понятную деятельность.

александр бренер о скандале в искусстве

Так, при его участии члены группы «Э.Т.И» и Анатолий Осмоловский делают незабываемый перформанс прямо перед Ленинским Мавзолеем. Там они раздеваются наголо и своими телами выкладывают неприличное слово из трех букв. Бренер активно посещает выставки и прочие мероприятия, на которые частенько приходит в сопровождении художника Кулика, которого держит в наморднике или ведет на поводке. Вот такой креативный и непредсказуемый Александр Бренер. «Жития убиенных художников» – одно из ранних его творений, о котором мы расскажем ниже.

О чем идет речь в «Житиях»?

В своем произведении, которое назвал Александр Бренер «Жития убиенных художников», он описывает себя, делится мыслями и рассказывает о всех своих знакомых в арт-среде. При этом он в буквальном смысле насмехается над ними, делает едкие комментарии и даже дает им обидные прозвища. Например, Дмитрия Гутова он называет «Прогрессивным пургеном», Анатолия Осмоловского – «Председателем Ревбазара», Бакштейна – «Подгузником Гройса» и т.д. Здесь же он описывает и авторов, которые ушли из жизни. Он сравнивает их идеальные творения с «бездарными работами» их последователей из современности.

В данной книге некоторые фамилии и имена художников умышленно написаны с маленькой буквы. При этом между явными нападками автора на представителей изобразительного, реже писательского искусства он дает дельные советы. Также в некоторых главах повести очень подробно он описывает начинающего и молодого Осмоловского. Рассказывает о его дешевой и грязной квартире, вечно пьяном сожителе и преградах на пути к славе.

Вечный протест и несколько слов о скандальном искусстве

Сам Александр Бренер о скандале в искусстве говорит понятно и недвусмысленно. Его задача – привлечь внимание к той или иной проблеме, о которой все забыли. К примеру, одним из скандальных и одновременно памятных событий была акция, которую устроил наш герой в начале января 1996 года. Провел он ее у здания белорусского посольства, окна которого стал забрасывать и заливать кетчупом. Причиной такого показушного мероприятия стало событие, произошедшее из-за нескоординированных действий польского и белорусского правительств. В частности, когда в Польше проходил фестиваль воздушных транспортных средств, один из участвующих в шоу аэростатов сбился с маршрута и совершенно случайно оказался в небесном пространстве Беларуси.

Представители этой же страны, не выяснив до конца все подробности инцидента, открыли огонь по аэростату. При этом в качестве основной версии выдвигалась тема со шпионскими разведчиками. Вот только два пилота из Польши погибли на месте. Не выразив и тени сомнения в своей правоте, власти Беларуси просто проигнорировали данное событие.

александр бренер малевич

Они даже не принесли свои соболезнования родным и близким погибших. Это крайне возмутило Бренера, который честно ожидал реакции ровно три дня. В надежде привлечь внимание общественности к этому трагическому событию наш художник и совершил набег на посольство. В итоге он попал за решетку, а его уже на тот момент супруга Людмила вынуждена была улаживать вопрос его освобождения. Вскоре был выпущен Александр Бренер. Малевич, а точнее его картина - связана с еще одним скандалом, который также был наделен определенным смыслом. О нем поговорим далее.

Акция Бренера в музее и инцидент с картиной Малевича

Самая известная акция Бренера произошла в Стеделийк-музее (Амстердам) в начале 1997 года. Под видом обычного посетителя наш автор отправился на выставку, где были представлены работы известного художника Малевича. Прохаживаясь по залу, Александр подошел к полотну, которое называлось «Супрематизм. Белый крест на сером фоне». Неожиданно для всех он достал из кармана флакончик с зеленой краской и быстро нанес на картину знак доллара. При этом он даже и не пытался никуда скрыться.

Данным способом Бренер показал свой протест и высказался против зарабатывания денег на предметах искусства. При этом к самому автору скандалист никаких претензий не имел. Наоборот, он выбрал именно его полотна, так как изначально сам Малевич был бедным. Позднее его работы превратились в один из коммерческих продуктов, который с радостью преподносят рекламщики общественности.

Вандализм с работой Малевича: последствия

После скандального разбирательства картину отреставрировали, а самому участнику запретили приближаться к зданию музея на два года. К слову сказать, креативщика посадили в тюрьму на 5 месяцев и дали еще столько же условно. По словам его ближайших знакомых, таким образом художник-радикал одним махом решил свой квартирный вопрос. По их рассказам, ему нечем было платить за съемную квартиру. К тому же от него недавно ушла жена. А ведь именно она спонсировала его скандальные выходки.

Находясь за решеткой, наш автор получил извещение из музея, где ему предложили компенсировать все 10 000 $, которые и были потрачены на восстановление испорченного полотна Малевича. Заработать на компенсацию данной суммы ему удалось, написав небольшой дневник заключенного, где он описал свои будни, сообщил о недавнем бунте, не освещаемом в СМИ. Его же он продал нескольким редакциям, а деньги перечислил на счет музея.

александр бренер архитектор

Вот так донес информацию до общества своенравный Александр Бренер. «Первая перчатка»это название еще одного перформанса, который автор осуществил прямо на Красной площади. Как это было, мы и опишем ниже.

Акция в перчатках на Красной площади

На площадь Александр пришел в спортивных шортах и боксерских перчатках. По словам очевидцев, около 15 минут в данном виде художник ходил из стороны в сторону и кричал: «Ельцин, выходи!» Затем его арестовали и после продолжительной беседы отпустили. Суть акции, как поясняет задержанный, – потребовать прямой демократии. Избиратель, по мнению художника, должен иметь полный доступ к своему избраннику.

Книга Александра Бренера и Барбары Шурц «Бомбастика»: публикации

За время своих скандальных вылазок в люди Бренер успел написать следующие произведения:

  • «Бонаназа».
  • «Секретная жизнь Буто».
  • «Манифест».
  • «Японский Бог».
  • «Супер Вася» и другие.

При этом, как правило, его книги выходили в соавторстве с другими писателями и авторами. Чаще всего вместе с ним появлялось имя некой Барбары Шурц. К примеру, оба автора написали произведение «Бомбастика», презентация которого также прошла со скандалом. Но это уже совсем другая история…

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.