Маркитантка это... Маркитантка: определение, история и интересные факты

Из ранних средневековых летописей и хроник известно, что вместе с войсками всегда следовали маркитантки. Это попросту девицы и женщины, которые обслуживали солдат и рыцарей. Как именно, мы расскажем ниже.

Быт на войне

Маркитантка – это не красотка, а тетка средних лет, которая может крепко выпить, наорать на кого угодно и не бояться ни пуль, ни штыка, ни грязной работы. В арьергарде за армией шли обозы, которые служили одновременно магазинами, лазаретами, прачечными и банями. Ими владели маркитантки. Кроме того, некоторые женщины умели успешно пользоваться оружием, чтобы защитить себя в непредвиденных обстоятельствах и не стать добычей для врага. Это были кантиньерки.

маркитантка это
Другие, которых называли вивандьерки, шли прямо в бой. Оружия у них не было. Была только вода и водка. К ним был привязан колокольчик, который, позванивая, сообщал раненому, что помощь близка. Солдаты берегли и уважали своих помощниц, и если кто-то решался во время боя убить женщину, то с таким человеком расправлялись без суда.

Другая функция

Кроме того, маркитантка – это «девочка для развлечения». Солдат же не все время воюет, ему нужна разрядка, и для этой цели ему подходили особы женского пола, начиная с двенадцати лет и заканчивая старухами.

маркитантка окуджава
У каждого солдата была своя собственная женщина, которая давала ему не только сексуальные утехи, но и служила ему оруженосцем, неся ненужное в данный момент оружие и принадлежности для кухни. Она разыскивала для него еду и питье, помогала уносить добычу и даже ее делить. А если солдат был ранен, то преданно ухаживала за ним. Самые отчаянные и пропащие шли в далекие крестовые походы, где легко было попасть в рабство к мусульманам, но их гнала жажда наживы, более сильная, чем страх.

Попытка изгнать «веселых девиц»

Женщин «легкого поведения» при отрядах и армиях скапливалось все больше и больше. Командование решило с этим положением бороться, так как на них расходовалось слишком много провианта, и они разносили венерические болезни. В английской армии в конце XVI века было разрешено отнимать у девиц деньги, выгонять их и даже сломать левую руку. Неизвестно, как далеко заходила борьба с ними, но без «публичных женщин» ни одна армия не существовала, а приспосабливала их к своим надобностям. Солдат, застигнутых в прелюбодеянии или незаконном союзе, сажали в тюрьму и лишали месячного заработка.

балет маркитантка

Герцог Бургундии женщин, скопившихся в количестве три тысячи человек, заставил копать обводной канал под Нейсом, который он осаждал. Они каждый день под звуки барабанов и флейт выходили на работу, над ними развевалось знамя с нарисованной на нем женщиной. Надзирал за их действиями палач. Таким образом, женщин не изгоняли вообще из армии, а только запрещали личные связи с солдатней. Во Франции они все находились под пристальным вниманием прево, который, как солдатам, им устраивал смотры и запрещал держать лошадей, чтобы фуража хватало коням солдат.

Немецкая армия

Немцы из этих женщин формировали отряды, начальникам которых они беспрекословно подчинялись.

балет маркитантка 1881
Для них был создан устав, по которому они были обязаны быть верными своим господам, носить их поклажу, как вьючные животные, во время стоянок готовить, подавать на стол, мыть, стирать производить уборку и скромно, не вызывающе себя держать. Доступность отступала на задний план.

Зверство, которое осталось в документах

В армии французского военного начальника Филиппа Строцци в 1570 году скопилось столько женщин, что передвижение стало невозможным. Недолго думая, он разрубил «гордиев узел» самым жутким способом. Сначала отобрали самых красивых женщин, а оставшихся, их было восемьсот, просто утопили в реке под их душераздирающие крики и вопли. Это преступление не осталось безнаказанным. Спустя двенадцать лет все тот же Строцци потерпел сокрушительное морское поражение на Азорских островах. В живых осталось восемьсот человек: удивительное совпадение. Испанцы казнили всех до единого, а самого мессира Филиппа они утопили в морской пучине. Так его настигло провидение.

Что притягивало маркитанток к ландскнехтам

Как ни тяжела была жизнь женщины на войне, они все равно стремились примкнуть к армии. Маркитантка – это практичное и мечтательное существо одновременно. Все они хотели обвенчаться или разбогатеть. Некоторым удавалось. Отбыв лет пять, а то и семь на побегушках, они умело участвовали в дележе добычи и скапливали приличные состояния. Это позволяло купить ферму или трактир или даже мужа из обедневших дворян, став после всеобщей «подстилки» дамой.

Как тут не вспомнить Марту Скавронскую, которой тихой сапой удалось сделать головокружительную карьеру. Куда до нее немецкой девахе Рут Тальхайм! Эта мощная баварка с повадками гренадера, когда отряд начал бежать под напором швейцарцев, так стойко сражалась, что немцы вернулись и одержали победу. Рут была ранена, но выжила. Их начальник, полковник Альхгойц, потребовал, чтобы каждый бросил к ее ногам горсть золота. А император возвел ее в дворянское достоинство.

Романтизация

Лишь со временем вся грязь забылась, и романтик написал песню про юную маркитантку. Окуджава, прошедший войну, не описывает свою героиню, но она предстает перед нами прекрасной. Девушка погибла, а бой все продолжается. Кто выживет и почему – неизвестно. Руки держат затвор, в голове – тоска, и уже душа вроде взлетела. Зачем, спрашивает поэт, мы пишем на песке кровью? Природе это не нужно. Человек – существо, которое требует войны, и все позже повторится: и слова, и пули, и любовь. Он был прав. Повсюду льется кровь. Ни на минуту нет мира на земле.

Чтобы полюбоваться на прелестную воительницу, окутанную флером романтики, следует посмотреть балет «Маркитанка». Его написал Цезарь Пуни, а хореографом и исполнителем стал Артур Сен-Леон в 1844 году.

Краткое либретто балета «Маркитантка»

Балет состоит из одного акта. Место действия – венгерская деревня. Кэти, маркитантка полка, любит Ганса, сына трактирщика.

либретто балета маркитантка

Но на ней желают жениться и мэр, и местный барон, которые считают себя женихами Кэтти. Приключения прелестной девушки и отважного юноши составляют сюжет произведения.

Мариус Петипа поставил в Мариинском театре Санкт-Петербурга балет «Маркитантка» в 1881 году. Он обладал добрым талантом, и в каждом его произведении добро побеждало зло. А красота поставленных им танцев давно стала неувядаемой классикой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Подборка фактов в статье неплохая, вопросы есть, но, друзья, читать текст, который через каждый абзац прерывается рекламой других статей переходит грань адекватного. За оформление, подачу информации веб-разработчику и его "вдохновителям" жирный минус. Даже если есть что-то интересное на ресурсе, читать и воспринимать эту шизофреничную мозаику невозможно. Очень агрессивный формат, поэтому постараюсь ваш ресурс впредь избегать.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.