Венера Медицейская – «Эллады пламенной любимое созданье»

Венера Медицейская. Мрамор. Высота 1,53 м. Первый век до н. э. Античное наследие. Приобретено семейством Медичи в 1677 году из собрания древностей Ватикана. Находится в галерее Уффицы во Флоренции.

Находка

Скульптура Венера Медицейская является до известной степени загадкой. Точная дата ее находки не зафиксирована. Известно только то, что она найдена на развалинах виллы римского императора Адриана неподалеку от Рима в Тибуле. От нее исходило ощущение свежести и чистоты без налета игривости и сентиментальности.

Венера Медицейская

Поступив в коллекцию Ватикана, она восхищала его гостей до 1677 года, когда вдруг понтифик Иннокентий XI сделал заключение о ее непристойности и продал ее семейству Медичи во Флоренцию. Венера Медицейская или, как ее еще часто называют, Венера Медичи, там считалась чудом искусства. Предполагали, что у нее был бронзовый оригинал, созданный по мотивам Афродиты Книдской Праксителя. Кто автор мраморной копии, достоверно неизвестно, хотя на постаменте имеется надпись на греческом языке «Клеомен, сын Аполлодора Афинского». Предполагают, что оригинал был отлит из бронзы учеником Праксителя.

Короткие сведения об Афродите

Венера, дочь Зевса, родилась, когда боролись Крон и Уран, и их кровь оплодотворила море. Из его белоснежной пены выходит немного испуганная Венера Медицейская.

статуя Венеры Медицейской

Ее сопровождают дельфин и два амура, которые одновременно служат ей устойчивой опорой. Почти во всех странах мира в парках, музеях и гротах стоят ее копии, более или менее близкие к оригиналу Медичи. Есть они и в России. У нас ее копии можно было увидеть в начале XIX века во многих состоятельных дворянских домах, например, в усадьбе графа Шереметьева, а также в парке Петергофа и в Академии художеств. Афродиту, воплощенную в строгих классических формах, с восторгом воспевали поэты, а критики были единодушны в похвалах. Статуя Венеры Медицейской совершенна по высокому мастерству исполнения и по глубине раскрытия образа: она скромна и застенчива и не осознает силу своей красоты.

Тургенев «К Венере Медицейской»

Ее идеально высокое, с гармоничными пропорциями тело сочетается с идеально прекрасным лицом: прямой нос, большие глаза, рот, который в полтора раза больше одного глаза, округлые брови, а над ними – невысокий лоб. Позже она покорит своей прелестью на Олимпе всех небожителей.

Перемещения произведения

Скульптура была похищена из Италии в 1800 году войсками Наполеона и доставлена в Париж в 1803 году, а вернулась на родину только спустя пятнадцать лет, где она находится и сейчас.

Что было установлено в XXI веке?

В 2012 году было выяснено, что первоначально у скульптуры волосы были позолочены, а губы подкрашены красным. Кроме того, исследователи установили, что в ее ушах были сделаны дырочки для сережек. Но все это было повреждено неудачной реставрацией 1815 года, которую делали итальянцы совместно с французами.

Восторги молодого Ивана Тургенева

скульптура Венера Медицейская

В девятнадцать лет Иван Сергеевич, возможно, в садах Петергофа или в Академии художеств увидел копию совершенного творения неизвестно мастера – Венеру Медицейскую. Эта работа потрясла его и вдохновила на сочинение восторженного стихотворения. Оно было написано в 1837 году и опубликовано П. А. Плетневым как анонимное в четвертом номере журнала «Современник». Обращаясь к Венере Медицейской, Тургенев использовал двенадцать восклицательных знаков в одиннадцати строфах, состоящих из шести строк. Романтически-восторженное произведение написано двустопным ямбом с пиррихиями. В первом шестистишии три восклицательных знака подчеркивают красоту богини другого поколения. Во второй строфе автор уверяет, что такое пленительное произведение могли создать только пылкие дети Юга. Третья строфа рассказывает, что людям Севера не дано понять их жар и любовь, потому что душой они увяли.

Автор считает, что беспечные эллины знали в жизни три цели: стремление к славе, к смерти за отчизну и к любви. В четвертой и пятой строфах описывается рождение Афродиты под роскошным светлым небом в волнах Кипра. В ясный день к водной стихии припал зефир, и из белоснежной пены родилась Красота и вышла из волн. Желая поцелуя, к ней нагнулся свод неба, зефир ее почтительно ласкал, а к ногам льнула бездна вод. Афродиту принял Олимп, а греки ставили ей храмы, назвав ее душой неба и земли. Жрицы пели ей гимны в храмах и курили фимиамы. Но все прошло. Храмы разрушили персы, и давно девы не поют Афродите гимнов. Под резцом Праксителя вновь возникла красота, которая не знает тлена и разрушения. Как встарь, люди могут созерцать божественные черты, храня молчание перед покорившей их бессмертной красотой.

Так заканчивает И. Тургенев свое стихотворение «К Венере Медицейской», которая потрясла его до глубины души.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.