Хеликобактер пилори: что это? Хеликобактер пилори: чем опасен, анализ, симптомы и лечение

Сегодня многим из нас известно, что небольшая бактерия со сложным названием Хеликобактер пилори может стать причиной такой патологии, как язва желудка. История открытия этого микроорганизма растянулась не на одно столетие. Хеликобактер пилори долго изучали, не хотели признавать и, наконец, окончательно выяснили ее роль в возникновении болезней пищеварительной системы. Что же это за бактерия и как можно от нее избавиться?

Опасный микроскопический организм

На сегодняшний день ученым уже многое известно о Хеликобактер пилори. Что это микроскопический организм и что у него нет клеточного ядра, исследователи обнаружили еще в самом начале его изучения. Вывод ученых: бактерия является древнейшей формой жизни. Недаром она широко распространена в окружающей среде. Стоит сказать о том, что находили этого паразита не только в человеческом организме, но и в жерлах вулканов.

Многие штаммы бактерий просто необходимы нам для существования. С их помощью в организме человека происходит выработка некоторых полезных веществ (например, витамина К). Некоторые виды бактерий защищают поверхностные слои эпителия (мочевых и воздухоносных путей, пищеварительного тракта, кожи) от патогенных микроорганизмов. Однако к их числу нельзя отнести Хеликобактер пилори. Что это за бактерия? Она считается болезнетворной и вызывает сбой в работе организма.

хеликобактер пилори что это
Чем подтверждается патогенность этой бактерии? Дело в том, что все болезнетворные микроорганизмы имеют ряд отличительных признаков. Они обладают:

- генетической способностью к паразитированию;
- органотропностью (приспособленностью к поражению тканей и органов человеческого тела);
- токсигенностью, то есть способностью к выделению ядовитых веществ;
- специфичностью (становятся причиной возникновения инфекционной болезни);
- способностью существовать в организме в течение длительного периода времени, или к персистированию.

История открытия

Еще в конце 19 в. многие ученые не могли со стопроцентной уверенностью ответить на вопрос: «Хеликобактер пилори - что это?» Но уже и в те времена многие исследователи предполагали, что такие патологии желудка, как язва, гастрит и рак, связаны с инфекциями. Они обнаруживали в слизи больного органа бактерии, имеющие характерную спиралевидную форму. Однако извлеченные из желудка микробы, попав во внешнюю среду, быстро погибали, и исследовать их не представлялось возможным.

Ответить на вопрос: «Хеликобактер пилори - что это?» исследователи смогли лишь спустя столетие. Только в 1983 г. ученые из Австралии Барри Маршал и Робин Уоррен поведали всему миру о том, что в слизи желудков людей, страдающих от хронического гастрита и пептической язвы, ими обнаружены бактерии спиралевидной формы.

Этот год и считается годом открытия Хеликобактер пилори, так как публикации, сделанные в конце 19 в., были к этому времени благополучно забыты. Большинство гастроэнтерологов считало основными причинами развития патологий желудка стрессы и неправильный режим питания, генетическую предрасположенность, излишнее употребление чересчур острой пищи и т. п.

Опасность бактерии

Открытый австралийскими учеными микроорганизм является уникальным. До 1983 г. считалось, что в желудке не может существовать ни одна бактерия, ведь в нем находится агрессивная соляная кислота. Однако Хеликобактер пилори опровергла данное предположение. Эта спиралевидная бактерия способна существовать в желудке и двенадцатиперстной кишке.

анализ на хеликобактер пилори как сдавать
Опасность данного микроорганизма доктор-ученый Б. Маршалл доказал на себе. Он сознательно заразил себя Хеликобактер хилори. После этого у него развился гастрит.

Вся эта история имеет счастливый конец. Доктором была доказана причастность бактерии к развитию патологии пищеварительного тракта. Он избавился от гастрита, проведя двухнедельный курс антибиотикотерапии, и получил вместе с Р. Уорреном Нобелевскую премию.

Позднее были обнаружены и другие разновидности Хеликобактеров. Некоторые из них являются причиной развития инфекционных заболеваний у человека.

