Киев, Кирилловская церковь: фото, отзывы, адрес, время работы

Статья эта знакомит с одним из древних рукотворных чудес, которыми богат Киев. Кирилловская церковь, храм-крепость, построенный в 1140 году и удивительным образом сохранивший свой облик до наших дней, остается загадкой и достопримечательностью и в наше время. Божьему зданию сему скоро будет уже девятьсот лет, оно чудом выстояло в катаклизмах, избегло разрушения от варваров всех времен: татаро-монголов, униатов, большевиков, фашистских захватчиков.

киев кирилловская церковь

Это особенная церковь, и чувства, возникающие у людей, зашедших в нее, также необычны. По их отзывам, она словно наполнена своим индивидуальным терпким смешанным духом святости, страдания и безумия. В ней все подлинно и драматично, внутри храма ощущается какая-то первичная, древняя энергия, есть нечто свободное, не рабское. Фрески времен Киевской Руси не оставляют людей равнодушными, заставляя их на время отвлечься от суеты и задуматься о чем-то более высоком.

Впрочем, не менее творений седой старины потрясают зашедших в сию тихую обитель работы Врубеля: огромная фреска «Сошествие Святого Духа» и знаменитая икона «Богоматерь с младенцем». Знатоки искусства ставят ее в один ряд с «Пьетой» Микеланджело и «Сикстинской мадонной» Рафаэля. Большинство туристов идут в храм-музей, чтобы насладиться совершенством кисти безумного мастера.

О храме

Посвящался александрийским святым Кириллу и Афанасию сей памятник триумфа черниговских князей, претендующих на Киев, - Кирилловская церковь. Описание ее архитектуры канонично для православия: крестовокупольный шестистолпный храм снабжен тремя апсидами (алтарными выступами) и шестью куполами. У церкви большое подкупольное пространство.

Ортодоксальная православная Кирилловская церковь полностью соответствует классическому византийскому канону зодчества. Внешние детали в ходе реставрации, проведенной в XIX веке, приобрели стильность украинского барокко. Из-за древности строения храм расположен на полметра ниже, чем окружающие здания. Однако он не «опустился в землю», это его «родной» уровень почвы, который был в Киеве до XII века повсеместно.

Музей "Кирилловская церковь" (Киев) поразительно и тонко сохранил атмосферу старины, донося ее до своих посетителей. На ее стенах глазам туристов открывается более 800 м2 фресок, которыми в XII веке еще любовались князья киевские. Ценность этих изображений настолько велика, что в храме ограничены службы и не зажигают свечей.

Ранее музей "Кирилловская церковь" (Киев) считался филиалом комплекса Софиевского собора, объекта всемирного наследия. Любопытно, что этот статус она впервые приобрела согласно постановлению совета народных комиссаров № 217 от 07.03.1939 года. Органы государственной власти Украины в 1994 году пошли навстречу Украинской православной церкви Московского патриархата, в ней начали проводиться службы. А в 2011 году храм окончательно передали на баланс УПЦ МП, однако при этом руководство заповедника "София Киевская" (старый собственник) подписывало договор об ограничении количества богослужений, продолжая контролировать состояние исторической памятки и интенсивность экскурсий.

Где находится. Как добраться?

Людьми, небезразличными к истории Руси, как правило, посещается по их приезду в Киев Кирилловская церковь.

Как добраться до этого памятника древнего зодчества? Храм расположен северо-западней основного исторического центра Матери городов Русских, в районе, называемом урочищем Дорогожичи, находящемся между современными улицами Елены Телиги, Подольским спуском и Кирилловской (Фрунзе). Среди экскурсантов много людей верующих.

Они обычно спрашивают (их не только как музей интересует Кирилловская церковь): «Какой патриархат?» Киевляне охотно отвечают им: «Украинской православной церкви Московского патриархата. Выйдя на станции метрополитена «Петровка», езжайте на троллейбусе в сторону улицы Кирилловской».

кирилловская церковь киев расписание богослужений

При движении мимо парка "Бабий Яр" этот храм, окруженный зелеными насаждениями, можно увидеть на возвышенности. Благодаря этому маршруту большинством туристов и посещается Кирилловская церковь (Киев). Адрес ее: улица Елены Телиги, 12.

