Брусилов Георгий Львович - российский исследователь Арктики: краткая биография

В начале минувшего века одной из наиболее важных проблем, связанных с изучением Арктики, было освоение Северного морского пути, позволявшего до минимума сократить маршрут плаванья судов между Европейской частью нашей страны и Дальним Востоком. Среди тех, кто отдал жизнь для осуществления этой программы, был российский путешественник Брусилов Георгий Львович (1884-1914), имя которого навсегда вошло в историю отечественной науки.

Брусилов Георгий Львович

Достойный отпрыск славной российской семьи

Будущий исследователь Арктики родился 19 мая 1884 года в Николаеве в семье офицера российского флота, будущего адмирала Льва Алексеевича Брусилова. Их фамилия занимает почётное место в отечественной истории, достаточно вспомнить, что родной дядя Георгия Львовича – Алексей Алексеевич - известен как герой Первой мировой войны, возглавивший знаменитый прорыв русских войск.

Поступив в 1903 году в Морской кадетский корпус, через два года молодой человек был произведён в мичманы, и в период русско-японской войны нёс службу на кораблях Дальневосточной эскадры. Однако истинным его призванием был не ратный путь, а научно-исследовательская деятельность.

Первый опыт научной работы

Впервые Брусилов Георгий Львович оказался за Полярным кругом в 1910 году, став участником гидрографической экспедиции, в задачу которой входило освоение Северного морского пути. В распоряжении учёных находились два ледокола «Таймыр» и «Вайгач». Продвигаясь с востока на запад вдоль побережья Северного Ледовитого океана, участники экспедиции собрали значительный объём научных данных, благодаря чему, Арктика на карте пополнилась многими неизвестными прежде островами и проливами. Памятником участия Георгия Львовича в этой нелёгкой работе стал названный в его честь маяк, поставленный на мысе Дежнёва – крайней материковой точке России и всей Евразии.

Русский офицер

Дерзкий замысел

Публикации отчётов об экспедициях таких видных зарубежных исследователей, как норвежцы Рауль Амундсен и Фритьоф Нансен, а также американец Роберт Пири и англичанин Роберт Скотт, были встречены в России с большим интересом. Не желая отдавать пальму первенства в освоении Севера иностранцам, и как истинный русский офицер, болея душой за престиж державы, Г.Л. Брусилов, по примеру двух других путешественников Г. Седова и В. Русанова, решил организовать собственную экспедицию.

Одна из наиболее сложных проблем на пути реализации задуманного проекта заключалась, как это часто бывает, в изыскании источников его финансирования, поскольку средства требовались немалые и, лично Георгий Львович ими не располагал. Однако выход из положения был найден.

В 1912 году, взяв служебный отпуск, Брусилов объявил о создании акционерного общества, прибыль которого предполагалось извлечь из зверобойного промысла, которым должны были попутно заниматься члены будущей экспедиции. Не найдя отклика среди широкой общественности, смелый энтузиаст сумел, тем не менее, убедить своих родственников стать его акционерами.

Основными инвесторами стали его дядя Борис Алексеевич Брусилов – крупный российский землевладелец, и его супруга графиня Анна Николаевна, пожертвовавшая на этот, весьма сомнительный, с экономической точки зрения, проект 90 тыс. рублей – огромную по тем временам сумму.

Арктика на карте

Проблемы на борту «Святой Анны»

Решив таким образом финансовую проблему, Брусилов Георгий Львович отправился в Англию, где приобрёл хоть и подержанную, но весьма ещё крепкую парусно-паровую шхуну. Называлась она «Бленкатра», но оказавшись под российским флагом, была тут же переименована в честь основного инвестора экспедиции – графини Анны Николаевны и названа «Святой Анной».

От санкт-петербургского причала шхуна «Святая Анна» отошла 10 августа 1912 года и направилась в сторону Баренцева моря, где её первая остановка намечалась возле небольшого населённого пункта Александровска-на-Мурмане (ныне город Полярный). Там организатора экспедиции поджидали первые серьёзные неприятности. Когда корабль пристал к берегу, значительная часть экипажа – несколько матросов, судовой врач и, что хуже всего, штурман - отказались продолжать плаванье.

Положение было критическим. Из всех оставшихся на борту судна только пять человек, не считая самого Брусилова и второго штурмана Альбанова (его фото публикуется ниже), были профессиональными моряками, а обязанности врача согласилась выполнять, случайно оказавшаяся с ними сестра милосердия. Однако, несмотря ни на что, 10 сентября, имея на борту значительный запас продовольствия, «Святая Анна» продолжила путь.

Экспедиция Брусилова

В ледяном плену

Через неделю, достигнув Карского моря, судно оказалось перед сплошной ледяной полосой, продвигаться через которую им удавалось ещё в течение десяти дней, используя узкие проходы и полыньи. Но затем, полностью зажатые льдами, полярники лишились дальнейшей возможности управлять судном. Так, 10 октября 1912 года начался их почти двухлетний дрейф. По воле ветра и течений, вмёрзшее в лёд судно, вместо намеченного курса в восточном направлении, двигалось на север и северо-запад.