Место обитания бактерии

Хеликобактер пилори является микроорганизмом, который смог приспособиться к существованию в антральном отделе желудка. Бактерию обнаруживают под слоями толстого защитного слоя слизи, которым покрыта внутренняя поверхность этого органа. Именно в этом месте находится нейтральная среда, в которой практически отсутствует кислород.

Никаких бактерий-конкурентов у Хеликобактер пилори нет. Она спокойно размножается и поддерживает свои популяции, питаясь содержимым желудка. Единственной ее проблемой является противодействие защитных сил организма.

Благодаря своим жгутикам бактерия ловко и быстро перемещается в желудочном соке штопорообразными движениями. При этом она постоянно заселяет новые участки. Для того чтобы выжить в агрессивной среде, Хеликобактер пилори выделяет уреазу. Это адаптационный фермент, который нейтрализует соляную кислоту в зоне, находящейся вокруг микроорганизма. Таким образом, бактерия без труда преодолевает опасную для всего живого среду и целой и невредимой достигает слоев слизистой оболочки.
Коварность патогенного микроорганизма заключена и в его возможности выделять особые вещества, которые позволяют уйти от реагирования иммунных сил хозяина.

Бактерия паразитирует на слизистой желудка и разрушает ее. Это приводит к появлению небольших язвочек. Далее процесс усугубляется. Вредоносный организм начинает разрушать стенки желудка, что становится причиной возникновения язвы.

Распространенность бактерии

Хеликобактери пилори обитает в пищеварительном тракте практически половины жителей нашей планеты. Однако в большинстве случаев эта болезнетворная бактерия не обнаруживает себя. Считается, что появляется Хеликобактер пилори у детей еще в раннем возрасте. Она попадает в организм малыша от близких людей или от членов семьи. Путь ее передачи обычно контактно-бытовой, через поцелуи, общую посуду и т.д. Это подтверждается тем, что, как правило, инфицированными бывают сразу все члены семьи.

Зараженный человек может жить с такой бактерией всю жизнь и даже не знать о присутствии в своем желудке патогенного микроорганизма. Именно поэтому никаких специальных мероприятий для выявления этих вредоносных носителей не производится. Ну а тем, кто страдает от симптомов заболеваний пищеварительного тракта, способен помочь курс антибиотиков.

Первые признаки присутствия бактерии

Хеликобактер пилори становится причиной развития гастрита или язвы желудка при наличии некоторых факторов. Это могут быть пробелы в рационе питания, снижение иммунитета, стрессы и т. д.

хеликобактер пилори лечение отзывы
Проявление болезни начинается с нарушения функционирования пищеварительного тракта. Если у человека возникает изжога, дискомфорт после принятия пищи, неприятный запах изо рта, потеря аппетита и внезапное похудение, а также проблемы со стулом, то это является первым сигналом того, что организм начал давать сбои.

Порой Хеликобактер пилори дает о себе знать возникновением высыпаний на коже лица. Некоторые больные обращаются к косметологу, не подозревая о наличии микроскопических организмов в желудке.

При обнаружении описанных выше симптомов необходимо сразу же обратиться к врачу, который должен выявить заболевание. Именно от своевременного и правильно диагноза и будет зависеть эффективность последующего лечения.

Методы исследования

Какие пациенту понадобится сдать анализы, чтобы врач смог поставить ему правильный диагноз?

анализ на хеликобактер пилори

На сегодняшний день в медицинской практике используется несколько методов, позволяющих определить наличие вредоносной бактерии в организме человека. При первых признаках болезни назначаются следующие исследования:

1. Анализ на Хеликобактер пилори крови. Проводятся исследования на наличие в ней антител, которые являются не чем иным, как сигналом распознавания бактерии иммунными силами организма.

2. Анализ на Хеликобактер пилори кала. Проводимые исследования выявляют присутствие генетического материала опасного микроорганизма.

3. Дыхательный тест. С его помощью специалисты способны определить уреазную активность Хеликобактер пилори, находящейся в желудке.

4. Цитологические исследования. Данный метод подразумевает обнаружение вредоносной бактерии с помощью микроскопа при рассмотрении проб слизистой желудка.

Для того чтобы диагностика имела максимальную точность, врачи назначают пациенту не менее двух различных методик исследований.

Анализ крови

Это исследование носит название ИФА. Данный термин означает не что иное, как иммуноферментный анализ крови. Это исследование проводится с целью определения бактерии Хеликобактер пилори.

