Зарубинецкая культура: происхождение, история и интересные факты

В последнее время стал проявляться большой интерес к славянским корням. Два вопроса требуют разрешения: появился ли этот народ на европейских землях в результате миграции или этот этнос формировался на базе уже занимавших территорию коренных племен?

Теория автохонности

Среди различных версий преобладает сейчас теория автохтонности. По ней, племена, занимавшие район от Вислы и Одера до Днепра, и являются праславянами. Позже их распространение на север и юг определило формирование различных славянских народностей.

Изучающие этот вопрос антропологи, в частности Герасимов, утверждают, что внешний облик народа, жившего на этой территории, почти не менялся. Исследования охватывают период начиная от первого тысячелетия до нашей эры (скифы) до черняховской культуры и далее вплоть до Руси XVII века.

зарубинецкая культура

Поскольку целая культура не может появиться внезапно, даже в результате миграции, должны существовать предпосылки, ее формирующие. В связи с этим интересно будет рассмотреть несколько вопросов:

  1. Есть ли переход от скифов к праславянской черняховской культуре, которая признана предтечей Киевской Руси?
  2. Что такое черняховская культура, что повлияло на ее формирование и растворение в ней более ранней зарубинецкой культуры?
  3. Какие артефакты найдены по этому вопросу.
  4. Наследие зарубинецкой культуры.

Скифы

В древнегреческих источниках Скифия обозначается как место расселения этого народа (скифов). Множество версий о его появлении на территории, которая нас интересует, мы опустим. Опираясь на свидетельства Геродота, можно определенно сказать, что это была сложившаяся культура с правителями (политикой), прогрессивной армией (стратегические отступления скифов были ранее неизвестны грекам) и системой поклонения и захоронения (религией).

Зарубинецкая культура происхождение ведет от времени исчезновения скифов. Рыбаков пишет о поисках праславян среди скифского царства, начатое в XVII веке. Тогда еще считали скифов прародителями славян. Но в XIX веке было установлено иранское происхождение скифов, и поблема поиска праславян встала опять.

Сам исследователь склоняется к существованию скифского периода в истории праславян. Зона распространения славянской керамики определяет расселение праславянских племен на рубеже нашей эры. Она совпадает с интересующей нас территорией.

Рыбаков предпочитает пропустить рассмотрение Черняховской культуры из-за переселения народов и нашествия готов в ее бытность. Он считает, что больше доказательств может предоставить предшествующая Зарубинецкая культура.

В «Слове о полку Игореве» упоминается время расцвета славян. Это время названо «Трояновыми веками». Торговля хлебом с Римом принесла стабильность. Развиваются ремесла. К сожалению, нашествия гуннов и сильный импорт римских изделий затрудняют определение этнических примет.

зарубинецкая и черняховская археологическая

Зарубинецкая и Черняховская археологическая культура

Археологи, ведя раскопки около села Зарубинцы, нашли кремированные останки и выделили признаки культуры, названной по местоположению Зарубинецкой. Она была распространена в железном веке по среднему течению Днепра. Происхождение ее неясно. Есть два мнения относительно племен, создавших ее: одни ученые считают их праславянскими, другие германскими.

Датируются находки периодом, начавшимся со второго века до нашей эры по, предположительно, второй век нашей эры. Далее культура ассимилируется и рассеивается. Ее на этой территории сменяет Черняховская, которая считается славянской. Из нее родилась Киевская культура. В этом ракурсе интересно рассмотреть, что говорит наука.

Образование: история. Зарубинецкая культура

На данный момент существует достаточно версий относительно возникновения этой культуры. По современным историческим данным, она сложилась как синтез нескольких культур: скифов-пахарей, живших в лесной зоне, милоградской, жившей довольно рассеянно на этой территории и пришедших с Повисления племен. Они принесли культуру подклешневых погребений и поморскую.

Официальная версия, отраженная в учебных пособиях, приводит такие доказательства схожести археологических находок:

  • однотипность керамики и ее узоров;
  • однотипность орудий труда;
  • жилые и хозяйственные постройки.

что такое черняховская культура

Раскопки установили, что причиной миграции явилась экспансия кельтов. Они пришли на север от Карпат и в дальнейшем распространились в зону подклешневых погребений. Это спровоцировало движение крупных групп населения Повисления на Восток.

Сельское хозяйство

Образ жизни строился на земледелии. Пахали деревянными орудиями. Сохранился интересный экземпляр этого примитивного рала. Он был обнаружен возле левого притока Припяти. Сделан из ствола дуба с выходящим под нужным углом суком, который после обработки превратился в плоский грядиль.

Длина всего орудия - около двух с половиной метров, длина ползуна немногим более полуметра. Это скифский вариант рала для легких почв. Пахать помогали лошади или волы. После сеяли ячмень, просо, пшеницу мягких сортов и карликовую. Дополняли пищу репа, лен и конопля. В северных областях зарубинецкая культура характеризуется подсечным земледелием.

Животноводство представляет смешанное стадо коров, коз, овец, свиней, лошадей, реже волы. Кости собак, найденные на поселениях, позволяют предположить их помощь в охоте на пушного зверя.

Охота велась на лося, оленя, кабана, зубра. Реже находят кости медведя и косули. Пушной зверь был особым промыслом, видимо, для торговли.

оружие черняховской культуры

Рыболовство и собирательство не имели больших объемов, хотя использовались как подсобные промыслы.

