"Москвич-2139": характеристики

Наряду с серийными машинами, на АЗЛК выпускали и опытные модели. Один из таких автомобилей – это минивен «Москвич-2139». Машина интересная, однако в серию она так и не пошла. Создан минивен был только в экспериментальных целях. У АЗЛК был совершенно реальный шанс создать машину, способную конкурировать с похожими моделями от «Дженерал Моторс» и «Рено», но вмешалась экономика.

Автомобиль оснащался передним приводом, а разработку начали в 87-м году. Образец смогли воплотить в металле только в 91-м. Микроавтобус был построен на базе агрегатов от «Москвич-2141». Существует единственный экземпляр автомобиля «Москвич-2139 Арбат» и находится он в Музее ретро-автомобилей.

История создания

Создать новый тип автомобилей для АЗЛК решил генеральный директор завода Коломников. Он несколько лет работал в Минавтопроме СССР, но затем решил вернуться на АЗЛК. Далее свои предложения касательно разработки внесли и конструкторы завода. Они предложили удовлетворить спрос покупателей на авто с возможностями повышенной проходимости, и в частности, на семейные микроавтобусы. Кроме того, если бы эта новинка тогда вышла в серию, она бы стала первым грузопассажирским авто повышенной проходимости, оснащенным передним приводом.

семиместный автомобиль

В Министерстве автомобильной промышленности рассмотрели проект и утвердили техническое задание. Разработки получили специальные отраслевые индексы. Так, машина была официально включена в план по развитию завода.

Кто и как делал дизайн?

Для создания внешности пригласили специалиста в промышленном автомобильном дизайне Александра Кулыгина. В свое время он громко заявил о себе. Этот человек создавал самодельные автомобили. Их было два. Это внедорожник с именем «Ухта» и спортивный автомобиль «Панголина». Так как Кулыгин работал над созданием своих машин не сам, то вместе с ним на АЗЛК строить «Москвич-2139» пришли его партнеры и помощники.

Макет из пластика

Далее дизайнеру поручают создать все необходимые для разработки эскизы этого универсала. Александр задание выполнил более чем достойно. Была разработана и изготовлена пластиковая модель с масштабом 1:4. Внешне эскиз был очень похож на настоящую машину с салоном и стеклами.

москвич 2139 размеры

Кулыгин сумел точно воспроизвести в пластике главные интерьерные детали, а также всю внешнюю оптику. Этот образец обзавелся индексом 2131. У него открывалась дверь багажника, а внутри поместили холодильник. В процессе строительства следующего макета, уже в полном своем размере под условным именем «Круиз», дизайнерский отдел Кулыгина заново разработал форму и внешний вид кузова практически с нуля. Семиместный автомобиль универсал повышенной проходимости выглядел в полном соответствии с автомобильной модой 80-х годов.

Салон-трансформер

Макет, куда можно уже было сесть, создавали отдельно. В машине поместилось три ряда кресел, которые можно было снимать и как угодно переставлять.

москвич 2139

Переднее пассажирское кресло, а также водительское можно даже разворачивать. Средний ряд складывался и легко трансформировался в удобные столики. Также дизайнеры и конструкторы предусмотрели в салоне подушки с возможностью изменения длины. Сейчас бы «Москвич» минивэн называли бы не иначе, как машину с салоном-трансформером.

Кадровые перестановки

По неизвестным обстоятельствам, работы по разработке и строительству минивена прекратились. Однако в 87-м году работа запустилась с небывалой мощностью и энтузиазмом.

Задержки в работах по проекту на АЗЛК объяснили серьезными кадровыми перестановками. Так, с завода уходит главный конструктор АЗЛК Ткаченко. На его место утверждают Сорокина. Кроме того, увольняется и Кулыгин. Но на проекте остается работать Константин Громадзкий. Его назначают главным руководителем и начальником дизайнерского бюро завода. Громадзкий всегда мечтал работать на этой должности, и вот его мечта сбылась.