хеликобактер пилори анализ крови норма
ИФА – это анализ плазмы крови. Во время исследования полученного биологического материала выполняются различные химические реакции. С их помощью определяют титры или концентрацию антител по отношению к возбудителю хеликобактериоза. В чем заключается суть данной методики? Она выявляет наличие антител в плазме крови, которые образовывает иммунитет человека при попадании в организм чужеродного белка (им и является опасная бактерия).

В каких случаях можно говорить о присутствии Хеликобактер пилори в желудке? О наличии опасного микроорганизма говорят результаты анализов, подтверждающих присутствие в крови антител. Но здесь есть определенный нюанс. Стоит помнить о том, что даже если расшифровка анализа крови на Хеликобактер пилори дала положительный результат, то он не дает стопроцентной гарантии наличия инфекции в организме. Ведь антитела в крови сохраняются в течение некоторого, порой длительного промежутка времени в организме человека, полностью избавившегося от опасной бактерии.

Иногда бывает, что человек сдает кровь на Хеликобактер пилори. Расшифровка анализа показывает отрицательный результат (ниже 12.5 units/ml). Казалось бы, что все хорошо, но… Следует иметь в виду, что выраженный ответ иммунной системы появляется только спустя некоторое время после попадания бактерии в организм. Именно поэтому результаты некоторых анализов являются ложнонегативными. Патогенный микроб уже находится в организме, но иммунитет свой ответ в виде антител еще не дал.

Для того чтобы преодолеть недостатки данного исследования, возникает необходимость в выполнении фракционного анализа иммуноглобулинов IgA, IgG и IgM. Эти вещества являются не чем иным, как различными видами антител, которые способны вырабатывать клетки иммунитета.

Что же собой представляют данные антитела? Так, IgG – это иммуноглобулин наиболее распространенного класса. Он представляет собой вещества, имеющие белковую природу. IgG начинает вырабатываться организмом спустя 3-4 недели после момента попадания инфекции в организм. При этом при наличии хеликобактериоза концентрация данного иммуноглобулина коррелирует по отношению к активности бактерии. Спустя месяц после устранения инфекции IgG в крови не обнаруживается.
Сравнительно немногочисленной фракцией свободных белков являются иммуноглобулины типа М. Их первыми обнаруживают в крови пациента, зараженного Хеликобактер пилори.

Что касается IgA, то этот иммуноглобулин является секреторным. Антитела данного типа при наличии инфекции можно обнаружить не только в крови, но и в слюне, а также в желудочном соке больного. Их наличие говорит о высокой активности патологического процесса.

Если сдан анализ на Хеликобактер пилори, норма антител всех типов выявляется в случае количественного, а не качественного определения IgA,IgM и IgG. При таких исследованиях специалисты ставят конечный результат в зависимости от той лаборатории, в которой берутся анализы. При этом используются референтные значения нормы.

На бланке, на котором можно увидеть результат (Хеликобактер пилори есть в организме или нет), проставлены цифры. Их значения регламентируют норму, а также наличие патологии для референтных значений имеющихся в организме антител.

Есть лаборатории, в которых проставляются показатели, указывающие на сомнительность полученного результата на Хеликобактери пилори (12.5-20 units/ml). При наличии таких значений врачи назначают повторную сдачу анализа. Но провести его можно только спустя две-три недели.

бактерия хеликобактер пилори в желудке как лечить
Что означает, если после того как сдана кровь на Хеликобактер пилори, норма IgG указана в расшифровке результатов (ниже 0.9 Ед/л)? В таких случаях специалист может сделать вывод об отсутствии в организме Хеликобактер пилори.

Если сдан на Хеликобактер пилори анализ крови, норма иммуноглобулина IgM укажет врачу на ранний период, который переживает больной после заражения. Если одновременно получен отрицательный результат наличия в организме иных типов антител, то он явно будет указывать на отсутствие болезнетворного микроба в организме.

О чем свидетельствуют другие результаты, которые получены, когда был расшифрован на Хеликобактер пилори анализ крови? Норма иммуноглобулина IgA расскажет о том, что больной переживает ранний период после инфицирования. Однако такой показатель может свидетельствовать и об отсутствии Хеликобактер пилори. Это подтверждают нормальные значения иных типов антител.

