Камбарский машиностроительный завод, Удмуртия

Камбарский машиностроительный завод (КМЗ) – лидер России по производству узкоколейной железнодорожной техники. Тепловозы, вагоны, дрезины, снегоочистительная техника эксплуатируются на многих предприятиях, торфо- и лесоразработках, месторождениях полезных ископаемых. Также КМЗ производит капитальный и текущий ремонт тепловозов узкой и широкой колеи, поставляет запасные части и комплектующие к ним (осевые редукторы, карданные валы, шестерни, башмаки, колодки, электропакеты).

Камбарский машиностроительный завод

Историческая справка

Камбарский машиностроительный завод – одно из старейших предприятий Приуралья. Основан знаменитым родом промышленников – Демидовыми. В XVIII веке на Урале бурно развивалась горная и металлургическая промышленность. Река Кама, огромные лесные массивы и пригодная для сооружения пруда река Камбарка благоприятствовали созданию здесь завода.

В 1760-м Демидовым разрешили постройку на реке Камбарке молотовой фабрики для переработки на железо чугуна и пильную мельницу для распиловки леса. Производительность Камбарского завода составила в 1774-1796 годах около 60000 пудов железа в год. К 1830 году производительность увеличилась до 100000 пудов (1600 тонн) в год. В Камбарском заводе числилось 3711 человек.

На стыке эпох

После революции в 1919 году Камбарский машиностроительный завод стал изготавливать телеги и получил название «Камбарский государственный экипажный завод». В 1933 на базе бывшего железодеятельного завода и школы ФЗУ создан Камбарский литейно-механический завод Наркомлеса СССР.

Предприятие специализировалось на выпуске железнодорожного оборудования и узкоколейного подвижного состава для механизации лесной промышленности. Оно производило вагонетки конной тяги, восьмитонные платформы с деревянной рамой, металлические клёпочные платформы, станки для заточки пил, пены для трелёвки леса, сплавные цепи и другую продукцию. В 1936 году Камбарка была преобразована в рабочий посёлок, а 4 июля 1945 года – в город районного подчинения. Более 80% всего коллектива литейно-механического завода ушли на фронт.

адрес завода

Послевоенное развитие

После войны КМЗ выпускал вагонетки конной тяги, узкоколейные грузовые 10-тонные платформы, пилорамы, железнодорожный крепёж. В 1950 года заводом освоены узкоколейные снегоочистители, сцепы, автотормозные платформы, вагоны пассажирского и товаро-пассажирского типов, строительные машины и механизмы, плавучие землесосные установки, строительно-ремонтные поезда.

В 1956 году произошло большое событие – Камбарский машиностроительный завод изготовил первый опытный образец мотовоза ДМ-54. С этого момента идет отсчет времени предприятия как тепловозостроителя. В 1959-м на заводе начата разработка узкоколейных тепловозов ТУ2М.

Трудовые 60-е

В 1960 году изготовлен первый опытный тепловоз ТУ4 мощностью 250 л. с. с гидропередачей. Этот локомотив сделал революцию на узкоколейном транспорте. За 1961-1972 годы было выпущено свыше 3210 тепловозов. Несмотря на свой солидный возраст, тепловоз ТУ4 до сих пор относится к наиболее распространенному типу, пользуясь среди работников транспорта большой популярностью.

В 1964 году начато производство тепловозов ТУ5 мощностью 300 л. с. с гидропередачей. Тремя годами позже (в год 200-летия) КМЗ впервые вышел с поставкой техники на экспорт, причём первая партия тепловозов ТУ5Э была реализована борющимся с американской оккупацией вьетнамцам.

генеральный директор

Для замены устаревших мотовозов ДМ-54, ТМУ-61 и МД54-4 в 1964 году было освоено производство тепловозов ТУ6А, а с 1982 года выпускался его усовершенствованный вариант – ТУ8 мощностью 180 л. с. с механической передачей. Общее количество локомотивов побило все рекорды – 4555 штук.

Со знаком качества

В 1970 году создан тепловоз ТУ7, а в 1985 году ТУ7А в модификациях 20 и 24 тонны для колеи 750, 1000 и 1067 мм. Экспортные вариации ТУ7Э поставлялись и в настоящее время работают во Вьетнаме, Кубе, Болгарии, Мали, Чехии, Гвинее. Машин этого типа на сегодняшний день изготовлено более 3300 единиц.

В 1980 году коллектив КМЗ впервые спроектировал и изготовил опытный образец ширококолейного тепловоза ТГМ40. На сегодняшний день изготовлено около 1000 единиц. На базе этой модели создан снегоочиститель ТГМ40С. Кстати, в 1983 локомотив ТГМ40 на Международной Лейпцигской ярмарке получил Золотую медаль. Это единственная золотая медаль Лейпцигской ярмарки в отечественном тепловозостроении.

Камбарский машиностроительный завод КМЗ

В 1993 году по специальному заказу было изготовлено четыре тепловоза ТУ9 ГЭС для маневрово-вывозной работы в подземных выработках на строительстве Ирганайской ГЭС в Дагестане. В 1995 для МПС создана автомотриса служебная АМ3, на её базе впервые в стране для МПС создана автомотриса дефектоскопная. В 1997 году, опять впервые, изготовлен состав для вывоза засорителей.

День сегодняшний

Камбарский машиностроительный завод остаётся лидером в производстве узкоколейного транспорта на 750 мм и 1067 мм. Являясь уникальным предприятием по номенклатуре выпускаемой продукции, КМЗ располагает современным станочным парком и оборудованием, высококвалифицированными кадрами.

КМЗ является акционерным обществом. Генеральный директор Бирюков Александр Иванович владеет контрольным пакетом. Соответственно, заинтересован в развитии предприятия. Заводчане способны выполнять серийные и индивидуальные заказы по постройке:

  • тепловозов;
  • вагонов;
  • спецтехники;
  • путевых машин для узкой колеи.

Также КМЗ обладает производственной базой для сборки промышленных тепловозов широкой колеи мощностью 400 л.с. и диагностических дефектоскопических комплексов для метрополитена. Гордостью завода являются красавцы тепловозы ТУ10, применяемые в пригородном сообщении на узкоколейных участках и Детских железных дорогах.

Предприятие является градообразующим и располагается в месте впадения реки Камбарка в Каму. Адрес завода: 427950, Удмуртия, город Камбарка, улица Советская, 23.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.