Впрочем, это не единственный логистический вариант проезда к храму. Прямо с железнодорожного вокзала туристы могут добраться до церкви на маршрутном такси № 181 либо с пересадкой с маршрутки № 18 на № 7 на остановке "Стадион «Спартак»".

Кирилловская церковь (Киев): расписание богослужений и экскурсий

Этот храм - одна из визитных карточек столицы Украины. Более 870 лет украшает Киев Кирилловская церковь. Фотогалерея ее икон и фресок хорошо знакома не только тысячам православных священников. Она размещена на сайтах многих туристических и экскурсионных агентств. Кроме киевлян – ценителей искусства, привлекает своей славой приезжих из других областей Украины и ближнего зарубежья, посетивших Киев, Кирилловская церковь.

Экскурсия по ней заказывается заранее по телефону, в настоящий момент (по расценкам 2017 года) стоит она 80 грн. с человека (оплата экскурсоводу), при этом экскурсанты сами должны приобрести и весьма недорогой билет, фактически допускающий к экскурсии (на нем зарабатывает музей). Традиционно востребована и иностранными туристами, приехавшими в Киев, Кирилловская церковь. Режим работы ее устраивает большинство экскурсантов. Допуск производится ежедневно, кроме пятницы с 10-00 до 18-00. В четверг посещение прекращается на час раньше.

Впрочем, это не только музей, но и храм. Люди, желающие лично прийти и увидеть бесценные иконы и фрески, могут это сделать бесплатно. Это давняя православная христианская традиция, выполняемая повсеместно. Не является исключением из этого правила и одухотворяющая древний Киев Кирилловская церковь.

Время работы ее приемлемо для большинства людей верующих, пришедших помолиться самостоятельно (не на службе). Иеромонахи проводят ежедневные службы не в рассматриваемом нами храме, а в соседнем - трапезной церкви. Таким образом, из-за наличия многих людей не нарушается температурно-влажностный режим древнего здания, где по понятным причинам запрещено также массово жечь свечи. Всего дважды в неделю принимает службу Кирилловская церковь (Киев).

Расписание богослужений ее довольно лаконично:

  • Субботнее всенощное бдение начинается в 16-30.
  • Воскресная литургия - в 09-15.

В остальное время работы храма-музея он открыт для посетителей и для экскурсий.

Впрочем, храм одновременно является и музеем, поэтому его работниками взымается плата с экскурсантов. Администраторы следят за тем, чтобы люди, прибывшие с экскурсоводом, обязательно оплатили билет в музей.

О святом, давшем имя храму

Согласно канонической вере, святой, которому храм посвящен, становится сомолитвенником его паствы, а даты, с ним связанные – престольными праздниками.

Кем же был Кирилл Александрийский, именем которого названа эта церковь? Родился он в знатной семье, получил достойное светское и духовное образование. Шесть лет он провел в молитвенном ските в Нитрийских горах. Это был волевой и глубоко верующий человек, ставший александрийским патриархом. Он умел аргументировать, полемизировать и доказывать заблуждения в вере. Кирилл изобличил ересь Новициана, отрицавшего возвращение во христианство заблудших через покаяние, а также ересь Нестория, хулящего Богоматерь.

Он дважды возглавлял Вселенские Соборы, прописал Иоанна Златоуста в церковных книгах как великого святого.

Также Кирилл обладал нетривиальными способностями экзорциста. Ему однажды удалось очистить наполненное бесами капище вблизи Александрии. Это, безусловно, был подвиг веры. Для сравнения, представьте себе современного священника, способного очистить и освятить известную в Киеве геопатогенную Лысую Гору, место изначально святое, но оскверненное тысячами и тысячами убийств, поменявшее свой знак с «+» на «─»! Святому Кириллу была в высокой мере присуща спокойная твердая вера в то, что Господь не оставит, прибудет и защитит изгоняющего бесов.

Возможно, поэтому воин-князь Всеволод Олегович посвятил этому святому и мужественному человеку храм и взял себе его имя при крещении.