Подготовка к анализу крови и его сдача

Для того чтобы максимально достоверно определить наличие или отсутствие инфекции в организме, врачи дают определенные рекомендации своим пациентам. Если человеку назначен анализ на Хеликобактер пилори, как сдавать его для получения наиболее достоверных результатов? Специалисты рекомендуют накануне посещения лаборатории исключить из меню жирную пищу. При этом стоит иметь в виду, что только утром проводится анализ на Хеликобактер пилори. Как сдавать его? Только натощак. Кровь у пациента берут из вены. Ее помещают в пробирку, в которой находится специальный гель, сворачивающий собранный биологический материал. При этом происходит отделение плазмы, которую и исследуют на наличие антител.

Дыхательный тест

Уреазный анализ позволяет определить наличие в организме Хеликобактер пилори в связи со способностью бактерии продуцировать специальный фермент, который защищает ее от агрессивной среды желудка. Это фермент (уреаза) производит расщепление мочевины в пищеварительном тракте. В результате данной реакции происходит образование аммиака и углекислого газа. Последний из этих двух элементов выделяется при дыхании пациента.

Данный анализ имеет три модификации. Они включают в себя:

- тесты с мочевиной, имеющей метку радиоактивными изотопами;
- исследование 13С, использующее мочевину с нерадиоактивными изотопами;
- хелик-тест, в котором вместо изотопов используется карбамид.

Какая может быть у дыхательного теста на Хеликобактер пилори расшифровка? Норма, указывающая на отсутствие зараженности, это случай, когда в выдыхаемом пациентом воздухе полностью отсутствуют отмеченные изотопы.

хеликобактер пилори расшифровка норма
Перед сдачей уреазного теста пациент должен ограничить прием воды и пищи. Утренний поход в лабораторию производится натощак. За час до сдачи анализа пить также не рекомендуется. В течение 1,5 суток перед исследованием пациенту нельзя употреблять в пищу капусту и яблоки, черный хлеб и бобовые, а также другие продукты, способствующие повышенному газообразованию.

Избавление от опасного микроорганизма

Как лечить бактерию Хеликобактер пилори? Поскольку вредоносная бактерия способна существовать в организме человека без всякого проявления симптомов, терапия проводится только в тех случаях, когда уже имеется гастрит, язва или другие патологические процессы.

Если обнаружена бактерия Хеликобактер пилори в желудке, как лечить ее, решит врач. Только специалист сможет подобрать для своего пациента одну из нескольких схем терапии. Причем сделает он это, исходя из индивидуальных особенностей больного, учитывая его реакцию на те или иные препараты.

Так, гастроэнтерологом могут быть назначены средства антибактериального действия. С их помощью может быть устранена бактерия Хеликобактер пилори в желудке. Как лечить больного при помощи антибиотиков? В схему приема врач включает такие фармакологические средства, как «Азитромицин», «Флемоксин», «Кларитромицин», «Левофлоксацин». Также могут быть прописаны противобактериальные препараты «Де-нол», «Метронидазол» и др.

При язве желудка и 12-перстной кишки, гастрите и прочих патологиях какое еще потребует Хеликобактер пилори лечение? Отзывы гастроэнтерологов указывают на то, что терапия, способствующая устранению подобной инфекции, должна включать в себя лекарственные препараты, позволяющие снизить секрецию желудочного сока. Только в таком случае инфекция окажется в неблагоприятной для нее среде. Пару недель, а порой и несколько дольше длится подобное от Хеликобактер пилори лечение. Отзывы пациентов подтверждают эффективность и удобство такой терапии.

Одновременно в комплексном лечении рекомендуется воспользоваться советами народных знахарей. Конечно, природные средства не избавят человека от бактерии, но они помогут в устранении мучительных симптомов и в ускорении процесса восстановления слизистой желудка.

Из наиболее эффективных народных средств можно выделить следующие:

- отвары зверобоя, ромашки, аира и листьев брусники, которые обладают антисептическим и успокаивающим действием;
- семена и масло льна, способные создать обволакивающий эффект;
- настойки, сделанные из цветков шиповника и груши.

Перед применением природных средств рекомендуется посоветоваться со своим лечащим врачом.