ЗМЗ-409: технические характеристики и ремонт

Ульяновский автомобильный завод тесно сотрудничает с ЗМЗ. Последний активно поставляет ульяновцам бензиновые двигатели. Эти моторы устанавливаются на легкий коммерческий транспорт, в частности на «ГАЗели». В статье мы рассмотрим двигатель УАЗ ЗМЗ-409. Выясним, в чем особенности данного мотора. Читателю будет представлена характеристика двигателя ЗМЗ-409, технические характеристики и особенности его ремонта.

Общее знакомство

Впервые данный силовой агрегат вышел в свет в 96-м году. Это атмосферный бензиновый мотор, который отличался сравнительно высокой степенью сжатия и более низким расходом топлива. Чаще всего был оснащен двигателем ЗМЗ-409 УАЗ «Патриот». Но также этот мотор встречается на «ГАЗелях» и «Соболях». Ранее ульяновцы применяли 409-й двигатель и на «Симбире», который стал преемником устаревшего 469-го УАЗа.

змз 409 уаз патриот

Мотор в 2003 году потерпел небольшие изменения. Так, теперь он стал отвечать нормам выхлопов «Евро-3», благодаря установленному катализатору и модернизированной системе распределительных валов.

Как выглядят у ЗМЗ-409 технические характеристики

За основу описываемого двигателя был взят инжекторный 405-й мотор. Новая модель имеет схожий чугунный блок цилиндров. Высота его сопоставима с 405-м мотором. Однако в конструкции используется модернизированный коленвал. 409 ЗМЗ имеет механизм с увеличенным ходом. Если на 405-м он составлял 86 миллиметров, то на 409-м уже 94. Что примечательно, шатуны остались прежние. Много деталей взаимозаменяемы с 405-м двигателем. Однако сами поршни имеют смещение в 4 миллиметра.

Головка блока, поддон и навесное оборудование остались прежними.

характеристики змз 409

И подробнее о том, какие имеет ЗМЗ-409 технические характеристики:

  • Мотор отличается инжекторной системой питания и рядным расположением цилиндров.
  • Система газораспределения работает от цепной передачи.
  • Во впуске используется 2 клапана на цилиндр (агрегат имеет маркировку 8V).
  • Головка блока – алюминиевая.
  • Степень сжатия – 10 атмосфер.
  • Диаметр цилиндра – 95,5 миллиметра.
  • При рабочем объеме в 2,7 литра (если быть точнее, то 2693 см³) мотор развивает от 112 до 143 лошадиных сил мощности, в зависимости от степени форсировки.
  • Крутящий момент – от 210 до 230 Нм.

Двигатель рассчитан на потребление топлива с октановым числом - А92. Снаряженная масса заволжского двигателя без навесного оборудования – 190 кг. Мотор укомплектовывается пятиступенчатой механической коробкой передач.

Расход топлива

Расход топлива производителем не регламентируется. И на то есть понятные причины. Ведь этим двигателем агрегатируются как легковые, так и грузовые автомобили. Так, на машине УАЗ «Патриот» в смешанном цикле данный показатель, как правило, составляет 16 литров в летнем и 18 л в зимнем режиме эксплуатации. А на «Буханке» и «Соболе» эта цифра на 15% выше.

Масло

В двигателе используется система смазки комбинированного типа. Всего здесь используется 7 литров масла. Однако при замене удается слить лишь 6 литров. Что касается типа масел, то в данном моторе могут использоваться продукты разной вязкости – от 5W-30 до 20W-40.

Производитель регламентирует замену жидкости раз на 8 тысяч километров. Также Заволжский моторный завод выделяет такой параметр, как естественный расход масла на единицу пробега. Так, на 1 тысячу километров данный показатель должен составлять не более 100 г (грубо говорят, литр на долив до последующей замены).