Черниговский князь

Зададимся вопросом: «Из каких составляющих складывается аура храма?» Очевидно, что таковых много. Одну из них мы уже рассмотрели – святой, которому он посвящен. Впрочем, кроме него, свою долю вносит и личность его основателя.

Какова была вера не обладающего примерным христианским смирением, харизматичного и властного древнего черниговского князя Всеволода Олеговича? Ведь благодаря именно ей была построена Кирилловская церковь в Киеве. Фото внутренних фресок храма, представленные в этой статье, доносят нам облик древнего православного правителя, пытающегося объединить державу огнем и мечом и потерпевшего фиаско. За непростое дело взялся это крепкий мужчина-воин с волевым лицом. Почему-то для характеристики князя на ум приходит фраза Джека Николсона из «Полета над гнездом кукушки»: «Но я хотя бы попробовал!» Он во время феодальных распрей верил в чудо – что Русь опять станет единой, поэтому и возвел храм.

кирилловская церковь в киеве фрески

Как взошел он на Киевский престол? В 1139 году Всеволод Олегович после пяти лет безрезультатных войн получил весть, что умер его старинный оппонент, внук Мономаха Ярополк. Черниговский князь после этого легко отобрал силой у его брата, князя Вячеслава, власть, фактически завоевав Киев.

Кирилловская церковь как форпост на северо-западных рубежах его стольного града начала строиться немедленно после утверждения в статусе стольного князя. А уже на следующий год новый храм предстал глазам киевлян. Княжеские зодчие возвели тринавну: шестистолпное трехапсидное здание тогда еще с одним куполом, ориентированное по оси запад – восток, размерами: 31 м на 18,5 м и высотой 28 м.

Идея столь оперативного строительства понятна: кто контролирует подъездные и торговые пути, тот контролирует все. Новый храм стал любимым для властителя Киева. Поэтому позже он, а не София, стал фамильной усыпальницей.

Впрочем, на деле политика Всеволода Олеговича не была столь мудрой, как его планы, практически она сводилась не к дипломатии, а к войнам. Прожил князь после строительства храма 6 лет, в течение которых воевал с новгородскими и галицкими князьями, и однажды, вернувшись в Киев из похода на Галич, умер.

Храм - усыпальница

Новый киевский князь желал объединить феодально раздробленную Киевскую Русь под своим началом, стремясь к триединой власти: административной, военной и духовной. Его амбиции нашли свое отражение и на древних фресках алтаря его храма, где сам он, Всеволод Олегович, изображался в стиле императора Византии.

Согласно летописям, позже в этом же храме были захоронена княгиня Мария Мстиславовна и княжна Мария Казимировна (обе - 1179 г.), князь Святослав Всеволодович (1194 г.). Строительство Кирилловской церкви завершила вдова князя, Мария Мстиславовна.

Впрочем, до наших дней саркофаги правителей не сохранились. Они были разбиты и разграблены во время польско-украинских войн.

О личности Всеволода Олеговича можно спорить, диспутировать, ссылаться на летописи. Однако исследователями Кирилловской церкви, храма необычного, давно замечено, что древние письменные свидетельства говорят порой одно, а сам памятник зодчества указывает на противоположное.

О чем нам рассказывают древние лики

В храме много древних фресок, далеких от привычного нам канонического написания. На одной фреске мы видим императора, сидящего на троне спиной к зрителям и лишенного нимба (что не типично). Невдалеке от него проплывает лодка со святым, отмеченным нимбом. Это сюжет из жития второго титульного святого церкви – Афанасия Александрийского. Когда-то он при помощи челна уплыл по Нилу из Александрии, император коей, Юлиан Отступник, приказал убить святого. Однако Афанасий проявил находчивость и спасся.

Также церковь может многое рассказать и о личности своего устроителя, о крайнем патологическом тщеславии Всеволода Олеговича, человека покорившего, но не возродившего до уровня Матери городов русских Киев.

