Вулканы Антарктиды - нераскрытые секреты

Антарктида – загадочный материк пингвинов и белых пустынь вечного льда, последний из открытых материков и сегодня малоизученный и таящий нераскрытые тайны. Вулканы Антарктиды – одна из таких тайн, которая не спешит открываться.

вулканы антарктиды

Скрытые толщей льдов

Действующие и потухшие, наземные и подводные – сегодня каталог вулканов материка Антарктиды насчитывает порядка 35 на суше, и как минимум 18 из них - действующие. Последний из них был обнаружен в 2008 году, он скрыт под толщей льда и расположен вблизи залива Пайн-Айленд в горах Хадсон. Его обнаружили при зондировании ледяного покрова с воздуха, а сколько их еще не открыли?

вулкан материка антарктида

Первые, но не последние

Вопрос "Есть ли вулканы в Антарктиде?" потерял актуальность в далеком 1841 году, когда экспедиция Джеймса Росса увидела два вулкана – действующий Эребус и потухший Террор (названы по именам кораблей экспедиции). С тех пор началось изучение вулканов и новые открытия. Так, в 2010 году появились сообщения об открытии целой цепи из 12 подводных вулканов Антарктиды. С помощью сонаров было установлено, что высота некоторых достигает 3 километров. Семь из них активны, а под водой находится воронка потухшего вулкана диаметром до 5 километров.

Вулкан Эребус

Самый южный из всех действующих вулканов планеты - Эребус - имеет высоту почти 4 тысячи метров над уровнем моря и кратер в диаметре 805 метров глубиною в 274 метра. Это один из трех вулканов планеты, в недрах которого находится вулканическое неисчерпаемое озеро с лавой. Именно это придает Эребусу своеобразное свечение, которое стало маяком для всех мореплавателей моря Росса. Последнее из 8 за сто лет крупное извержение было в 1972 году, когда лава выбрасывалась на высоту восьмиэтажного дома.

есть ли вулканы в антарктиде

Покорение Эребуса – дело чести

Для исследователей Антарктиды восхождение на этот опасный вулкан стало почти наваждением. Первыми покорили его в 1908 году группа экспедиции профессора Эрнеста Шеклтона, которому было 50 лет. Именно эти исследователи первыми увидели лавовое озеро в кратере.

Геологи из Новой Зеландии в 1974 году разбили лагерь в основном кратере, но активность вулкана не позволила им исследовать внутренний кратер. И хотя путь к вулкану преграждают множественные ледяные пики, ежегодно к нему устремляются исследователи-экстремалы.

Вулкан Десепшен

Посреди Шетланских островов, в 850 километрах юго-восточнее мыса горн находится виновник возникновения залива Порт-Фостер. Именно этот действующий вулкан считают ответственным за самое крупное известное извержение. Открыл вулкан в 1820 году капитан Уильям Смит, а в 1960-х годах тут появилась совместная станция Великобритании, Чили и Аргентины. В период 1967-1969 годов, в результате нескольких извержений, станции Чили и Великобритании были уничтожены. Остались только аргентинцы, к которым в 2000 году присоединились испанцы.

Загадочный Десепшен

Это редкий «подледный вулкан», что находится под ледником толщиною до 100 метров. Лава его движется медленно и на поверхность выходит огромное количество грязи. Вулканологи и сегодня до конца не уверены в происхождении вулкана – то ли это рифтовый вулкан (расхождение коры), то ли он образован субдукцией (погружение одной коры под другую) тектонических плит.

какой влукан находится в антарктиде

Гора Сидлей

Земля Мери Берд содержит цепь вулканических гор в составе хребта Исполкома (Executive Committee Range). Высота горы Сидлей порядка 4,3 тысячи метров, подножие – 2,5 тысячи метров. Одна сторона горы образует кальдеру вулканического кратера с диаметром в 5 километров. Толщина ледового покрытия достигает 2 километров и если лед растает, то здесь появится вторая Япония в виде архипелага островов вулканического происхождения.

Вулканы Антарктиды и будущее планеты

По данным Nature Geoscience, вулканическая активность влияет на скорость таяния льдов. Тепловой поток от вулканов Антарктиды, проходя через земную кору, вызывает нестабильность ледового панциря материка. Ученые уже смоделировали карту планеты после прогнозируемого таяния льдов Антарктики. И на ней нет большей части северной Америки и прибрежных районов Индии. Полностью уйдут под воду Лондон и Венеция, Нидерланды и Дания. В числе стран, которые пострадают, России нет.

Антарктические фантазии

В 2017 году в прессе появились сообщения о деятельности НАСА в кратере вулкана Эребус по поиску портала в другие миры или следов пришельцев. Теперь каждый знает, какой вулкан находится в Антарктиде.

Огромная двухметровая буква «М» на одном из островов долго была загадкой. Но выяснилось, что таким образом один польский исследователь увековечил имя дамы своего сердца Магды. Правда, материал выбран интересно – это экскременты пингвинов.

Два пика скалы у входа в канал Лемера названы весьма своеобразно – «Сиськи Уны». В составе британской экспедиции действительно была девушка Уна. Занятно, ведь некоторые вулканы и сегодня безымянны.

В Антарктиде множество подледных озер с пресной водой. По некоторым данным, их около 140. А самое большое – Восток. Ширина его 50 километров, а длина – 250.

А вот из ледника Тейлора вытекает кровавый водопад. Это явление объясняется деятельностью бактерий в подледном озере. Они выделяют двухвалентное железо, которое на воздухе окрашивает воду в зловещий цвет.

К разочарованию многих, в Антарктиде нет белых медведей. Хищники тут только морские – касатки да ледовые акулы. Именно поэтому пингвины на суше такие смелые.

В Антарктиде расположено 5 полярных станций России. Самая крупная – «Восток» - находится в районе геодезического Южного полюса.

какую информацию.