Начало разработок

Работы по созданию автомобиля начались в 87-м году. Опытный специалист в области промышленного и автомобильного дизайна предлагает свое видение проекта, а вместе с ним и собственные эскизы экстерьера будущего авто «Москвич-2139». Поэтому если взглянуть на «Круиз», то будет хорошо видна разница между ним и макетным образцом универсала.

Над созданием пластилинового макета работали подчиненные и самые опытные сотрудники Бюро художественного конструирования АЗЛК – В. Арутюнян и М. Елбаев. Комбинация приборов автомобиля была разработана художником Н. Титовым.

Над автомобилем работали лучшие и самые опытные дизайнеры. Может быть поэтому во внешности машины читались современные отражения модных тенденций? В отличие от угловатых проектов Кулыгина, дизайн Сорокина сильно выделялся. Это зализанная форма кузова, а также отличные аэродинамические характеристики за счет вклеенных стекол.

Можно сказать даже больше: «Москвич-2139», год выпуска которого формально – 1988, сумел опередить свое время минимум на 15 лет. Нечто подобное уже применялось, не в 80-х и 90-х, а только на некоторых автомобилях из начала 2000-х годов.

«Арбат»

Этот первый прототип создали силами Бюро художественного конструирования. Интересно, что в разработке не принимали участие сотрудники бюро кузовов и других отделов. Так случилось из-за желаний Коломникова. В отделе был открыт хорошо оснащенный модельный участок.

Далее за макетом создавался чертеж. На основании последнего были намечены сечения наружных деталей кузова. Пространственные детали склеивались из полосок из пенопластовых шпангоутов. Затем делали шаблоны из алюминия. Сверху пенопласта протягивали поверхности из гипса. Затем макет разрезали на отдельные детали – боковые части, двери, крышу, капот, бамперы. Эти элементы послужили матрицами для производства форм, в которых выклеивались детали из стеклопластика.

Кузов

Процесс создания комплекта кузовных оригинальных элементов и сборка ходового образца заняла примерно полтора года. «Москвич-2139» получил каркасно-панельный кузов. В основе конструкции была платформа из стали и пространственный каркас несущего типа. Все элементы кузова, находящиеся снаружи, изготовлены из пластика.

Двигатель

«Москвич-2139» АЗЛК был оснащен одним из модификаций силового агрегата серии АЗЛК-21414 объемом 1,8 л и мощностью 95 лошадиных сил. Мотор был предоставлен конструкторским бюро завода. В 80-х годах велись активные работы над моторами этой серии, создавались и активно испытывались опытные, а также рабочие образцы. Остальные агрегаты, а именно приводы для ведущих колес, КПП, система рулевого управления, передняя и задняя подвеска, были взяты от серийной модели «Москвича-2141».

Подвеска и салон

Чтобы увеличить характеристики грузоподъемности, конструкторам пришлось создавать полностью оригинальную конструкцию задней подвески. Все внутренние детали интерьера семиместный автомобиль также получил от «Москвича-2141».

В автомобиле был салон с возможностью трансформации. Передние кресла можно было повернуть и отрегулировать длину подушек. Наряду с массой элементов от 410 «Москвича», в интерьере была также масса оригинальных решений.

москвич 2139 азлк

Среди них – полностью электронная приборная панель, мультируль, который сейчас есть в хороших иномарках. Имелась штатная аудиосистема, а ведь это простой, отечественный «Москвич 2139». Описание подтверждает, что имелся даже бортовой компьютер и кондиционер.

День рождения

Готовый «Москвич-2139» (опытный образец, воплощенный в металле и пластике) сдали 31 декабря 1987 года. Но данный экземпляр не был последним и окончательным. Нужно было еще протестировать и оценить, на что способна новая машина, какие достоинства и недостатки она имеет, а также выяснить, как дальше развивать новый автомобиль.

Альтернативный минивен на АЗЛК решили разрабатывать при содействии и активном участии итальянских дизайнеров из фирмы Garnero. Завод выдал итальянским дизайнерам очень четкие условия и техническое задание. Конструкторы проекта «Арбат» отправились в Италию, чтобы там создать посадочный макет.