Ресурс

По теоретическим данным завода-производителя, ресурс заволжского двигателя ЗМЗ-409 составляет 150 тысяч километров. На практике же цифры существенно отличаются. У одних автовладельцев мотор ломается к 100 тысячам, а у других капитальный ремонт наступает лишь после 180.

Как продлить ресурс?

Первое правило увеличения ресурса – своевременная замена расходников. Воздушные и масляные фильтры меняются каждые 8 тысяч километров. Если автомобиль используется в загрязненной (пыльной) местности, воздушный элемент рекомендуется менять в 2 раза чаще.

Вместе со смазкой меняется и масляный фильтр. Регламент тут составляет 7 тыс. км, но не более 10 тыс. км. Также обращайте внимание на цвет масла. Периодически проверяйте его уровень, поскольку естественный уход смазки может составлять до одного литра.

Ресурс цепного механизма ГРМ составляет 80 тысяч километров. Дальше привод начинает растягиваться и издавать характерный звук. Это негативно влияет на работу клапанов и распределительного вала.

двигатель уаз змз 409

Если этот мотор используется на коммерческой технике, следует исключить перегрузы. Описываемый двигатель не любит высоких нагрузок.

ЗМЗ-409 сегодня

Как ни странно, но этот мотор до сих пор производится серийно. Сейчас его можно встретить на многих моделях УАЗ:

  • "Хантер";
  • "Буханка";
  • "Патриот";
  • "Кантер".

Что касается автомобилей ГАЗ, то современные «Газельки» укомплектовываются моторами «Камминз» либо УМЗ-4216 ("Эвотек", объемом 2,7 литра). Постепенно ЗМЗ-409 теряет популярность из-за того, что имеет слабые технические характеристики.

ЗМЗ-409 и его неисправности

За несколько лет эксплуатации автовладельцы выделили целый список проблем с этим мотором. Первая – это гидронатяжители цепи. Механизм может заклинивать. Из-за этого мотору потребуется серьезный ремонт. ЗМЗ-409 ввиду отсутствия колебаний начинает шуметь в районе расположения цепи. В результате происходит разрушение «башмака» и перескакивание привода на один или несколько зубьев.

коленвал 409 змз

Еще одна проблема – это склонность к перегреву. Также с этим сталкиваются владельцы автомобилей с 405-м и 406-м мотором. Виной тому является забитый радиатор или заклинивший термостат, из-за чего охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу. Следует менять антифриз каждые 60 тысяч км пробега или раз в 3 года, дабы избежать проблем с внутренней коррозией, а также постоянно проверять систему на предмет наличия воздушных пробок.

ремонт змз 409

Теперь о расходе масла в моторе ЗМЗ-409. Технические характеристики этого двигателя мы рассмотрели, и нами было упомянуто о «естественном» расходе масла. Производитель знает эту проблему, но никаких мер по ее устранению не предпринял. Автомобилисты говорят, что масложор кроется в лабиринтном маслоотражателе с резиновыми трубками.

Конструкция не технологична. При наличии зазора между пластиной лабиринта и клапанной крышкой масло мгновенно уходит наружу. Возможен ли ремонт? Решение проблемы – промазывание герметиком металлической пластины. Насовсем проблему масложора это не решает, но позволяет снизить его расход до 500 миллилитров на 8 тысяч.

змз 409 технические характеристики

Проблемы с электроникой

Очень часто возникают проблемы с проводкой и реле. В последнем случае доходит до того, что машину вовсе невозможно запустить. Под капотом располагаются реле включения стартера и бензонасоса. Оба могут «глючить», причем на ходу (машина глохнет из-за прекращения подачи топлива насосом). Решение проблемы – очистка контактов. Часто реле замыкает «на массу». Но надолго эта процедура не спасает.

Заключение

Итак, мы выяснили, какие имеет характеристики ЗМЗ-409. Мотор не получился революционным. Это тот же 405-й двигатель с прежними проблемами. Именно поэтому Горьковский автозавод отказался от закупок данного силового агрегата.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.