В июне следующего 1913 года судно оказалось чуть севернее Новой земли, и впереди отчётливо виднелся свободный ото льда участок моря, но все усилия пробиться к нему оказались тщетны, и неизбежность второй зимовки стала очевидной. Ещё через шесть месяцев судно было вынесено течением в район Земли Франца-Иосифа.

На краю гибели

К этому времени, несмотря на то что запасы продовольствия отчасти удавалось пополнять за счёт охоты, с каждым днём всё отчётливей ощущался их недостаток. Над экипажем нависла угроза голода. Одновременно с этим на борту закончилось топливо, которое экспедиция Брусилова использовала для обогрева и приготовления пищи.

В создавшейся обстановке было принято решение всему экипажу покинуть судно и пытаться пешком по льду достичь обитаемой земли. Сам же Брусилов Георгий Львович остался на «Святой Анне». Что заставило его принять это гибельное для себя решение, остаётся неизвестным. Возможно, как русский офицер, а, следовательно, человек чести, он не мог перенести позора, связанного с неоплатными долгами перед инвесторами. Может быть, его мучило сознание того, что своими действиями он обрёк на смерть, последовавших за ним людей. Во всяком случае, экипаж отправился в путь без него.

Брусилов Георгий Львович 1884-1914

Трагедия экипажа «Святой Анны»

Несомненно, попытка достичь обитаемой части побережья была заранее обречена на провал и рассматривалась её участниками, как единственный оставшийся шанс. Поскольку изначально экспедиция Брусилова не предполагала пеших переходов, то для них не было заготовлено никакого надлежащего оборудования. В результате, байдарки, сани и меховую одежду пришлось изготавливать самим, не имея при этом нужного опыта и сноровки.

Однако иного выхода не было, и 23 апреля 1914 года экипаж покинул судно. Биография Брусилова, по сути, на этом драматическом эпизоде и обрывается, поскольку больше его никто в живых не видел. Что же касается остальных членов экспедиции, то судьба большинства из них сложилась не менее трагично.

Бесконечный путь среди льдов

Проведя соответствующие астрономические наблюдения и сопоставив их результаты с имевшимися в их распоряжении картами, полярники установили, что до ближайшего населённого пункта им предстоит пройти 160 км. Однако на пути следования они были снесены в сторону дрейфующими льдами, и в результате это расстояние увеличилось в два с половиной раза.

Брусилов Георгий Львович краткая биография

Кроме того, усугубляло сложности перехода и крайне недостаточное питание, поскольку из всех прежних запасов оставалось лишь небольшое количество сухарей, явно недостаточное для пополнения расходуемой энергии.

В итоге из числа тех, кто покинул судно, почти все умерли по дороге. Волею судьбы в живых остался лишь возглавлявший группу штурман Альбанов и матрос Конрад. Их, обмороженных и едва живых от истощения, подобрало судно «Святой Фока», входившее в экспедицию Г.Я. Седова.

Безуспешные поиски

В результате того что к началу 1914 года без вести пропавшими числились сразу три российские полярные экспедиции – Г.Я. Седова, В.А. Русанова, и та, которую возглавлял Брусилов Георгий Львович, дело получило настолько серьёзный резонанс в обществе, что указание о немедленной организации поисков было дано непосредственно кабинетом министров. Благодаря этому через месяц четыре поисковых судна вышли в море.

К тому времени Арктика на карте была представлена достаточно подробно, что позволило планомерно обследовать участки наиболее вероятного пребывания пропавших полярников. Кроме того, впервые в мировой истории к спасательной операции была привлечена полярная авиация. Гидросамолёт Farman MF.11, пилотируемый лётчиком Яном Нагурским, ежедневно совершал полёты над побережьем Новой Земли и прилегающими к ней районами.

Шхуна Святая Анна

Поиски продолжались в течение трёх лет и были прерваны лишь в связи с политическими событиями 1917 года. Обнаружить шхуну «Святая Анна» или, по крайней мере, то, что от неё осталось, не удалось. Лишь гораздо позже, в 2010 году, руководством национального парка «Онежское Поморье» была организована экспедиция на Землю Франца-Иосифа, которой удалось обнаружить человеческие останки, по всей видимости, принадлежавшие одному из членов группы Альбанова.

Послесловие

Несмотря на трагический исход путешествия, Брусилов Георгий Львович, краткая биография которого легла в основу этой статьи, внёс определённый вклад в изучение Арктики. Благодаря тем материалам, которые передал в Академию наук оставшийся в живых Альбанов, удалось в значительной степени систематизировать имевшиеся ранее данные о прибрежных течениях, уточнить границу материковой отмели, а также нанести на карту подводный жёлоб, получивший название «Святой Анны».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.