москвич минивэн

Далее в Москву прислали макет кузова и экстерьера из пластика. Внешне он не имел практически никаких отличий от настоящей машины. Изготовили макет точно в оговоренные сроки так, как будто проект просто лежал у дизайнерской фирмы в запасе. Усилиями итальянских специалистов и конструкторов из АЗЛК был создан посадочный образец. Однако в СССР он так и не попал. Первый макет тоже пришлось затем вернуть авторам.

Этот проект создавался лишь в качестве концепт-кара. Но планы на запуск в производство минивенов в правительстве были. Его должны были начать в Калужской области, в городке Сухиничи. Там находился завод автоматических линий, который в начале 89-го года вошел в производственный комплекс «Москвич».

москвич 2139 описание

В начале 90-х машина широко освещалась во всей автомобильной и около автомобильной прессе. 26 октября 88-го года «Москвичу» даже присвоили одну золотую и восемь серебряных медалей на выставке ВДНХ СССР.

«Ресса»

«Ресса» – это, пожалуй, наиболее редкий и наименее известный опытный прототип производства АЗЛК. Машина проектировалась и создавалась в сотрудничестве с итальянцами. «Ресса» является результатом развития «Арбата». Именно эту версию и должны были запустить с серию на заводе в Сухиничах. Автомобиль в серийную сборку так и не попал, а единственный макет вернули обратно итальянцам.

«Москвич-2139»: характеристики

Сборку макетов и опытного образца выполняли специалисты ПО «Москвич» в городе Сухиничи Калужской области. Автомобиль является представителем D-класса (это семейный минивен). Назывался автомобиль очень необычно – «Арбат». Дизайн выполнен в ногу со временем. Кузов имел пять дверей и семь посадочных мест.

москвич 2139 опытный образец

Автомобиль получил передний привод и переднемоторную компоновку. Среди двигателей – АЗЛК-21414 от «Москвича 2141» и силовой агрегат от Renault F3R. Трансмиссия - также от 41-го «Москвича», пятиступенчатая механическая. Двигатель объемом 1,8 л развивал мощность в 95 л. С., а максимальная скорость составляла 175 км/ч.

Габариты

Продолжаем изучать «Москвич-2139». Размеры минивена составили 4600 миллиметров в длину, 1800 миллиметров в ширину, 1640 миллиметров в высоту. Размер колесной базы – 273 сантиметра. Снаряженная масса минивена составила всего 1300 килограмм. Машина получилась очень легкой для своего класса.

Машина, которой не было

Машина, как уже упоминалось, должна была производиться не в Москве, а в Калужской области. Ведь завод АЗЛК был максимально загружен работой. Поэтому сборку планировали на дочернем предприятии. Но вначале нужно было закончить в Москве строительство завода по производству двигателей, где планировали выпускать моторы для всех новых моделей.

москвич 2139 характеристики

И, к сожалению, эти планы не сбылись, но по вполне уважительным причинам. После того, как советский союз перестал существовать, АЗЛС стало не до создания новых перспективных моделей. Уже в 92 году стало понятно, что главное для завода сейчас – это банально выжить в новых условиях.

И в то же время, завод каким-то чудом продолжал работать. Но проект «Арбат» так и остался просто минивеном-перспективой – машиной, которой никогда не было. Автомобилем, созданным в стране, которая перестала существовать.

Хотя недавно на АЗЛК заговорили о возможности восстановления давних заброшенных проектов из пепла. Возможно, минивен выпустят в третьем тысячелетии. Может быть, тот же «Рено» запустит производство под маркой «Москвич», которая выкупила бренд. Но пока автомобилю остается быть только на бумаге и в качестве опытного образца в одном из музеев автозавода.

Заключение

Итак, мы выяснили, какие имеет характеристики, дизайн и салон отечественный минивэн «Москвич Арбат». Как видите, это автомобиль с долгой историей, которому так и не суждено воплотиться в жизнь.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.