музей кирилловская церковь киев

Кирилловская церковь в своем внутреннем обустройстве содержит архитектурную деталь, свидетельствующую о вышезаявленном. Над фреской с изображением александрийских святых Афанасия и Кирилла имеется один странный крохотный балкончик. Чтобы войти на него, следует в южной церковной апсиде, прямо в стене, отыскать еле заметную дверь, а затем подняться вверх на пять метров по крутой лестнице, спрятанной прямо в стене. Балкончик совершенно компактен, там может разместиться всего один человек. Это место явно не для хора, да и к чему певцов размещать на высоте пяти метров?

Здесь также не могли выставлять ни гробы при прощании, ни святые мощи для почитания. Ведь у православных заведено прикасаться к ним. Более того, подобного балкончика не существует ни в одном храме мира!

Не вызывает сомнений, что сия архитектурная деталь была создана непосредственно для Всеволода Олеговича. Пребывая на литургии, он возвышался над паствой и священниками, символически уподобляясь императору Византии. Черниговский князь стоял лицом к своим подданным, лицезрея фреску «Кирилл поучает царя», на которой сам же был изображен византийским императором, а его подданные, пребывая на церковной службе, били поклоны не только Богу, но и ему, Всеволоду Олеговичу. Ослепленный гордыней, он творил из себя идола поклонения.

Художник Михаил Врубель и Кирилловская церковь

Если в позапрошлом веке найденные и реставрированные фрески Киевской Руси подогрели интерес к древнему храму, то славу ему, несомненно, принес один из самых загадочных художников мира конца XVIII – начала XIX века, при участии которого реставрировалась и расписывалась Кирилловская церковь (Киев).

Врубель М. А. в 1884 году был приглашен для этой работы известным искусствоведом и археологом профессором Адрианом Праховым. Примечательно, что многие художники до него за эту работу браться не собирались. Церковь к тому времени приобрела славу недобрую: на ее территории находилась психиатрическая лечебница.

киев кирилловская церковь фотогалерея

Студент был потрясен: такое предложение – коснуться истории и самому войти в нее - бывает у живописца только раз в жизни! Он принял нелегкое для себя решение. Для росписи этого храма Врубель покинул обучение в Петербургской академии художеств. Кстати, до этого Михаил Александрович, к негодованию отца, еще и бросил юридический факультет Петербургского университета.

Забегая наперед, скажем, что вместо морального и материального удовлетворения, работа сия принесла Михаилу Врубелю глубокое разочарование и психическое расстройство. Впоследствии искусствоведы утверждали, что оккультную, гностическую личность Врубеля отторг своей мистической аурой православный Киев, Кирилловская церковь.

Отзывы о нем современников свидетельствуют об индивидуализме, увлечении запредельным, меланхоличности, философском метании между Богом и дьяволом. Это противоречило началам, привнесенным в ауру храма его титульными святыми и основателем.

Пророчество

Ни для кого не секрет и, судя по отзывам, посетители это чувствуют, что Кирилловская церковь – самый мистический храм Киева, и это связано с личностью Врубеля. Для понимания причины дальнейших мистерий расскажем об этом гениальном художнике.

Его стиль творчества предполагал не унылое творение «по обязанности», а совершенно другой его вид: на волне вдохновения, которое трактовалось им как особое душевное состояние.

Врубель реально пытался научиться достигать этого усилием воли. Настойчивые занятия самосозерцанием и медитацией дали результат: он научился входить в ипостась художника-демиурга. В молодом человеке было что-то одновременно притягивающее и отталкивающее. Искусствоведы говорили, что он, используя элементы символизма и уникальную выразительность красок, являлся «не рабом, но соперником» существующих школ живописи.

И вот – Врубель в Киеве, он выходит из пассажирского вагона. Позже сам художник назовет случившееся с ним на железнодорожном вокзале мистикой. Петербуржец спросил первого встречного о том, как ему добраться до Кирилловской церкви. Ответ потряс его: «Вам - в психиатрическую лечебницу». Прохожий, очевидно, имел в виду приют для нервнобольных людей, находящийся в непосредственной близости к храму.

