Мытищинский машиностроительный завод: история, продукция

ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» - одно из старейших машиностроительных производств России. Изначально профилем предприятия было изготовление железнодорожных вагонов. В Великую отечественную здесь наладили сборку САУ, а после ее окончания – уникальных гусеничных шасси для спецтехники и зенитных установок. Параллельно выпускались автосамосвалы, эвакуаторы, бункеровозы, подвижные составы для метро.

Мытищинский машиностроительный завод

Создание предприятия

Официальное открытие вагоностроительного предприятия под патронажем известного промышленника Савы Морозова состоялось в 1897 году. Создание производства было заверено лично царём Николаем II. Завод был оснащён новейшим на то время оборудованием, и специализировался на выпуске железнодорожных подвижных составов различного назначения. Также здесь производили вагоны для городских конных экипажей – трамваев и метро.

Славная история

За 120-летнюю историю Мытищинский машиностроительный завод ни разу не останавливал работу. Его продукция была востребована всегда. В 20-х годах ХХ века ММЗ первым в России приступил к выпуску электричек. Параллельно предприятие производило 12 типов прицепных и моторных трамваев. В начале 30-х годов заводу поручили спроектировать первые вагоны для строящегося московского метрополитена.

С началом войны Мытищинский машиностроительный завод перешел на производство военной продукции. Здесь изготавливали противотанковые ежи, гильзы для гранат, миномётные плиты. Позже стали выпускать бронепоезда. В 1942 году предприятие было переименовано в завод № 40.

ОАО Мытищинский машиностроительный завод

От трамваев к самоходным установкам

В результате стремительных наступательных операций 1942-1943 годов советские войска захватили множество трофейных танков. В Мытищах решено было организовать на базе шасси немецкой техники выпуск самоходных штурмовых и противотанковых установок СУ-76и, СГ-122.

В 1943 году было создано ОКБ-40, которое возглавил талантливый конструктор боевых гусеничных машин Астров Николай Александрович. Сначала Мытищинский машиностроительный завод собирал лёгкие танки Т-80, однако их решено было заменить на более востребованные самоходные артиллерийские установки. Вскоре цеха покинула первая серийная «самоходка» СУ-76, отлично зарекомендовавшая себя на фронтах ВОВ.

Послевоенная продукция

После войны часть производства было ориентировано на изготовление шасси для тягачей, специальной техники, различных артиллерийских (АСУ-57, К-73, БСУ-11, АСУ-85) и зенитных систем (ЗСУ «Шилка», ЗРК «Куб», «Бук», «Тор», «Тунгуса»). Одновременно на смежных площадях выпускалась гражданская продукция: грузовики, вагоны метро, самосвалы, прицепы и т. д.

Для восстановления страны требовалась автотехника. ММЗ освоил 9 модификаций грузовиков на базе ЗИС и ЗИЛ для работ на селе и в строительстве. Их конструкция постоянно модернизировалась и отличалась достойным качеством исполнения. В пиковые годы максимальный выпуск самосвалов достигал 65 000 единиц.

В 70-х Мытищинский машиностроительный завод вышел на международный рынок. В 1972 году предприятие поставило в Чехию партию вагонов для пражского метрополитена. После подвижные составы экспортировались в Венгрию (Будапешт), Польшу (Варшава), Болгарию (София).

Мытищинский машиностроительный завод Метровагонмаш

Реорганизация

Совмещение закрытого военного и гражданского производств создавало организационные и логистические трудности. Особенно остро встал вопрос соседства двух параллельных секторов в 90-е годы. Предприятие активно искало (и находило!) зарубежных инвесторов для модернизации вагоностроительного участка, но наличие производственных линий военной техники мешало сотрудничеству.

В 2009 году принято стратегическое решение развести производства с организацией отдельных заводов. За выполнение военных заказов и изготовление автотехники теперь отвечает Мытищинский машиностроительный завод. «Метровагонмаш» полностью сосредоточился на сборке подвижного состава для метрополитена.

Практика показала, что выгоднее объединять отдельные предприятия в холдинги - это позволяет аккумулировать оборотные средства, получать крупные госзаказы, избегать внутриотраслевой конкуренции. Учитывая тенденции последних лет, в 2016 ММЗ стал частью концерна «Калашников».

Мытищинский машиностроительный завод прицепы

Продукция

Сегодня ММЗ остаётся крупным специализированным предприятием, конструирующим и выпускающим гусеничные шасси с уникальными характеристиками. В его модельном ряду 11 модификаций машин семейства ГМ. Базовой является модель ГМ-569.

Среди гражданских видов продукции, которую освоил Мытищинский машиностроительный завод:

  • прицепы, полуприцепы;
  • самосвалы строительные и сельскохозяйственные;
  • бетоновозы;
  • тягачи седельные;
  • коммунальная техника;
  • эвакуаторы.

После получения большого оборонного заказа, с 2011 года основные мощности переориентированы на сборку гусеничных машин. На ММЗ есть собственный полигон, где проводятся обкаточные и ходовые испытания спецтехники.

Без шасси ГМ трудно себе представить современные российские мобильные зенитные комплексы. Они зарекомендовали себя как крайне надёжная техника, способная преодолевать значительные расстояния по пересечённой местности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.