Одежда

Из-за практиковавшегося трупосожжения не сохранилось образцов одежды. Но металлические ее детали и украшения, а также отлитые в металле изображения людей того времени позволяют воссоздать облик человека зарубинецкой культуры.

Траянова колонна, находящаяся в Риме, содержит изображения женщин и мужчин, одетых как зарубинцы. В то время Римская империя, завоевав Дакию, приблизилась к территории Поднепровья. Велась активная торговля и есть все основания предположить, что изображенные люди – зарубинцы.

Мужчины носили штаны – постолы или поршни – шитые из кожи. Полотняные штаны – порты – носили повседневно. Рубахи и женщины и мужчины носили полотняные, туникообразные. Использовали заколки, булавки для их крепления.

Женщины закалывали верхнее платье при работе. Примитивный крой не имел размера и подгонялись такие вещи по фигуре с помощью многочисленных бронзовых булав. Моду на них ввели кельты, которые начали первыми в Европе добывать железо.

Металлические изделия

Не только мода на булавки распространилась по Европе. Кельтское оружие тоже повсеместно нашло свое признание. Мечи, щиты, кованые доспехи, металлические ядра (видимо, для пращи). Попадаются элементы конской упряжи и шпоры. В целом металлическое оружие находят нечасто. Наконечники преобладают над остальными видами.

Для зарубинецкой культуры характерно только универсальное оружие – такое, что годится и для охоты, и для войны. Профессиональное снаряжение находят позже, в эпоху черняховцев. Интересно, что оружие черняховской культуры делится на два вида: боевое – топоры, мечи и щиты – и домашнее. Неподготовленный человек не мог управляться с боевым видом вооружения. Это говорит о наличии у черняховцев класса воинов-специалистов.

зарубинецкая археологическая культура

Металлические наконечники для плугов тоже встречаются, топоры с креплением рукояти железным гвоздем также найдены в захоронениях. По видимости, железной рудой обеспечивали болотистые участки. Качество железа было плохое, кричное.

Судя по находкам шлака, почти каждое поселение получало железо. Позже специализация привела к возникновению поселков типа Лютежского. Там руду обогащали и выплавляли в горнах. Считается, что за сезон поселок мог выплавить до ста килограмм железа.

Керамика

Особенностью керамики стали чернолощеные керамические изделия. Для их изготовления существовал так называемый метод обвара, когда горячее изделие погружали в теплый раствор муки. Получалась темная поверхность.

Изготовление керамики велось с помощью подсобного хозяйства, выделение в отдельное ремесло не произошло. Используется в основном лепная техника. Придание формы проводилось с помощью круга, приводимого в движение руками. Существовали приспособления, которые заглаживали поверхность. Их делали из костей. Кожаными лощилами наводили особую гладкость. Сушили на воздухе и обжигали костровым методом.

зарубинецкая культура происхождение

Гладкая посуда служила более почетной цели – была ритуальной или столовой. Нелощеная – для кухонных нужд. Много было бытовых сосудов типа корчаг. Среди них - круглые и ребристые. В среднем течении Днепра находили конические крышки с полой ручкой. Такие использовали скифы.

Обычным предметом кухонной утвари зарубинцев были глиняные сковородки для лепешек. Декоративная керамика, такая как вазочки, кувшины, стаканчики-стопки встречается значительно реже.

Погребения

Зарубинецкая культура называется культурой урновых погребений. Поле, где неглубоко зарыты останки, соседствует с поселением. Все могильники бескурганные. При раскопках установлено, что ранее они обозначались столбиками.

Овальные ямы заполнены очищенными от обрядового сожжения костями, обычно помещенными в урну. Кремация проводилась несколько вдалеке от могильника. Но встречаются и трупоположения.

В могилах среднего Днепра находят остатки погребальной трапезы – необожженные кости свиней, овец и коров. Это ритуал от скифских погребений. В верхнем течении Днепра встречаются лишь единичные случаи костей животных.

Инвентарь, найденный при погребениях, составляет керамическую посуду, предметы личного потребления (украшения, детали одежды) и реже – серпы и топоры, глиняные пряслица.

Жилище

В разных регионах поселения имели неодинаковые жилища. От полуземлянок, которые были заглублены на метр, до наземных построек с заглубленным на полметра полом с плетеными и обмазанными глиной стенами. В верхнеднепровских поселениях наземные жилища строили на столбах.

наследие зарубинецкой культуры

Обычной формой пола был четырехугольник. По площади – до 20 квадратных метров. Двускатная соломенная крыша покрывалась нередко глиной. Очаг служил обогревом и давал возможность готовить еду. Располагали его возле стены, но есть примеры и расположения в середине жилья.

Интересны примитивные погреба, используемые для хранения. Они могли быть как внутри, так и снаружи жилья. Их накрывали плетеной крышкой, обмазанной глиной.

Раскопки поселения Хотомель многое открыли в вопросах быта зарубинцев. Были раскопаны городище, примыкающее к нему селище и могильник. По сути, это был дружинный поселок, укрепленный искусственными валами и обрамленный заболоченными лугами и рекой.

Налицо возникновение классовой структуры с зажиточными дружинниками и трудящимися селища. Как считается, такое селение подобно феодальному замку.

Зарубинецкая археологическая культура, таким образом, является переходной от времени скифов до славянской киевской культуры. Выделяют позднезарубинецкую ее форму, но лучше называть ее постзарубинецкой – столько изменений претерпела эта форма под влиянием извне.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.