Судьба порой бывает не только ироничной, но и жестокой: однажды сошедший с ума от влияния потустороннего, художник таки окажется в этом самом приюте. Желая умереть и не в силах это свершить, он будет зимой обливаться холодной водой и стоять у открытого окна в надежде заболеть пневмонией. Здесь же, в Киевской психушке, он и умрет.

Неканонический художник в храме

А пока что все только начиналось… Трепетно отнесся к новой своей работе Врубель. Его притягивал своей непостижимой аурой неразрушимый храм - Кирилловская церковь в Киеве. Фрески тончайшей работы древних мастеров казались художнику живыми. По просьбе Михаила Александровича, его спонсор Адриан Прахов отослал его в Италию, славившуюся венецианской христианской живописью. Затем художник долго и скрупулезно изучал фрески Софиевского собора и лишь потом вошел с кистью в Кирилловский храм.

киев кирилловская церковь отзывы

Живописец, кроме следования канонам, внес в иконы церкви свое мистически-сказочное видение мира, тонкую чувственную эстетику, гениальное и болезненное начало. Так, восстанавливая фреску «Сошествие Святого Духа на апостолов», он изобразил святых не безликими. Врубель провел много времени, наблюдая за психическими больными, считая, в их облике порой бывает видно и сознание, и некое отражение божьего откровения. Пронзительное выражение их лиц, запечатленных живописцем, посетители церкви могут видеть и по сей день.

Художник также написал для Кирилловской церкви фрески «Космос», «Надгробный плач», «Моисей», «Архангел Гавриил».

Богородица Врубеля

Однажды в реставрируемую церковь вошла супруга работодателя художника – Эмилия Львовна Прахова. Врубель влюбился в эксцентричную замужнюю женщину, не ответившую ему взаимностью и оставшуюся верной своему мужу. Разуверившись в своих попытках сблизиться, живописец предложил изобразить ее Девой Марией, на что Эмилия согласилась. Так появилась в росписи Кирилловской церкви знаменитая Божья мать с младенцем.

киев кирилловская церковь время работы

Адриан Прахов, увидев лик своей супруги в церкви, расторг договор с Врубелем, выставив художника из храма. Живописец впоследствии до конца своих дней был снедаем безответной любовью к этой женщине.

Спустя пару лет, во время купания в летний зной, друг Михаила Александровича художник Константин Коровин спросил его о происхождении больших и глубоких уродливых шрамов на груди. На что несчастный Врубель ответил, что он любил женщину, а она его боялась, поскольку не могла понять. Пояснить же ей причину, препятствующую сближению, он не мог. Влюбленный страдал безмерно, но когда резал грудь – боль уменьшалась.

Затем Врубель решит отомстить Эмилии по-своему, начав писать на полотнах лики демонов. Кто знает, какую реальность изображал Михаил Александрович, обладающий способностями медиума...

Таким образом, Рубиконом, переломом в жизни Врубеля стала Кирилловская церковь в Киеве. Фрески, отреставрированные им, и особенно созданная художником Богоматерь с младенцем принесли ему славу мастера, но не деньги. Позже Анна Ахматова с грустью скажет об этом лике: «Киевский Врубель. Безумные глаза Богородицы…»

Заключение

Очень многие люди, посетив музей "Кирилловская церковь" (Киев) однажды, приходят туда опять. Они утверждают, что их словно притягивает древний храм, преобразившийся творчеством гениального до безумия художника. А те 20% его икон, которые остались со времен Руси древней, нисколько не поблекли в соседстве с шедеврами Врубеля, а наоборот, стали ярче, осязаемей, понятней.

киев кирилловская церковь описание

Сильное действие на пришедших в храм производит настенная фреска «Сошествие Святого Духа». Люди, всматриваясь в лица апостолов, начинают понимать их чувства. Изображение словно оживает, отражая эмоции персонажей, создавая ощущение очарованности, восхищения.

Впрочем, наиболее выразительной иконой древнего храма является Богородица. Она обрушивает на смотрящих на нее бездну эмоций. В пронзительном взгляде Матери Божьей отражается и боль всех женщин земли за детей своих, и скорбь о грешности и жестокости этого мира, и предостережение всем живущим.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.